Оценку политическим деятелям, как правило, дают после его ухода с занимаемого поста, или ухода в мир иной. Очень скользкая это тема, ведь эта оценка может не понравиться тем, кто еще при власти. Но я решил рискнуть и попробовать написать политический портрет В. В. Путина еще тогда, когда он при власти. Ведь в 2012 году в своей статье «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить», он писал: «Российские граждане, мне кажется, должны получать возможность обсуждать не только достоинства и недостатки политиков, что само по себе не плохо, - а именно содержание политики, те программы, которые намерены осуществить те или иные политические деятели. Вызовы и задачи, которые должны быть в центре внимания этих программ… Нужен широкий диалог - о будущем, приоритетах, о долгосрочном выборе, национальном развитии и национальных перспективах».
Михаил Полторанин в своей книге «Власть в тротиловом эквиваленте» писал: «Объективную оценку ушедшему главе государства дает только состояние государства, которое он оставляет после себя». Так что все, что будет изложено в этой статье, это предварительная и чисто субъективная оценка деятельности В.В. Путина, на основе известных фактов.
И так, начнем с краткой биографии В.В.Путина.
Путин Владимир Владимирович, родился в 1952 году в городе Ленинграде в простой, рабочей, семье. Окончил юридический факультет Ленинградского Государственного Университета. С 1975 по 1992 год на службе в органах госбезопасности, по распределению начал работать в секретариате Управления, потом, в течение пяти месяцев в контрразведывательном управлении. Через полгода был направлен на курсы переподготовки оперативного состава контрразведывательного подразделения. После этого был направлен в Москву на специальную подготовку и снова Ленинград, 1-й отдел КГБ – разведка. Затем последовала снова учеба в Москве в Краснознаменном институте имени Ю.В.Андропова, где прошел подготовку для работы в ГДР. С 1985 до 1990 года работа в ГДР, на разведточке. За это время дважды ему присваивались звания.
В звании подполковника в 1990 году возвращается в Ленинград, работает помощником ректора ЛГУ по международным вопросам. С 1991 года Путин работает председателем комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. С 1992 года помощник мэра г. Ленинграда Анатолия Собчака, а с 1994 года первый заместитель правительства Санкт-Петербурга. После перехода в мэрию подает рапорт на увольнение из органов КГБ. Возглавлял предвыборный штаб Собчака и после того как тот проиграл выборы, а Ельцин вновь стал президентом, в августе 1996 года по рекомендации А.Чубайса занял должность заместителя Управляющего делами президента РФ. С марта 1997 года заместитель Руководителя Администрации Президента, начальник Главного Контрольного Управления. С мая 1998 года первый заместитель руководителя Администрации. С июля 1998 года директор Федеральной Службы Безопасности РФ. С марта 1999 года Путин назначен секретарем Совета безопасности с сохранением должности директора ФСБ. С августа по декабрь 1999 года Председатель Правительства РФ. С марта 2000 по 2008 год два первых президентских срока. С 2008 по 2012 год вновь председатель правительства РФ. С мая 2012 года Президент Российской Федерации.
В 90-е годы страна пережила настоящий шок распада и деградации, огромных социальных издержек и потерь. Тотальное ослабление государственности, мы действительно подошли к критической черте. То затухала, то возобновлялась вновь война в Чечне при поддержке международных террористов. Эпоха Ельцина, в связи с состоянием его здоровья, завершалась в 1999- 2000 годах. Вставал вопрос о том, кто придет ему на смену? Пускать это дело на самотек ельцинское окружение не собиралось. Требовалось подготовить преемника. Причем такого, который удовлетворит самые разные силы, группировавшиеся, вокруг Кремля и в тоже время окажется достаточно твердым для того, чтобы не упустить власть из своих рук. Ведь после кризиса и дефолта 1998 года вопрос об удержании власти казался чрезвычайно важным и сложным. В то время многие боялись занимать должности в правительстве, так как еще никто не знал, что вскоре наступит нефтедолларовое изобилие, стабилизирующее политическую систему.
