Поговорим о техническом устройстве первых биржевых фондов для биткоина, о процессе купли-продажи их акций и об обеспечении безопасного хранения ВТС.
Американские госрегуляторы по истечении целого десятилетия отказов в первый раз дали официальное одобрение старт ETF, позволяющие непосредственно вкладываться в ведущую криптовалюту (ВТС). Расчет зиждется на том, что свежеоткрытые фонды при поддержке инвест-гигантов вроде BlackRock и Fidelity Investments позволят вложиться в ВТС на порядок большему инвесторскому сообществу, включая розничных и институциональных вкладчиков, а схема, предусматривающая прямую покупку ВТС в качестве основополагающего актива для акций фондов, даст гигантское поступление денег на мировой рынок криптовалют.
Появившиеся BTC-ETF имеют черты сходства с «золотыми» ETF, первенцы каковых начали действовать еще на заре текущего столетия и стали популярным способом инвестирования в главный драгметалл. С тех пор инвесторы не должны приобретать физические золотые слитки с помощью своего брокера аналогично покупке всех ценных бумаг либо прочих активов. Аналогично, появившиеся спотовые BTC-ETF призваны сделать более простым вложение капиталов в биткоин. Отныне упразднена нужда работать с криптокошельками, помнить ключи, заводить учетные записи на криптобирже – вы можете попросту пользоваться тем же брокерским счетом.
В чем смысл спотового ETF
Понятие «спотовый» подразумевает, что фонд в самом деле хранит ВТС, но не иной производный актив, имеющий привязку к стоимости биткоина. Курс акций ETF обязан подниматься и снижаться соответственно динамике первой криптовалюты на крипторынках.
В 2021 г. SEC (американская Комиссия по ценным бумагам и биржам) дала одобрение ряду ETF, позволяющим вкладывать средства в биткоиновые фьючерсы, но долго с тех пор не позволяла запустить спотовые BTC-ETF. Госрегулятор хранил верность своему принципу: спотовый рынок ВТС уязвим перед манипуляционными практиками.
Однако изменение обстановки произошло вслед за тем, как в 2022 г. Grayscale (входившая в число грядущих эмитентов) написала заявление в суд, будучи недовольной отказом на старт спотовых BTC-ETF, хотя фьючерсные были разрешены. В августе минувшего 2023-го компания одержала верх по итогам судебного процесса, и в итоге, среди прочих причин, поэтому SEC пришлось дать разрешение на спотовые BTC-ETF.
Принцип работы новых ETF
Если глядеть в корень, то разрешенные на днях биткоиновые ETF являются трастами, управляющими резервными ВТС и производящими акции (паи). Компании-маркетмейкеры не покладая рук приобретают и сбывают акции данных биржевых фондов, «кормясь» на минимальной разнице между актуальным курсом акций и их стоимостью, базирующейся на курсе первой криптовалюты. За счет этого упомянутые компании способствуют ETF мониторить рыночную стоимость ВТС.
Ряд из упомянутых маркетмейкеров, кроме того, являются т.н. authorized participants (уполномоченными участниками), помогающими присматривать за ростом и сокращением объема доступных акций соответственно инвесторскому спросу. Данную функцию способны выполнять и банки. В перечне authorized participants свежих BTC-ETF фигурируют такие гиганты финансового рынка, как Jane Street Capital и Virtu Financial с примкнувшим к ним штатовским брокерским филиалом банка JPMorgan Chase.
При скупке инвесторской группой акций спотового фонда, когда спрос на его актив существенно возрастает, указанные выше authorized participants вкладывают в фонд (траст) деньги. В качестве ответной меры фонд производит свежие выпуски акций и предоставляет их этим же самым authorized participants. За счет этого происходит расширение предлагаемых акций спотового фонда. Параллельно этому фонд производит пополнение у себя количества ВТС, и пул управляемых им монет возрастает с приходом новых финансистов.
