Найти тему
1,2K подписчиков

Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Средние века.

690 прочитали

Четвертое занятие в Эрмитаже по абонементу «Искусство Западной Европы». Сегодня мы отправимся в Средневековье, в европейские страны, не входящие в состав Византии. Обзор коллекции Византии у нас был ранее. Кто пропустил, очень советую вернуться к нему. Ведь именно оттуда Россия вынесла христианские традиции.

Мой путь каждую субботу. От мороза Александрийский столп побелел.
Мой путь каждую субботу. От мороза Александрийский столп побелел.

Период охватывает V-XV век. Почему такие границы? В V веке пала Римская империя, а в XV веке появилось огнестрельное оружие, исчезли рыцари, открывались новые земли, началась эпоха Возрождения. Огромный период в тысячу лет. На фоне процветающей в тот же период Византии, Европа выглядела бедно.  Лес, отдельные города, убогие и вонючие, нищета, болезни, низкая продолжительность жизни, высокая смертность, пожары. Средняя продолжительность жизни средневекового европейца составляла 35 лет. Культ церкви. Все, что можно было отнести к искусству принадлежало церкви. 

 

Ларец, собранный из разных деталей  реставраторами  XIX века, не относящимися к одному предмету.
Ларец, собранный из разных деталей реставраторами XIX века, не относящимися к одному предмету.

Средневековье -термин, который был введен значительно позже. Жители существовали в настоящем и понятия не имели что их период назовут средневековьем. Их задача была выжить. А выжить им помогала только вера. Спасти от пожара, голода, страшных болезней могло только чудо, ведь не было ни средств пожаротушения, ни лекарств, способных победить болезни. Ели лук и какую- то крупу, потому как не было картофеля, моркови, свеклы, консервантов, мясо было привилегией владельцев земель, где они охотились. Домашнюю скотину и птицу не забивали. Они приносила молоко и яйца. Точнее забивали раз в год, на рождество, скорее больную и старую. Опять же, без консервантов мясо было не сохранить. Многие жители вообще за всю жизнь не пробовали мяса. А сказки средневековья? Горшочек, вари..  еда, съели, надкусили. Так или иначе, еда- один из главных героев произведений тех лет.

В городах грязь, помои, отсутствие канализации, полная антисанитария.

Главное было – спасение души, все что приносило наслаждение и удовольствие отвергалось и считалось грехом. Тело следовало презреть во имя спасения души. В ранний период средневековья лицезреть красивое- значить ублажать свое тело, а это грех.  Ну и о каком искусстве может идти речь?

До второй полвины XIX века интереса к средневековому искусству не было. Начали искать свои корни, а они там, в этом темном и неизвестном времени. Меценат Базилевский Александр Петрович в Париже собрал коллекцию средневекового искусства, затем решил продать ее, а покупателем оказался Александр III, вот так музей приобрел собрание предметов средневекового искусства Европы.

А речь сегодня не о картинах. Зал, который мы сегодня посетим известен каждому. В бывшем это Романовская галерея, сейчас название сохранилось, но портреты Романовых переехали в Зимний дворец. По этой галерее каждый, кто бывал в Эрмитаже, передвигался из парадных залов к часам с павлином. Буквально бегом, изредка замечая витражи, причудливой формы буфет, да еще какие-то медные штуки в витринах.  Практически вся наша группа призналась в этом, и едва ли кто- то надолго там останавливался. А мы провели в зале 2 часа, которые пролетели как мгновение. 

Романовская галерея в наше время.
Романовская галерея в наше время.

Вот так Романовская галерея выглядела во времена Империи.
Вот так Романовская галерея выглядела во времена Империи.

В ранний период средневековья господствовал романский стиль, т.е. римский, как мы помним, Рим произносился как Roma. Ниши, своды, отсутствие световых окон, давящий, тяжелый стиль, скульптура с искаженными пропорциями, стоящими в нишах. Даже изображения святых – все на одно лицо, в одинаковых одеждах, интереса к личности нет. Мы помним, телом надо пренебречь. Имя святого подписано, имя автора- никогда. 

Человек сам ничего сотворить не может, если он что- то сделал, это проведение Божье, и человеку авторство не принадлежит.  Тело человека- сосуд греха, пропорции искажались намерено. Тем не менее, создаются серебряные оклады для Евангелие, переносные алтари- человек должен молиться в походе, реликварии для мощей.  Скульптура статична, ничего не выдает в ней движения, потому что статичность- путь в вечность.

В изображении намерено нарушены пропорции тела
В изображении намерено нарушены пропорции тела

Скульптура раннего средневековья. Статика. Отсутствие движения.
Скульптура раннего средневековья. Статика. Отсутствие движения.

Оклад для Евангелие
Оклад для Евангелие

Ларец с описанием жизни святой Валерии, принявшей смерть во имя веры.
Ларец с описанием жизни святой Валерии, принявшей смерть во имя веры.

С годами отношение к скульптуре меняется, появляется действие, взаимодействие. Но младенцы в руках Мадонны по-прежнему не похожи на детей, это уменьшенные взрослые.  

В скульптуре уже ощущается движение.
В скульптуре уже ощущается движение.

Если в Византии использовалась перегородчатая эмаль, то в Европе выполнялись работы с использованием техники эмали выемчатой. А откуда брали стекло при производстве? Разбирали римские мозаики. 