С июля 1998 года начался резкий карьерный взлет В. Путина Он был назначен на пост Руководителя ФСБ в какой-то горячке. После подписания Указа Президента передачу дел его предшественник Николай Ковалев осуществил в субботу, ночью, за 20 минут. А дальше – марш-бросок к вершине власти – в августе 1999 года он был назначен главой правительства. Его привела к власти «семья» Ельцина. В понятие «семья» тогда обычно включали дочь Ельцина Татьяну Дьяченко, журналиста Валентина Юмашева, который возглавлял Администрацию президента, а также Бориса Березовского и Романа Абрамовича, которые не были родственниками президента Ельцина, однако решали многие политические и деловые вопросы вместе с Дьяченко и Юмашевым, позже вступивших в брак. Но об этом сегодня не принято вспоминать. В 1999 года силами Бориса Березовского была раскручена новая партия власти – «Медведь» (Межрегиональное Движение «Единство».) На выборах 1999 г. этот «зверь» под названием «Единство» показал значительно лучшие результаты, чем Лужковское «Отечество». В итоге новый парламент был более или менее поставлен под контроль.
«Семья» рассматривала кандидатуры двух преемников – Степашина и Путина. Но Степашин проявил себя как более осторожным и умеренным политиком по отношению к Чечне. Его план блокады Чечни, фактическое признание ее независимости и ответственности за свои действия. Это вариант избавлял страну от «Норд-Оста», Беслана, падающих самолетов и взорванных мирных граждан в Москве и Волгодонске. Это не был план маленькой победоносной войны в Чечне, укрепляющей позиции Кремля в глазах населения. Такой план вряд ли мог понравиться начальству, и Степашин лишился поста премьера в пользу Путина, который на фоне войны, когда он заявил о «мочении террористов в сортире», быстро стал единственно возможным кандидатом в президенты.
В ночь под Новый 2000 год Ельцин официально передал Путину президентские полномочия. Говорят, что после прихода Путина в Кремль, он сказал своим коллегам по ФСБ: «Внедрение в банду прошло успешно, приступаю к выполнению задания».
Справедливости ради надо заметить, что Путину досталось весьма неприглядное наследие от Б.Н. Ельцина. Обвальная и разрегулированная экономика с деморализованным и нищим населением. Это произошло по той причине, что Ельцин слепо следовал западному сценарию, направленному на подрыв в России всего и всея - экономики, военной мощи, образования, культуры, нравственности. Общие потери экономики, за время проведения ельцинских, либеральных реформ 1992-1998 годов, более чем в два раза превысили потери советской экономики в годы Великой Отечественной войны.
Российское государство находилось в состоянии глубокого системного кризиса. Опираясь на поддержку большинства граждан, на национальное единение вокруг общих задач, на группу единомышленников, Путину удалось вывести Россию из тупика гражданской войны в Чечне, переломить хребет международному терроризму, десять лет терзавшему юг России. Было сохранено единство страны и восстановлена ее территориальная целостность, конституционный порядок.
. Подведем социально-экономические итоги правления В. В. Путина за первых два срока президентства.
Когда В.В. Путин шел на первый президентский срок, у него не было конкретной программы действий. По примеру Ельцина он не принимал участие в предвыборных дискуссиях кандидатов на телевиденьи. Его деятельность в области внутренней политики на посту президента осуществлялась по ситуации, в ручном режиме. Он продолжил тот же курс либерализации экономики и приватизации. Запомнились его слова: «Пересмотра приватизации не будет»! Ему удалось избавиться от вмешательства в государственные дела так называемых «олигархов», и поставить их под контроль.
После окончания первого восьми лет президентства на страницах печати начали подводить итоги его правления. Удалось ли ему вернуть величие России, избавить ее от коррупции и бандитизма, обеспечить достойную жизнь ее гражданам, побороть нищету?
За первые два срока президентства Путина «обвал» ельцинского правления был преодолен, но Россия даже среди стран СНГ, несмотря на «золотой дождь» нефтедолларов, оказалась не в числе передовиков. За восемь лет с трудом удалось выйти на уровень России далеко не лучшего в нашей экономической истории 1990 года. Произошло это лишь в стоимостном выражении российского ВВП благодаря высокой нефтегазовой составляющей.
