Прочитала интересный отзыв на фильм по рассказу Юрия Нагибина "Срочно требуются седые человеческие волосы" (название рассказа звучит не очень привлекательно, но интересно) у Ирины Я.
И решила посмотреть две постановки - кино и спектакль.
Первым посмотрела телеспектакль "Срочно требуются седые волосы", 1970г., режиссер И.Рассомахин.
Командированный в Ленинград инженер, летчик-фронтовик Сергей Иванович Гущин (Кирилл Лавров) знакомится с молоденькой актрисой Наташей Проскуровой (Наталья Тенякова)
Они вместе проводят день и вечер. Находят общие темы, интересны друг другу, несмотря на большую разницу в возрасте.
Знакомят друг друга каждый со "своим" Ленинградом.
Сергея Ивановича все время не покидают размышления о своем двадцатилетнем браке, отношения в котором давно себя исчерпали. Он задается вопросом - почему.
Но сейчас ему так хорошо, что он принимает предложение Наташи провести вместе и ночь...
Сергей возвращается домой совершенно другим человеком. Смелым, решительным, способным на поступки. Наконец-то он решается оставить семью.
Его жена Маша (Нина Ургант) чувствует это. Спокойно провожает мужа. А что ей остаётся делать.
По-моему, она мудро в этот момент поступает, что не устраивает истерики (зато много истерик раньше).
Сергей уходит из дома, но что-то заставляет его оглянуться назад.
Невероятная игра Кирилла Лаврова. Лицом, голосом, взглядом. Очень много "внутреннего голоса" - что на самом деле думает человек.
Затем посмотрела " Поздняя встреча", 1978, режиссер В.Шредель, сценарий написал сам Ю. Нагибин.
Здесь главные роли играют: Гущин - Алексей Баталов, Наташа - Лариса Луппиан, Мария - Маргарита Володина.
Отличается от театральной постановки.
Мы видим Гущина, который приезжает в Ленинград на встречу с однополчанами. Он вспоминает свою встречу восьмилетней давности с актрисой Натальей. Сейчас он ее разыскивает по домашнему адресу, в студии Ленфильм, в мастерской скульптора.
Вот странный Гущин. Знает же адрес Натальи, 8 лет ни сном, ни духом. Здесь приехал - чтобы что? Когда в конце концов ему сообщают ее адрес (она переехала в другой город), он даже отказывается его брать. Говорит, что уже не нужно.
А если бы он застал ее в Ленинграде?
И очень не понравилось, когда в аэропорту Гущина встречает фронтовой друг, который приглашает к себе, а тот бежит по местам былых встреч.
А вот сами встречи из воспоминаний понравились. Здесь неизменный третий участник встреч - Ленинград - во всей красе.
Не хочется сравнивать обе работы. Но Гущин в исполнении Кирилла Лаврова мне понравился больше. Его Гущина не хочется осуждать!
В фильме нет сакральной фразы - никогда не оборачивайтесь назад. В спектакле есть. А именно в ней разгадка, почему на полпути Сергей Иванович передумал бросить семью.
Не могла отделаться в игре Баталова ( я не умаляю ее, вовсе нет) видения "того самого Гоги,он же Гоша".
Извините, ничего поделать с собой не могла))
А Натальи обе хороши. Как одна, так и вторая. Обе красивы. Несмотря на разность во внешности и характере, обе вполне могли нравиться мужчинам в возрасте Гущина. Наташа, созданная Теняковой резка, напориста, ведет за собой. Наташа, созданная Луппиан - нежна, мила, ее ведут.
Но я за семейные ценности! Что мешало Гущину пересмотреть свою жизнь, свои отношения с женой. Вернуть утраченное, блеск в ее глазах?
Ведь она уже кричит от его невнимания!
Как же Нина Ургант хороша в этой роли! Именно к такой жене, к такой вселенской боли вернётся любой загулявший муж!
Неужели, если бы он приоткрыл свой мир ей, как он сделал это Наташе, Маша отказалась бы познать и принять его?
А Наташа... Рано потеряв и никогда не познав отеческую ласку и любовь, тянется к мужчинам старше ее намного. Отсюда и Гущин, и ее друзья в возрасте. А с ровесниками явные проблемы в общении, не складываются отношения, которые могли бы создать семью.
А вы смотрели такое кино? Читали рассказ Нагибина? Что думаете по этому поводу?
Делитесь впечатлениями!
Спасибо!