Найти в Дзене
ФотоЕдуДалеко

Карачаево-Черкесия. Красногорская сторожевая башня.

Военно-Сухумская дорога или по правильному - трасса А-155, это историческое название военной дороги через Главный Кавказский хребет, соединявшей Карачаево-Черкесию и Абхазию. Ну раньше она эти места соединяла, пока Абхазия входила в состав Грузии при СССР. Сейчас по понятным причинам не соединяет. Хотя караванным путем эта дорога была с древнейших времен и называлась тогда турецкой тропой. Дорогой были связаны народы, обитавшие по обе стороны Главного Кавказского хребта, как дружественные, так и не очень. Оттого здесь масса архитектурных памятников, по большей части крепостей и храмов. Еще здесь проходит маршрут к суперпопулярному нынче Домбаю. И вот есть на этом маршруте не очень известное, но очень колоритное место - Красногорская сторожевая башня – боевая крепость. Это памятник времен кавказской войны, построенный в 30-х годах 19 века у Николаевского укрепления на правом берегу Кубани. Здесь проходила граница между Османской и Российской Империями. До этого здесь была турецкая кре

Военно-Сухумская дорога или по правильному - трасса А-155, это историческое название военной дороги через Главный Кавказский хребет, соединявшей Карачаево-Черкесию и Абхазию. Ну раньше она эти места соединяла, пока Абхазия входила в состав Грузии при СССР. Сейчас по понятным причинам не соединяет. Хотя караванным путем эта дорога была с древнейших времен и называлась тогда турецкой тропой. Дорогой были связаны народы, обитавшие по обе стороны Главного Кавказского хребта, как дружественные, так и не очень. Оттого здесь масса архитектурных памятников, по большей части крепостей и храмов. Еще здесь проходит маршрут к суперпопулярному нынче Домбаю.

И вот есть на этом маршруте не очень известное, но очень колоритное место - Красногорская сторожевая башня – боевая крепость. Это памятник времен кавказской войны, построенный в 30-х годах 19 века у Николаевского укрепления на правом берегу Кубани. Здесь проходила граница между Османской и Российской Империями. До этого здесь была турецкая крепость значительно большего размера, чем нынешнее фортификационное сооружение, но от нее не осталось совсем ничего.

-2

Башня предназначалась для охраны моста через реку и собственно, Военно-Сухумской дороги. Остатки моста, который значительно старше башни находятся здесь же. Мост был взорван во время Великой Отечественной войны. Но даже его руины в окружающем пейзаже выглядят величественно и красиво. А вид на Кубань какой!

-3

-4

Здесь в своих верховьях она не так велика и нетороплива, как на равнине, но быстрая и яркая.

Конструктивно, крепостица является характерным образцом крепостного зодчества периода кавказских войн. Башня двухэтажная, первый этаж носит в основном хозяйственные функции, второй всегда боевой.

-5

-6

-7
-8

Службу здесь несли казаки (ну куда ж без них – граница) Хоперского конного полка, сохранился даже любопытный документ – штаты этого самого полка. Все, вплоть до количества лошадей.

-9

Есть даже уникальные фотографии 19 века русского востоковеда, а по совместительству личного фотографа персидского шаха Дмитрия Ивановича Ермакова.

Рядом с крепостью есть руинированный турлучный дом. В некоторых статьях про Красногорскую башню есть упоминание, что принадлежал он генерал-майору Петрусевичу, который последние десять лет своей жизни провел на Кавказе начальником здешнего Эльбрусского округа, а потом и уездным начальником. Так вот, это не так. Генерал жил дальше, в сторону Сары-Тюз. Кому принадлежал этот дом достоверной информации нет. К музею это здание так же не относится и он на него не претендует. Сама же крепость сейчас является филиалом РГБУ «Государственный Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник им. М. О. Байчоровой». Открыт филиал совсем недавно в 2023 году.

-10

Там в сторожке у входа вас встретит очень гостеприимный и доброжелательный сотрудник музея и проведет экскурсию. Сейчас цена билета для взрослых всего 100 рублей, для детей и льготников дешевле. О музее пока мало кто знает, посетителей мало. Хотя крепость стоит прямо у трассы, пропустить ее сложно.

Всем приятных прогулок. Все фото мои. Спасибо за лайки. Не забывайте подписываться, так мне будет легче рассказать вам что-нибудь новенькое и интересное.