Найти тему

Условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО

Обязанность по заключению договора, при наличии в собственности или ином законом владении объекта недвижимости, на нас возложена.

А можем ли мы как-то повлиять на условия договора?

Давайте разберемся.

Приложение № 1 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (форма типового договора приведена в Правилах обращения с ТКО №1156) указывает на перечень необходимой информации по предмету договора: наименование объекта, объем принимаемых ТКО, место накопления ТКО, место накопления КГО (крупногабаритных отходов), периодичность вывоза отходов. Учитывайте, что объем указываемой в приложении №1 информации может быть дополнен по соглашению сторон (п. 5 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Если с наименованием объекта все понятно, то по другой информации о предмете договора могут возникнуть вопросы.

Объем принимаемых ТКО.

Что это такое?

Законодатель на выбор потребителя предлагает два способа учета объема ТКО (подп. «а» п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утв. ПП РФ от 03.06.2016 №505):

1. исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

2. исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

При отсутствии письменной формы договора на оказание услуг по обращению с ТКО, по умолчанию применяется первый способ – исходя из норматива накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.

Норматив накопления определяется органом государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления, уполномоченным в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Норматив накопления ТКО по Правилам определения норматива накопления ТКО, утв. ПП РФ 26 августа 2023 г. № 1390, может устанавливаться в отношении: территорий субъекта РФ - муниципальных образований; категорий потребителей; видов и (или) групп отходов. До момента принятия Правил № 1390, действующие нормативы установлены в отношении категорий объектов, на которых образуются ТКО (в Правилах №1390 данная категория отсутствует).

Если вы обращаетесь к региональному оператору с заявкой на заключение договора либо решили внести изменения в договор, вы можете выбрать способ учета ТКО – исходя из количества и объема контейнеров (по факту). При фактическом учете ТКО необходимо оборудовать индивидуальную контейнерную площадку и внести о ней сведения в реестр мест (площадок) накопления ТКО, для этого необходимо согласовать создание места накопления ТКО с уполномоченным органом. В случае согласования места накопления его необходимо оборудовать (создать) и не позднее 3-х рабочих дней со дня его использования обратиться уполномоченный орган для внесения сведений о нем в реестр мест (площадок) накопления ТКО (Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утв. ПП РФ от 31 августа 2018 г. № 1039). Обе процедуры носят заявительный характер, то есть вы либо уполномоченное вами лицо должны обратиться с заявлениями в уполномоченный орган.

При выборе вами фактического способа учета ТКО, на момент подачи заявки на заключение договора сведения о контейнерной площадке должны быть включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО, в противном случае региональный оператор откажет в согласовании способа учета объема ТКО по факту. Так сложилась судебная практика, ранее это условие было установлено законодателем, но не всегда соблюдалось региональными операторами.

Документы, подтверждающие включение сведений о контейнерной площадке в реестр мест (площадок) накопления ТКО, не входят в перечень документов, подлежащих обязательному направлению региональному оператору с заявкой. Информация о контейнерной площадке может быть проверена на сайте уполномоченного органа. Однако бывают ситуации, когда приказ о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр вам выдали, а вот сведения в реестр по какой-то причине не внесли – личная рекомендация: во избежание бумажной волокиты, направляйте региональном оператору копию приказа о включении сведений о контейнерной площадке в реестр.

Фактический способ учета ТКО может быть применен только при индивидуальном накоплении ТКО, т.е. отдельно от других потребителей. До момента запуска раздельного накопления ТКО по фракциям (стекло, бумага, пластик и др.), отходы, образуемые квартирах многоквартирных домов, могут учитываться только по нормативу накопления ТКО.

Место накопления ТКО – это контейнерная площадка, которая может быть создана вами либо иным уполномоченным лицом, в том числе и органом местного самоуправления, в зависимости от того на чьей земле планируется ее создание.

При отсутствии индивидуальной контейнерной площадки, в договоре указывается контейнерная площадка, на которой должны складироваться отходы, образуемые на конкретном объекте, сведения о ней обязательно должные быть включены в реестр. Информация об источнике образования ТКО (ваше здание, строение, многоквартирный дом, в котором расположена квартира, и пр.) должна быть указана в реестре мест (площадок) накопления ТКО напротив адреса места накопления ТКО. Место накопления крупногабаритных отходов определяется таким же образом (в идеально сложившейся ситуации). Но надо учитывать, что информация в реестре мест накопления ТКО может отсутствовать, т.к. указано выше – носит заявительный характер, а специалисты уполномоченного органа могут относиться халатно к своей работе.

Периодичность вывоза ТКО зависит от вида деятельности на объекте (магазин, детский сад, многоквартирный дом, индивидуальный жилой дом и др.), расстояния от объекта до контейнерной площадки и температуры наружного воздуха.

Образовавшиеся в жилых помещениях ТКО при температуре плюс 4°C и ниже - 1 должны вывозиться региональным оператором раз в 3 дня, а при температуре плюс 5°C и выше – ежедневно.

Крупногабаритные отходы должны вывозиться при температуре 4°C и ниже – не реже 1 раза в 10 дней, при температуре плюс 5°C и выше – не реже 1 раза в 7 дней.

Периодичность вывоза ТКО в отношении нежилых объектов (магазины, торговые центры, АЗС и др.), которые не указаны в п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, собственниками которых оборудована индивидуальная контейнерная площадка, периодичность вывоза может быть согласована с учетом ваших пожеланий.

Обращайте внимание на навязывание региональным оператором невыгодных для вас условий, это может быть нарушением п. 3 ч. 1 ст.10 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», тогда это прямой путь в Федеральную антимонопольную службу.