Четвертое занятие в Эрмитаже по абонементу «Искусство Западной Европы». Сегодня мы отправимся в Средневековье, в европейские страны, не входящие в состав Византии. Обзор коллекции Византии у нас был ранее. Кто пропустил, очень советую вернуться к нему. Ведь именно оттуда Россия вынесла христианские традиции.
Период охватывает V-XV век. Почему такие границы? В V веке пала Римская империя, а в XV веке появилось огнестрельное оружие, исчезли рыцари, открывались новые земли, началась эпоха Возрождения. Огромный период в тысячу лет. На фоне процветающей в тот же период Византии, Европа выглядела бедно. Лес, отдельные города, убогие и вонючие, нищета, болезни, низкая продолжительность жизни, высокая смертность, пожары. Средняя продолжительность жизни средневекового европейца составляла 35 лет. Культ церкви. Все, что можно было отнести к искусству принадлежало церкви.
Средневековье -термин, который был введен значительно позже. Жители существовали в настоящем и понятия не имели что их период назовут средневековьем. Их задача была выжить. А выжить им помогала только вера. Спасти от пожара, голода, страшных болезней могло только чудо, ведь не было ни средств пожаротушения, ни лекарств, способных победить болезни. Ели лук и какую- то крупу, потому как не было картофеля, моркови, свеклы, консервантов, мясо было привилегией владельцев земель, где они охотились. Домашнюю скотину и птицу не забивали. Они приносила молоко и яйца. Точнее забивали раз в год, на рождество, скорее больную и старую. Опять же, без консервантов мясо было не сохранить. Многие жители вообще за всю жизнь не пробовали мяса. А сказки средневековья? Горшочек, вари.. еда, съели, надкусили. Так или иначе, еда- один из главных героев произведений тех лет.
В городах грязь, помои, отсутствие канализации, полная антисанитария.
Главное было – спасение души, все что приносило наслаждение и удовольствие отвергалось и считалось грехом. Тело следовало презреть во имя спасения души. В ранний период средневековья лицезреть красивое- значить ублажать свое тело, а это грех. Ну и о каком искусстве может идти речь?
До второй полвины XIX века интереса к средневековому искусству не было. Начали искать свои корни, а они там, в этом темном и неизвестном времени. Меценат Базилевский Александр Петрович в Париже собрал коллекцию средневекового искусства, затем решил продать ее, а покупателем оказался Александр III, вот так музей приобрел собрание предметов средневекового искусства Европы.
А речь сегодня не о картинах. Зал, который мы сегодня посетим известен каждому. В бывшем это Романовская галерея, сейчас название сохранилось, но портреты Романовых переехали в Зимний дворец. По этой галерее каждый, кто бывал в Эрмитаже, передвигался из парадных залов к часам с павлином. Буквально бегом, изредка замечая витражи, причудливой формы буфет, да еще какие-то медные штуки в витринах. Практически вся наша группа призналась в этом, и едва ли кто- то надолго там останавливался. А мы провели в зале 2 часа, которые пролетели как мгновение.
В ранний период средневековья господствовал романский стиль, т.е. римский, как мы помним, Рим произносился как Roma. Ниши, своды, отсутствие световых окон, давящий, тяжелый стиль, скульптура с искаженными пропорциями, стоящими в нишах. Даже изображения святых – все на одно лицо, в одинаковых одеждах, интереса к личности нет. Мы помним, телом надо пренебречь. Имя святого подписано, имя автора- никогда.
Человек сам ничего сотворить не может, если он что- то сделал, это проведение Божье, и человеку авторство не принадлежит. Тело человека- сосуд греха, пропорции искажались намерено. Тем не менее, создаются серебряные оклады для Евангелие, переносные алтари- человек должен молиться в походе, реликварии для мощей. Скульптура статична, ничего не выдает в ней движения, потому что статичность- путь в вечность.
С годами отношение к скульптуре меняется, появляется действие, взаимодействие. Но младенцы в руках Мадонны по-прежнему не похожи на детей, это уменьшенные взрослые.
Если в Византии использовалась перегородчатая эмаль, то в Европе выполнялись работы с использованием техники эмали выемчатой. А откуда брали стекло при производстве? Разбирали римские мозаики.
На смену Романскому стилю пришла Готика. Свежий воздух в эпоху средневековья.
Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Традиционно принято считать, что именно с этого здания начинается эпоха готики в Европе. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).
Итак, красота- это Божественный свет, который нужно лицезреть, высокие окна, облегченная форма купола, витражи, все это на фоне средневекового грязного города выглядело божественным даром, светом, обращало человека к чуду. Старые храмы перестаивались. Иногда строение купола готического храма сравнивают с образом связанных в пучок палок. Интересное замечание. Витражи- необыкновенный красоты свет проникал в храмы через цветные стекла. Кто был в готических храмах, конечно, не мог их не заметить. Наше занятие было в вечернее время, божественного света мы не увидели даже при помощи фонарика, это может сделать только естественное освящение. Но в дневное, даже в пасмурное время витражи на стеклах галереи будут радовать глаз.
Человек должен увидеть божественную красоту. Любой храм, чтоб привлечь прихожан, а соответственно деньги, должен обладать реликвией. Реликвия в то время- мощи святого. Существует несколько историй, как добывались монахами мощи. Некоторые части откусывались ими в паломнических поездках в момент преклонения, если умирал человек, которого предполагалось причислить к лику святых- его тело разбирали на реликвии сразу после смерти. Некоторые святые насчитывают по 9 рук, генетической экспертизы не было, но монахи, которых отправили за реликвией не могли вернуться с пустыми руками. Естественно каждое аббатство настаивает, что их реликвия подлинная. Как бы это ужасно не звучало, но именно такие факты нам рассказывали на занятии.
Но помимо религиозных ценностей, в коллекции Эрмитаже есть и бытовые вещи, все- таки в рыцарских замках обитали достаточно состоятельные вельможи.
Посуда, предметы сервировки, интересный объект- водолей. Предназначен для омовения рук.
Маленький сосуд, один на большой пир. Тут мы вспоминаем, что в Европе не мылись. А почему? Вода была. Вернемся к началу нашего рассказа- презреть тело. Тело- сосуд греха, зачем его мыть? Пренебречь телом- спасти душу. Многие за свою жизнь не мылись ни разу. Решали вопрос сменой одежды. Да, ее стирали, но только те, у кого была смена одежды. Ловили блох друг у друга блохоловками, высокие прически дам содержали уйму насекомых, да и мужчины были не чище… мда, средние века прямо скажем- не лучшее время для Европы. Напомним, на Руси баню топили 3 раза в неделю, потом это свелось к одному, субботнему.
Абонемент в Эрмитаж. Пожалуй, это лучшее приобретение, которое я совершила в 2023 году. Мы о музее не знаем практически ничего! Двухчасовые занятия с научным сотрудником проходят настолько быстро и увлекательно, что ты не успеваешь даже фотографировать. В первой части я рассказывала, как приобрести абонемент, это не просто, готовьтесь весь день провести за компьютером. Нужный абонемент следует выбрать заранее, их выкладывают чуть раньше старта продаж, необходимо запомнить его номер, а при открытии продаж быстро оплатить. Детские абонементы и абонементы выходного дня исчезают прямо на глазах. Продажи открываются в 20-х числах сентября сразу на весь сезон.
Следующая наша тема будет посвящена более глубокому изучению искусства Италии в XIII-XVI веке. Какие это будут залы, я пока могу только догадываться.