Изделия в технике выемчатой эмали
Изделия в технике выемчатой эмали

На смену Романскому стилю пришла Готика. Свежий воздух в эпоху средневековья. 

Шкаф подставец. Прекрасный образец в готическом стиле. Рассмотрим его детали подробнее.
Шкаф подставец. Прекрасный образец в готическом стиле. Рассмотрим его детали подробнее.

Четвертое  занятие в  Эрмитаже по абонементу «Искусство Западной Европы». Сегодня мы  отправимся в Средневековье,  в европейские страны, не входящие в состав Византии.-12

Строение сводов готического храма идентично.
Строение сводов готического храма идентично.

Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Традиционно принято считать, что именно с этого здания начинается эпоха готики в Европе. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Монстранц- литургический сосуд. Его добыл для нашей страны князь Меньшиков.
Монстранц- литургический сосуд. Его добыл для нашей страны князь Меньшиков.

Итак, красота- это Божественный свет, который нужно лицезреть, высокие окна, облегченная форма купола, витражи, все это на фоне средневекового грязного города выглядело божественным даром, светом, обращало человека к чуду. Старые храмы перестаивались. Иногда строение купола готического храма сравнивают с образом связанных в пучок палок. Интересное замечание. Витражи- необыкновенный красоты свет проникал в храмы через цветные стекла. Кто был в готических храмах, конечно, не мог их не заметить. Наше занятие было в вечернее время, божественного света мы не увидели даже при помощи фонарика, это может сделать только естественное освящение. Но в дневное, даже в пасмурное время витражи на стеклах галереи будут радовать глаз. 

Наши робкие попытки увидеть рисунок витража. Нет, без естественного освещения это невозможно.
Наши робкие попытки увидеть рисунок витража. Нет, без естественного освещения это невозможно.

Человек должен увидеть божественную красоту. Любой храм, чтоб привлечь прихожан, а соответственно деньги, должен обладать реликвией. Реликвия в то время- мощи святого. Существует несколько историй, как добывались монахами мощи. Некоторые части откусывались ими в паломнических поездках в момент преклонения, если умирал человек, которого предполагалось причислить к лику святых- его тело разбирали на реликвии сразу после смерти. Некоторые святые насчитывают по 9 рук, генетической экспертизы не было, но монахи, которых отправили за реликвией не могли вернуться с пустыми руками. Естественно каждое аббатство настаивает, что их реликвия подлинная. Как бы это ужасно не звучало, но именно такие факты нам рассказывали на занятии.

Реликварий из серебра
Реликварий из серебра

Но помимо религиозных ценностей, в коллекции Эрмитаже есть и бытовые вещи, все- таки в рыцарских замках обитали достаточно состоятельные вельможи.

Четвертое  занятие в  Эрмитаже по абонементу «Искусство Западной Европы». Сегодня мы  отправимся в Средневековье,  в европейские страны, не входящие в состав Византии.-17

Сосуд выкапывался в землю. Нижняя часть без декора.
Сосуд выкапывался в землю. Нижняя часть без декора.

Мне очень понравилось это блюдо.
Мне очень понравилось это блюдо.

Посуда, предметы сервировки, интересный объект- водолей. Предназначен для омовения рук. 

Водолеи
Водолеи

Маленький сосуд, один на большой пир. Тут мы вспоминаем, что в Европе не мылись. А почему? Вода была. Вернемся к началу нашего рассказа- презреть тело. Тело- сосуд греха, зачем его мыть? Пренебречь телом- спасти душу. Многие за свою жизнь не мылись ни разу. Решали вопрос сменой одежды. Да, ее стирали, но только те, у кого была смена одежды. Ловили блох друг у друга блохоловками, высокие прически дам содержали уйму насекомых, да и мужчины были не чище… мда, средние века прямо скажем- не лучшее время для Европы. Напомним, на Руси баню топили 3 раза в неделю, потом это свелось к одному, субботнему. 

Четвертое  занятие в  Эрмитаже по абонементу «Искусство Западной Европы». Сегодня мы  отправимся в Средневековье,  в европейские страны, не входящие в состав Византии.-21

Предметы интерьера в готическом стиле.
Предметы интерьера в готическом стиле.

Уже появились шпалеры. А ниже дорожный сундук. На котором и спали. Так вещи будут сохраннее.
Уже появились шпалеры. А ниже дорожный сундук. На котором и спали. Так вещи будут сохраннее.

Абонемент в Эрмитаж. Пожалуй, это лучшее приобретение, которое я совершила в 2023 году. Мы о музее не знаем практически ничего! Двухчасовые занятия с научным сотрудником проходят настолько быстро и увлекательно, что ты не успеваешь даже фотографировать. В первой части я рассказывала, как приобрести абонемент, это не просто, готовьтесь весь день провести за компьютером. Нужный абонемент следует выбрать заранее, их выкладывают чуть раньше старта продаж, необходимо запомнить его номер, а при открытии продаж быстро оплатить. Детские абонементы и абонементы выходного дня исчезают прямо на глазах. Продажи открываются в 20-х числах сентября сразу на весь сезон.

Следующая наша тема будет посвящена более глубокому изучению искусства Италии в XIII-XVI веке. Какие это будут залы, я пока могу только догадываться.