Если инвесторы, напротив, сбывают с рук акции BTC-ETF, вышеизложенная схема срабатывает противоположным ходом. authorized participants относят акции в траст с целью выкупа их за деньги, и предложение этих ценных бумаг сокращается. При этом фонд снижает число своих резервных ВТС.
О покупателях и продавцах ВТС для ETF
Немалому числу свежесозданных ETF приходится рассчитывать на третьих лиц, каковые по необходимости производят фактические покупки либо продажи первой криптовалюты. Чаще всего, ими являются торговые компании, специализирующиеся на торговле крупными партиями крипты.
Следует отметить, что первоначально управляющие DNC-фондами хотели внедрить иной принцип работы с первой криптовалютой. По их видению, authorized participants обязались бы направлять в фонды DNC при выпуске акций либо получать вознаграждение в ВТС, когда эти уполномоченные участники выкупали бы акции. Организаторы ETF полагали, что вышеизложенный подход проще и надежнее, нежели утвержденная по факту система, согласно каковой акции создаются и выкупаются в денежной форме.
Тем не менее, утвержденная технология, когда выкуп производится в натуральной форме, насторожила госрегуляторов и вызвала споры между SEC и компаниями-эмитентами под занавес минувшего года. Комиссию беспокоило, что authorized participants это прошедшие регистрацию на фондовом рынке США брокеры-дилеры, а законодательство этой страны запрещает данной категории предпринимателей осуществлять непосредственные операции с криптой.
К декабрю прошлого года каждая управляющая компания, претендовавшая на запуск спотовых BTC-ETF, была вынуждена переключиться на денежную модель, запрещающей authorized participants касаться первой криптовалюты. Выиграли от этого шага компании с Уолл-стрит с жестким регулированием (например, банки), и они, весьма вероятно, отныне станут authorized participants для спотовых BTC-ETF.
Добавим к этому, что компания BlackRock еще с лета 2022 г. обладают каналами внебиржевого приобретения крипты и собственным приватным трастом, где данная фирма партнерствует с криптобиржей Coinbase. Такие же возможности имеются и у компании Fidelity: эта фирма уже не первый год подряд обладает собственным ОТС-деском (маркетплейсом для внебиржевой торговли криптой) и руководит криптоплатформой Fidelity Crypto.
Источник заработка фирм-эмитентов
Эти организации занимаются привлечением возможных инвесторов, понижая комиссии, взимаемые ха предоставляемые сервисы. В частности, комиссионный сбор таких крупных компаний, как BlackRock, Fidelity и VanEck будет равен 0,25%. Фирма Invesco, подавшая заявление на формирование BTC-ETF совместно с Galaxy Digital Майка Новограца, информировала о планах отказа от комиссии 0,59% на стартовые шесть месяцев функционирования их ETF. Фонд фирмы Valkyrie пока что станет взимать чуть больше – 0,8%. Особняком стоит ETF от Grayscale, берущий 1,5% комиссионных и существенно превосходит в этом прочих фигурантов.
О способе хранения ВТС
В учредительных документах любого из спотовых BTC-ETF можно прочитать, что существует вероятность нарушения безопасности, и это один из возможных рисков функционирования ETF. С целью обеспечения неприкосновенности криптоактивов, фирмы-эмитенты широко пользуются поддержкой сторонних кастодианов, и это обычная практика направления ETF. В частности, ETF на золото нередко работают с банками, располагающими надежными хранилищами для физического драгметалла.
Большая часть созданных за последнее время BTC-ETF отдает предпочтение сервисам хранение крипты, предоставляемым самой крупной американской площадки Coinbase. Как только один из таких ETF покупает первую криптовалюту, она поступает в особый криптокошелек, контролируемый Coinbase. Кастодианы чаще всего держат ключи от активов в холодных хранилищах – автономных «сокровищницах», не имеющих подключения к Всемирной сети, что делает хранение максимально безопасным. Такая схема соответствует физическому хранилищу золотых слитков.