Промышленность России по основным видам продукции к 2007 году оказалась постыдно далека от показателей 1990 года. Объем производства машиностроительного комплекса составил только 60-65 %. Некоторые отрасли и под отрасли (станкостроение, производство часов, фотоаппаратов, мотоциклов) фактически прекратили свое существование. Другие – авиастроение, судостроение опустились на уровень 10-15% показателей 1990 года. Производство станков, экскаваторов, грузовых автомобилей, тракторов, зерноуборочных комбайнов сократилось в 10-30 раз. В полном упадке находилась текстильная, обувная и другие отрасли легкой промышленности.
Доля углеводородов в экспорте составляла 37%, а к 2007 году уже 54%. Вместо того, чтобы полученные от продажи нефти и газа доллары (по оценке экономистов от одного до четырех трлн. долларов.) вкладывать в развитие собственной экономики, покупались ценные бумаги США, так называемые «трейджерсы», тем самым финансировали не свою, а их экономику. В США были размещены, так называемые, фонд национального благосостояния и резервный фонд России. На пике цен на нефть к 2007 году, в американских банках, на американскую экономику, «работало» 700 млрд. долларов Российского резервного фонда!
И это не считая того, что выводили из страны различные кампании в оффшоры и банки других стран. Правда, Путин объявлял несколько раз об амнистии вывезенных разным ворьем капиталов при условии их возвращения в Россию, но дальше слов дело не пошло. Все время Путин и Медведев говорят о привлечении иностранных инвестиций в экономику России, но сюда приходит только «спекулятивный» капитал, а не долговременные инвестиции. И это в то время, когда ежегодно в американские и другие банки ежегодно вывозилось от 100 до 200 млрд. долларов.
Сельское хозяйство оказалось в глубочайшем упадке, опустилось к показателям послевоенных лет. Резко сократились посевные площади, из хозяйственного оборота вышло более 40 миллионов гектаров земли. А это пять посевных площадей Белоруссии и более двух Франции. Ежегодно исчезают в среднем до трех тысяч сельских посланий. Сегодня 15 тыс. деревень это деревни-признаки, где уже нет жителей, а в 34 тыс. (20%) общего числа проживает от 1 до 10 человек. Почти втрое сократилось поголовье крупного рогатого скота. И это без войны и стихийных бедствий. Была утрачена продовольственная безопасность страны. В первые восемь лет правления Путина коммунальное хозяйство станы окончательно деградировало и находилось в глубоком кризисе. Коммунальные платежи выросли так, что расходы на них для множества россиян стали непомерными.
В 2008 году разразился мировой экономический кризис, который коснулся и России. В докризисный период удалось рассчитаться с внешними долгами, были подняты реальные доходы граждан, созданы резервы, которые позволили пройти кризис с минимальными потерями. В разгар кризиса были повышены пенсии и другие социальные выплаты.
В 1999 году средняя зарплата в России составляла 1522 рубля - 62 доллара. К 2010 году средняя зарплата составляла 22600 рублей -750 долларов. Средняя пенсия составляла 499 рублей -18 долларов. В 2011 году - более 8285 рублей -285 долларов. Зарплаты выросли в 15 раз, пенсии в 18,4 раза. Инфляция сократилась с 39,5 % до 7-8% в 2012 году.
Внешняя политика осуществлялась на основе утвержденной Концепция внешней политики в 2000 году. Документ закреплял изменения, произошедшие в 1990-е годы, и провозглашал новый внешнеполитический курс страны в XXI веке, были обозначены следующие приоритеты:
В вводной части Концепции говорилось, что "расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром", не оправдались. Исходя из этого, намечались в области внешней политики следующие задачи:
1. Безопасность страны и создание благоприятных условий для ее развития, формирование много полярной системы международных отношений, стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего цели и принципы Устава ООН.
2. Создание "пояса» добрососедства по периметру российских границ.
3. Защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, содействие позитивному восприятию России в мире, популяризации русского языка и культуры.
5. Декларировалась готовность РФ "к преодолению значительных трудностей в отношениях с США, сохранению инфраструктуры российско-американского сотрудничества».
Что удалось выполнить из приоритетных направлений внешней политики?
1. Удалось добиться формирования региональных союзов России с ближайшими соседями в рамках ОДКБ, в рамках ШОС(2001г.), в рамках ЕврАзС. " В октябре 2000 года Россия выступила в качестве одной из стран-учредительниц организации ЕврАзЭС наряду с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Как и ОДКБ, которая появилась ещё в 1999 году, ЕврАзЭС, нацеленная на интеграцию перечисленных стран в международную экономику и создание единого экономического пространства между ними, стала действенной структурой на территории СНГ.
2. Но в ряде стран СНГ при поддержке из-за рубежа произошли смены политического руководства, так называемые «цветные революции» - «революция роз» в Грузии 2003 года, «третий тур» выборов 2004 года на Украине, «революция тюльпанов» 2005 года в Киргизии, попытка свержения президента И. Керимова в Узбекистане.
3. Разрушенный в 90-е годы «пояс безопасности» страны так и не был восстановлен.
4. В рамках СНГ К 2000 году было разработано более 800 совместных решений. Однако большинство программ и планов остались нереализованными. Объемы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. Нарастали новые противоречия, и они охватывали все области сотрудничества – экономическую, политическую, юридическую, информационную. Сыграл роль и внешний фактор - Запад не был готов мириться с воссозданием на новой основе мощного экономического образования или союзного государства.
2. Удалось укрепить Союз Белоруссии и России как высшей формы интеграции двух суверенных государств,
2 На 2007 -2012 годы была принята программа поддержки возвращения соотечественников на Родину, вместо защиты их прав в бывших республиках СССР. В этом направлении достижения внешней политики минимальные. Об этом свидетельствуют события после 2004 года на Украине, не изменилась ситуация и в Прибалтике.
3 В условиях стремления НАТО расширять своё влияние на Восток Россия обозначила для стран-членов СНГ определённые границы, нарушение которых она будет расценивать как угрозу собственной безопасности. Это касалось вступления в блок НАТО и согласия на размещение военных объектов НАТО на своей территории.
4 После терактов 11 сентября 2001 года Москва, правда, сделали исключение для Узбекистана и Киргизии – США временно разместили там военные базы в целях повышения эффективности борьбы с террористами в Афганистане.
5 Удалось урегулировать пограничные отношения с КНР.
6. Не удалось добиться восстановления роли международных организаций при решении вопросов международной безопасности, роли Совета Безопасности ООН, ЕС, ЕСПЧ, и др.
7. НАТО вплотную приблизилось к границам России на Западе, включив в свой состав большинство бывших членов Варшавского договора и бывших советских республик Прибалтики
Выполняя задачи, сформулированные в Концепции внешней политики, В.В. Путин рассчитывал на партнерские, равноправные отношения с странами Запада в рамках международного права. Но, к сожалению, учитывая слабость России в нулевые, Путину приходилось иногда делать серьезные уступки Западу и США в области внешней политики, иногда удавалось отстоять интересы России.
В 2000 -2001 годах В.В.Путин неоднократно заявлял о желании России вступить в ЕС и НАТО. Недавно был опубликован на Западе рассекреченный разговор 1 Января 2000 года между Путиным и Клинтоном. Путин: «Как ВЫ заметили, президент Ельцин сделал многое для разрушения коммунистической системы и движения России вперед к цивилизованным странам. Будучи и.о. президента, я всячески продолжу эту политику».
В 2002 году был создан Совет Россия – НАТО, деятельность которого многие расценивали как подготовку к вступлению РФ в Североатлантический альянс. Но еще в конце 2001 г. США вышли из договора о противоракетной обороне. В ответ на это Россия вышла из Договора СНВ-2.
