Найти тему

А БЫЛ ЛИ ПОЛДЕНЬ?

Игорь Ушаков. Иллюстрация к рассказу Аркадия и Бориса Стругацких "Ночь на Марсе". Изображение взято из открытых источников
Игорь Ушаков. Иллюстрация к рассказу Аркадия и Бориса Стругацких "Ночь на Марсе". Изображение взято из открытых источников

Сразу оговорюсь, это статья не о том, возможен ли Мир Полудня в нашей реальности или нет, и тем более - не о том, хочется жить в этом мире или нет. Это статья исключительно о том, существует ли Мир Полудня, как единое литературное целое, подобное "Основанию" Айзека Азимова или "Истории Будущего" Роберта Хайнлайна. Я утверждаю, что - нет. Аркадий и Борис Стругацкие целенаправленно не создавали единой истории будущего и то, что мы сейчас называем "Миром Полудня" - это лишь собрание разрозненных, порою слабо связанных друг с другом произведений. Это утверждение ни сколько не умаляет художественной ценности повестей и рассказов, действие которых происходит в ХХ, XXI, XXII и даже немного в XXIII веках. Просто они не объединены ни событийно, ни хронологически, ну или почти не объединены.

Владимир Юдин. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Страна Багровых туч". Изображение взято из открытых источников
Владимир Юдин. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Страна Багровых туч". Изображение взято из открытых источников

Откуда же возникло такое явление, как Мир Полудня? Да исключительно усилиями поклонников творчества Стругацких. Человеческому сознанию свойственно обнаруживать связи в не связанных явлениях, собирать и систематизировать разрозненные данные, выстраивать хронологию даже заведомо вымышленных событий. Доказательством моей версии служит существование минимум двух "Хронологий Мира Полудня". Казалось бы, если Авторы сознательно создавали единую вселенную, то откуда хронологический и событийный разнобой в их книгах? Ответ один. По признанию Бориса Стругацкого, ими двигало желание не повторяться, делая каждую книгу оригинальной и не похожей на предыдущую. В своем стремлении работать всякий раз в новом формате, Братья Стругацкие охотно жертвовали многим, в том числе и необходимостью увязывать события одной книги с другими.

Игорь Ушаков. Иллюстрация к рассказу Аркадия и Бориса Стругацких "Забытый эксперимент". Изображение взято из открытых источников
Игорь Ушаков. Иллюстрация к рассказу Аркадия и Бориса Стругацких "Забытый эксперимент". Изображение взято из открытых источников

А теперь посмотрим, как формировалось то, что мы называем "Мир Полудня" от книги к книге? Самым цельным выглядит цикл произведений, который именуют "предполуденным", ибо события его происходят на протяжении конца ХХ и начала ХХI веков. Главные произведения этого цикла повести "Страна Багровых туч" (1959), "Путь на Амальтею" (1960) и "Стажеры" (1962), к нему же примыкают повесть "Хищные вещи века" (1965) и некоторое количество рассказов. Читателей сбивает с толку, что в этих (первых трех) произведениях действуют Алексей Быков, Владимир Юрковский, Григорий Дауге, Михаил Крутиков и примкнувший к ним Иван Жилин. Казалось бы, все понятно, если герои одни и те же, то и действуют они в одной и той же реальности.

Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Должен жить". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Должен жить". Изображение взято из открытых источников

И с этим можно согласиться. Мы видим не только одних и тех же героев, но и одни и те же технологии и общую социально-политическую картину. Солнечная система осваивается с помощью фотонных ракет, страны социализма и капитализма мирно сотрудничают в космосе под эгидой ООН. И вроде бы ничто не мешает Авторам рассказывать о все новых и новых приключениях полюбившихся читателям персонажей, что и сделали бы писатели, выстраивающие единую историю будущего, но Стругацкие по сути резко обрывают "предполуденный" цикл, отправив на пенсию Дауге, погубив Юрковского с Крутиковым, а Жилина "списав на берег". Что сталось с Быковым мы не знаем, но у него хотя бы точно были сын Григорий и внук Антон, посвятившие себя космосу. Причем, о внуке читатель узнает из рассказа 1959 года "Испытание СКИБР", а о сыне из повести 1962 года "Стажеры". Согласитесь, это мало похоже на планомерное развитие единой авторской вселенной.

Борис Алимов. Иллюстрация к рассказу Аркадия и Бориса Стругацких "Поражение". Изображение взято из открытых источников
Борис Алимов. Иллюстрация к рассказу Аркадия и Бориса Стругацких "Поражение". Изображение взято из открытых источников

Однако это сущие пустяки, по сравнению с гораздо более важными доказательствами моей гипотезы. Ведь создавая единую историю будущего, писатель должен учитывать многие факторы - социально-политические процессы, научно-техническое развитие, а главное - эволюцию человечества в целом. Об эволюции поговорим ниже, а пока что рассмотрим общественно-политическую и научно-техническую составляющую. Уже из "Страны..." мы узнаем, что в конце ХХ века в отдельно взятой стране построен коммунизм. И страна эта называется Союз Советских Коммунистических Республик. Кроме ССКР существует мировая система социализма и капитализм тоже никуда не делся. В "Хищных вещах..." говорится о Пакте о всеобщем разоружении, то есть социализм и капитализм перешли к мирному соревнованию. Последнее не исключает рецидивов, вроде событий на Бамберге (Стажеры) и мятежа Зуна Паданы (Хищные вещи века). Что было с капитализмом дальше, можно только догадываться. Леонид Горбовский вспоминает об одной из последних американских фирм, подвизавшейся на изготовлении особо мягких матрасов (Полдень, XXII век). Горбовский улетел к звездам, а когда вернулся, от капитализма не осталось и следа.

Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Возвращение. Полдень-22 век". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Возвращение. Полдень-22 век". Изображение взято из открытых источников

Не собираюсь строить никаких конспирологических теорий, скорее всего Авторы предполагали, что капитализм проиграл мирное соревнование и усох. Куда интереснее посмотреть, как развивались наука и технологии? В "Стране..." и рассказах Стругацкие немало уделяли места научно-техническому обоснованию описываемых событий. Мы подробно узнаем об устройстве фотонной ракеты, скафандров, вездехода, радиомаяков и т.д, а также - о планете Венера. В рассказах есть сведения о кибернетике, эффекте Козырева и даже об особенностях функционирования человеческого мозга. В последующих произведениях такие подробности встречаются все реже. От научной популяризации авторы смещаются сначала к более менее наукообразно обоснованной фантастике, а потом и вовсе к той самой, кларковской "технологии не отличимой от магии". Ведь, вся эта эмбриомеханика, нуль-Т, полевые и бытовые синтезаторы - не более, чем сказочные "скатерти-самобранки" и "сапоги-скороходы", но в НФ-антураже. И этот переход от скрупулезного обоснования к откровенной сказочности свидетельствует о том, что Авторов перестала интересовать не только наука и техника будущего, но и само будущее.

А. Туманов. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Полдень, XXII век". Изображение взято из открытых источников
А. Туманов. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Полдень, XXII век". Изображение взято из открытых источников

Вот мы и вышли на ответ на очень многие вопросы и претензии, которые и поклонники и противники творчества Стругацких к ним предъявляют. Уже в середине шестидесятых годов Авторы отказались не только от будущего, как цели, но и от будущего, как судьи настоящего. "Полдень", в их произведениях стал только фоном, а все научно-технические придумки ярким антуражем, позволяющим писателям в занимательной форме говорить о проблемах, которые их волнуют. Проблемах настоящего. Однако даже в изображении этого фона Братья Стругацкие пренебрегли последовательностью, которая необходима в создании единой авторской вселенной, а тем более - истории будущего. Несколько примеров. Куда, спрашивается, подевалась вся эта чудесная эмбриомеханика и живые звездолеты во время событий на Радуге? Я вам скажу - куда! Откровенно сказочная техника сделала бы трагедию на планете нуль-физиков невозможной, а следовательно и не интересной Авторам.

Илья Огурцов. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Далекая Радуга". Изображение взято из открытых источников
Илья Огурцов. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Далекая Радуга". Изображение взято из открытых источников

Раз уж мы упомянули повесть "Далекая Радуга" (1962), самое время вспомнить пресловутую "загадку Горбовского". Каким образом душка Леонид Андреевич остался в живых, когда Волна накрыла планету? Опять же, можно строить массу теорий, но ответ прост. Когда он вновь понадобился Авторам, они его без проблем "воскресили". Мыслимо ли сие в единой, связной истории будущего? Возьмем другого популярного персонажа Максима Каммерера. Формально он является сквозным персонажем трех произведений: "Обитаемый остров" (1968), "Жук в муравейнике" (1979), "Волны гасят ветер" (1984), но один и тот же ли это человек? Конечно, можно сказать, что в первой книге Мак Сим был ретивым, не склонным к компромиссам юнцом, во второй повзрослел, а в третьей и вовсе состарился. Так-то оно так, но тогда получается, что, повзрослев, Каммерер стал собственной противоположностью, превратившись из ярого противника всяческого принуждения в образцового сотрудника спецслужб. Легче поверить в то, что Мак стал бы "полуденным" диссидентом, всячески деятельности спецслужб противостоящим.

Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Обитаемый остров". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Обитаемый остров". Изображение взято из открытых источников

Теперь об эволюции человеческого рода. Впервые Стругацкие затронули эту тему в шуточном ключе. Помните в последней главе "Полдня, XXII век" рассказ Горбовского о Петре Петровиче - далеком потомке, который помог астролетчикам починить реактор, пройдя сквозь обшивку корабля? Ну чем не люден? И как тут не вспомнить, что именно Горбовский в "Волнах..." фактически остановил преследование люденов КОМКОНом-2"?.. Впрочем, вряд ли сами Авторы связывали эти два эпизода, ведь рассказ Горбовского всего лишь поучительная байка. И тем не менее Стругацкие поначалу действительно хотели показать эволюцию человечества, если судить по заявке, которую они написали в начале шестидесятых в редакцию "Детгиза", но отказались от этой затеи и вернулись к ней лишь двадцать лет спустя, но совершенно с иными целями. Ведь кто такие людены, если выбросить всю эту сказочно-фантастическую шелуху про разные там уровни сознания? Людены - это окончательный приговор Миру Полудня, а точнее - авторской вере в возможность человечества достичь общества без насилия и разного рода принудиловки.

Эдгар Вальтер. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Жук в муравейнике". Изображение взято из открытых источников
Эдгар Вальтер. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Жук в муравейнике". Изображение взято из открытых источников

Итак, даже из этого, довольно краткого, обзора видно, что "Мир Полудня" - это не столько авторская, сколько читательская вселенная, которая возникла благодаря тому, что Братья Стругацкие оставили поклонникам своего творчества простор для воображения. Может быть поэтому так много фанфиков и свободных продолжений, написанных как обыкновенными любителями, так и профессиональными писателями? Любая недосказанность, нестыковки и противоречия будят творческую мысль, порождают споры, подталкивают к собственному поиску. И в этом смысле, по своей притягательности, в отечественной фантастике равных Миру Полудня нет.