Найти тему
Светлана Коралл

О седых волосах, бесе в ребро и поздних встречах. Советское кино по рассказу Юрия Нагибина

Прочитала интересный отзыв на фильм по рассказу Юрия Нагибина "Срочно требуются седые человеческие волосы" (название рассказа звучит не очень привлекательно, но интересно) у Ирины Я.

И решила посмотреть две постановки - кино и спектакль.

Первым посмотрела телеспектакль "Срочно требуются седые волосы", 1970г., режиссер И.Рассомахин.

Командированный в Ленинград инженер, летчик-фронтовик Сергей Иванович Гущин (Кирилл Лавров) знакомится с молоденькой актрисой Наташей Проскуровой (Наталья Тенякова)

Они вместе проводят день и вечер. Находят общие темы, интересны друг другу, несмотря на большую разницу в возрасте.

Знакомят друг друга каждый со "своим" Ленинградом.

Сергея Ивановича все время не покидают размышления о своем двадцатилетнем браке, отношения в котором давно себя исчерпали. Он задается вопросом - почему.

Но сейчас ему так хорошо, что он принимает предложение Наташи провести вместе и ночь...

Кадр из телеспектакля " Срочно требуются седые волосы", фото на Яндекс.Картинки
Кадр из телеспектакля " Срочно требуются седые волосы", фото на Яндекс.Картинки

Сергей возвращается домой совершенно другим человеком. Смелым, решительным, способным на поступки. Наконец-то он решается оставить семью.

Его жена Маша (Нина Ургант) чувствует это. Спокойно провожает мужа. А что ей остаётся делать.

По-моему, она мудро в этот момент поступает, что не устраивает истерики (зато много истерик раньше).

Кадр из телеспектакля "Срочно требуются седые волосы", фото на Яндекс.Картинки
Кадр из телеспектакля "Срочно требуются седые волосы", фото на Яндекс.Картинки

Сергей уходит из дома, но что-то заставляет его оглянуться назад.

Невероятная игра Кирилла Лаврова. Лицом, голосом, взглядом. Очень много "внутреннего голоса" - что на самом деле думает человек.

Затем посмотрела " Поздняя встреча", 1978, режиссер В.Шредель, сценарий написал сам Ю. Нагибин.

Здесь главные роли играют: Гущин - Алексей Баталов, Наташа - Лариса Луппиан, Мария - Маргарита Володина.

Отличается от театральной постановки.

Мы видим Гущина, который приезжает в Ленинград на встречу с однополчанами. Он вспоминает свою встречу восьмилетней давности с актрисой Натальей. Сейчас он ее разыскивает по домашнему адресу, в студии Ленфильм, в мастерской скульптора.

Вот странный Гущин. Знает же адрес Натальи, 8 лет ни сном, ни духом. Здесь приехал - чтобы что? Когда в конце концов ему сообщают ее адрес (она переехала в другой город), он даже отказывается его брать. Говорит, что уже не нужно.

А если бы он застал ее в Ленинграде?

И очень не понравилось, когда в аэропорту Гущина встречает фронтовой друг, который приглашает к себе, а тот бежит по местам былых встреч.

А вот сами встречи из воспоминаний понравились. Здесь неизменный третий участник встреч - Ленинград - во всей красе.

Кадр из фильма "Поздняя встреча", фото на Яндекс.Картинки
Кадр из фильма "Поздняя встреча", фото на Яндекс.Картинки

Не хочется сравнивать обе работы. Но Гущин в исполнении Кирилла Лаврова мне понравился больше. Его Гущина не хочется осуждать!

В фильме нет сакральной фразы - никогда не оборачивайтесь назад. В спектакле есть. А именно в ней разгадка, почему на полпути Сергей Иванович передумал бросить семью.

Не могла отделаться в игре Баталова ( я не умаляю ее, вовсе нет) видения "того самого Гоги,он же Гоша".

Извините, ничего поделать с собой не могла))

А Натальи обе хороши. Как одна, так и вторая. Обе красивы. Несмотря на разность во внешности и характере, обе вполне могли нравиться мужчинам в возрасте Гущина. Наташа, созданная Теняковой резка, напориста, ведет за собой. Наташа, созданная Луппиан - нежна, мила, ее ведут.

Кадр из фильма "Поздняя встреча", фото на Яндекс.Картинки
Кадр из фильма "Поздняя встреча", фото на Яндекс.Картинки

Но я за семейные ценности! Что мешало Гущину пересмотреть свою жизнь, свои отношения с женой. Вернуть утраченное, блеск в ее глазах?

Ведь она уже кричит от его невнимания!

Как же Нина Ургант хороша в этой роли! Именно к такой жене, к такой вселенской боли вернётся любой загулявший муж!

Неужели, если бы он приоткрыл свой мир ей, как он сделал это Наташе, Маша отказалась бы познать и принять его?

А Наташа... Рано потеряв и никогда не познав отеческую ласку и любовь, тянется к мужчинам старше ее намного. Отсюда и Гущин, и ее друзья в возрасте. А с ровесниками явные проблемы в общении, не складываются отношения, которые могли бы создать семью.

А вы смотрели такое кино? Читали рассказ Нагибина? Что думаете по этому поводу?

Делитесь впечатлениями!

Спасибо!