В апреле 2005 года стороны подписали «Соглашение» о правовом статусе вооружённых сил стран-членов НАТО и стран-участниц программы «Партнёрство ради мира», разрешающее, в частности, транзит войск НАТО через территорию России в целях облегчения проведения совместных миротворческих и антитеррористических операций. Россия разрешила США создание в районе Ульяновска перевалочной военной базы для транспортного коридора в Афганистан. «Соглашение» между Россией и США освобождало военных США и НАТО от паспортно - визового контроля России. В Россию хлынул поток героина из Афганистана, производство которого за время пребывания там американцев до 2020 года, увеличилось с 40 до 17 тыс. тонн. Поток наркотиков хлынул в Россию, в которой уже насчитывалось 5 млн. наркоманов. Россия простила 11 миллиардный долг Афганистана.
США постоянно давили на Россию по некоторым направлениям, добиваясь односторонних уступок.
Так по их требованию, была преждевременно уничтожена космическая станция «МИР», что нанесло ущерб отечественной космонавтике. Станцию «МИР» утопили на участке Тихого океана, контролируемом 7-м американским флотом, а это прямая угроза безопасности России, поскольку в руки американцев попало почти 12 тонн бесценной космической аппаратуры. Американцы полностью контролировали спуск «МИРА», информация из Цепу напрямую передавалась в НАСА. Таким образом, они получили ценнейшие данные, позволяющие раскрыть нашу суперсекретную систему управления высокоточными баллистическими ракетами. То, за чем американские шпионы безуспешно охотились десятилетиями, буквально свалилось с неба им прямо в руки.
СССР и постсоветская Россия располагала за пределами своей территории всего двумя базами радиоэлектронной разведки – на Кубе (Лурдес) и во Вьетнаме (Камрань). Эти объекты вызывали сильнейшее неприятие со стороны США. Лурдес не посмел тронуть даже Ельцин, который выделил на ее модернизацию 100 миллионов долларов. Кубинцы просили за продление ее функционирования арендной платы всего 200 млн. долларов, которые можно было совсем не платить, а просто уменьшать на эту сумму ежегодно 20 млрд. долг Кубы! В 2000 году Путин побывал на Кубе, встретился с обслуживавшим персоналом, знал насколько ценной для России база в Лурдесе. По словам Рауля Кастро, она давала около 75% информации разведывательного характера по Соединенным Штатам. С помощью это базы можно было отслеживать не только ракетные пуски, а даже любой телефонный звонок американцев. Летом 2001 года во время встречи Путина с Джоржем Бушем в Словакии, тот выразил недовольство с задержкой России с ликвидацией разведывательного центра на Кубе. И разведывательный центр в Лурдасе был закрыт.
Бывшую американскую базу флота во Вьетнаме Камрань СССР получил в аренду бесплатно на 25 лет, до 2004 года. СССР вложил в развитие и модернизации этой базы огромные средства, построил причалы, хранилища топлива, склады. Путин также побывал во Вьетнаме, ознакомился с базой. Затраты на ее содержание можно было оплачивать с 2005 года за счет доходов бывшего Советско - Вьетнамского предприятия «Вьетнампетро». Но в 2002 году, досрочно, Россия ушла из Камрани, Путин простил богатеющему Вьетнаму долг в 9 млрд. долларов. Надо ли говорить о том, что уничтожение этих двух баз серьезно подорвало национальную безопасность нашей страны?
Во время двух первых сроков правления Путина был снят с боевого дежурства уникальный Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс (БЖРК) «Скальпель», практически неуязвимый для американских ракет. Через год США начали создавать военные базы НАТО на территории новых членов по периметру наших границ.
Геополитический откат России наблюдался и на европейском направлении. Россия самоустранилась от процесса Балканского урегулирования, не смогла предотвратить расчленение Югославии. Жаль, что Запад тогда не понял президента России, не пошел навстречу законным национальным интересам России. НАТО продолжила продвижение на Восток: осенью 2004 года к блоку примкнуло семь новых стран,- Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония. Это стало очередным ударом по российско-американским отношениям. До Путина в НАТО состояло 15 государств.
