Найти в Дзене

Favre Leuba Twin Power. Ремонт механизма с двумя пружинами.

В ремонте оказались часы старейшей и знаменитой Favre Leuba (основана в 1737 году) из серии Sea King и с "Twin Power" механизмом. О самой фирме Favre Leuba я расскажу в другой статье, а пока конкретно об этом экземпляре. Это модель небольшого размера (31 мм в диаметре) из 60-х. Серия Sea King состояла из дайверских и водонепроницаемых часов, эти имеют позолоченный корпус и довольно классический дизайн. На фото часы уже почищены и собраны, пластиковое стекло отполировано, и за страшной запущенностью (фото которой к сожалению не осталось) раскрылось состояние весьма неплохого сохрана. Механизм был исправен, но в грязи, соответственно полная разборка, промывка деталей в бензине, затем в спирте (бензин оставляет следы на мостах и т.д.), хорошо прочищаем трибы колёс. Пружины, как и всё остальное впрочем, в хорошем состоянии. Пришлось только высверлить обломанный винт фиксации механизма в корпусе часов. Собираем всё обратно. Серии Sea King, Sea Chief и Sea Rider, были представлен

В ремонте оказались часы старейшей и знаменитой Favre Leuba (основана в 1737 году) из серии Sea King и с "Twin Power" механизмом.

О самой фирме Favre Leuba я расскажу в другой статье, а пока конкретно об этом экземпляре. Это модель небольшого размера (31 мм в диаметре) из 60-х. Серия Sea King состояла из дайверских и водонепроницаемых часов, эти имеют позолоченный корпус и довольно классический дизайн.

-2

На фото часы уже почищены и собраны, пластиковое стекло отполировано, и за страшной запущенностью (фото которой к сожалению не осталось) раскрылось состояние весьма неплохого сохрана.

-3

Механизм был исправен, но в грязи, соответственно полная разборка, промывка деталей в бензине, затем в спирте (бензин оставляет следы на мостах и т.д.), хорошо прочищаем трибы колёс.

-4

-5

-6

-7

Пружины, как и всё остальное впрочем, в хорошем состоянии. Пришлось только высверлить обломанный винт фиксации механизма в корпусе часов. Собираем всё обратно.

-8

-9

-10

-11

-12

Серии Sea King, Sea Chief и Sea Rider, были представлены в 50-х годах, когда были разработаны механизмы серии FL 10x с запасом хода 50 часов с большой пружиной.

-13

-14

А позже, в 1962 г. был представлен революционный калибр FL 251 "Twin Power" с двумя пружинами и высотой всего 2.95 мм.

-15

Благодаря некоторым интересным решениям (о чём подробнее будет сказано далее) конструкторам удалось существенно уменьшить высоту калибра и при этом обеспечить стабильность и длительное время работы. В различных версиях, с датой или без нее, механизм использовался в широком спектре моделей часов, таких например как Sea King Twin Power и т.д.

-16

Favre Leuba в большом количестве встречается в Индии, где они получили распространение за годы своего присутствия, начиная с 1860-х годов, когда Фриц Фавр открыл представительство в Индии и позиционировал свой бренд как первый производитель швейцарских часов на субконтиненте.

-17

Теперь Favre Leuba больше всех остальных швейцарских производителей страдают от т.н. Мумбайтиса. Таким словом называют "болезнь" некоторых имеющихся в продаже винтажных экземпляров, которая превращает естественно состарившиеся циферблаты часов в «Бомбей ночью», с цветами, мало похожими на оригинал (или на любой другой цвет, встречающийся в природе), при этом внутри зачастую стоит довольно неопрятный после воздействия коррозии востановленный механизм с нередко приклеенным циферблатом, подвергшимся репринту. Таких часов в Индии наделали довольно много и они часьюто встречаются на аукционах вроде Ebay. Даже на Авито мне попадались "индийские" Favre Leuba с белым циферблатом и зелёными метками по ужасающей цене..

Один из экземпляров, продающихся на Ebay, из Индии
Один из экземпляров, продающихся на Ebay, из Индии

Известный в среде часовщиков профессор Роланд Ранффт считал, что калибр Favre-Leuba 250 серии — лучший доступный калибр с ручным заводом, когда-либо созданный. Две пружины, включенные параллельно, обеспечивают гораздо более пологую кривую мощности, поскольку часы работают от пружины, которая заводится второй пружиной. Другая особенность заключается в том, что две заводные шестерни (которые являются так же крышками барабанов для уменьшения высоты) соединены прямозубой шестерней, и две шестерни барабанов также соединены прямозубой шестерней. В результате две шестерни уравновешивают друг друга, так что на опору заводной шестерни практически не оказывается силы. Этот аспект является одной из главных особенностей, которыми восхищается доктор Ранффт, он считал, что это один из самых надежных заводных устройств.

-19

Роланд также утверждает, что этот механизм является одним из самых простых в обслуживании. По его словам, собирать его настолько легко, что можно сложить все детали в коробку, встряхнуть ее, и получится собранный механизм. 

-20

Пружины из "неломающегося" сплава высотой 1,5 мм и толщиной всего 0,06 мм обеспечивают время работы более 40 часов (производители заявляют 50), в результате чего хронометраж остается стабильным. Потеря амплитуды невелика даже после дневного ношения. Но есть и более важная причина, а именно достижение тонкости в часах, которые до сих пор были доступны только в гораздо более дорогих брендах. На момент выпуска эти часы с двойным приводом считались самыми плоскими с секундной стрелкой в массовом производстве. Он примерно на миллиметр толще, чем механизм JLC (Jaeger LeCoultre) с двумя пружинами, у которого нет секундной стрелки. Jaeger LeCoultre так же использовали механизм с двумя пружинами. Эти две фирмы (JLC и Favre Leuba) были связаны, о чём я обязательно расскажу в отдельной статье о Favre Leuba. Мост пружин чрезвычайно тонкий - в некоторых местах до 0,3 мм - поэтому верхние отверстия валов пружин оснащены камнями, так как тонкая опорная поверхность больше подвержена износу. Блок баланса состоит из сравнительно большого кольцевого балансного колеса из сплавс Glucydur (бериллиевого сплава) диаметром 10,30 мм.

-21