Принятие резолюции Совета безопасности ООН по Ираку, которую США протащили обманом, потрясая пробиркой со стиральным порошком, привела к оккупации силами НАТО Ирака, гибели миллиона иракцев, разрушению экономики страны и захвату ее природных богатств западными корпорациями. А что получила от этого Россия? По просьбе США Россия простила восьми миллиардный долг Ирака, якобы на восстановление.
Только восстановив в какой - то мере силу России В.В.Путин смог более решительно реализовывать защиту национальных интересов страны. Таким рубежом стала выступление 10 февраля 2007 года в Мюнхене В.В.Путин с большой речью, посвещенной внешней политике. Он окончательно убедился, что Запад расценивает уступчивость России как слабость. Вот главные тезисы его речи:
Начинает разрушаться система международной безопасности, которая сложилась после второй мировой войны. Никто не чувствует себя в безопасности в сложившемся после краха СССР одно полярном мире. Для современного мира одно полярная модель не только неприемлема, но и не возможна. Единственным механизмом принятия решений по важнейшим вопросом поддержания мира, применение военной силы может быть только Устав ООН. Но никто не может спрятаться за международным правом как за каменной стеной, если оно не будет соблюдаться, или подменяться какими-то «правилами». ОБСЕ пытаются превратить в инструмент обеспечения интересов одной или группы стран. Процесс расширения НАТО в последние годы не имеет никакого отношения к модернизации альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Россия готова к сотрудничеству для создания единого экономического и политического пространства от Лиссабона до Владивостока. Россия страна с тысячелетней историей и всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику, и мы не собираемся изменять этой традиции. Путин жестко раскритиковал внешнюю политику США и идеи одно полярного мироустройства, резко выступил против планов расширения НАТО и размещения в Восточной Европе объектов американской противоракетной обороны.
В декабре 2007 года журнал "Тайм"(тираж 50 миллионов ) титул "Человека года" присвоил В.В.Путину. Портрет лауреата на обложке сопровожден был текстом: "Владимир Путин. Царь новой России". Случилось это в год "Мюнхенской речи" Путина, которая произвела на Западе огромный резонанс. В. В. Путин был удостоен звания "Человек года" - "За укрепление стабильности и повышение роли России в мире."
Так в первом десятилетии 2000-х годах России удалось окончательно вернуться на авансцену мировой политики и занять свою нишу на международной арене. Это наглядно показал тот факт, что в 2006 году страна председательствовала в G- 8. В целом Россия проявила себя в качестве серьёзного международного партнёра, открыто декларирующего и последовательно отстаивающего свои национальные и геополитические интересы.
8 августа 2008 года начался пятидневный российско-грузинский конфликт, который в России часто называют "принуждение к миру". В те дни подразделения российской армии предприняли необходимые действия для прекращения эскалации боевых действий в Южной Осетии со стороны грузинских войск. Грузинская армия была разгромлена, и лишь добрая воля российского руководства и лихорадочные усилия западных кураторов Грузии не привели к взятию Тбилиси. С 14 по 16 августа президентами Абхазии, Южной Осетии, Грузии и России был подписан план мирного урегулирования конфликта («План Медведева — Саркози)
26 августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, подкрепив гарантии безопасности этих стран целым рядом договоров. Грузия так и не стала членом НАТО, потеряла возможность планировать захват бывших своих провинций, так как границы новых государств находятся под надежной охраной российской армии.
Но, к сожалению, этого не случилось в Ливии в 2011 году, когда Россия воздержалась при голосовании за «без полетное небо« для Муамара Кадаффи, и «проглотила» бомбежки Ливии со стороны НАТО, убийство Кадаффи. А незадолго до этого, Медведев не разрешил разгрузку в портах Ливии уже оплаченных ею и доставленных наших средств ПВО. Если бы Кадаффи получил эти средства ПВО, вряд ли НАТО решилось бы на бомбежки и ситуация в Ливии могла бы другой.
В. Путин, подводя итоги своего первого, восьмилетнего, правления сказал: - «Я пахал как раб на галере!» Интернет сегодня помнит эти слова Путина.