Следующим этапом после сатурации является тонально образующая (tone shaping) эквализация и компрессия. Это самый гибкий пункт в данной технике сведения, который рекомендуется выполнять в контексте гитар, а лучше в контексте всего микса (то есть не солируя инструмент во время настройки, а включая его вместе с группами других инструментов).
Бас-гитара - это инструмент, звучание которого имеет энергию не только в низкочастотном спектре, о котором мы уже много говорили, но и в высокочастотном за счёт своего характера перегруза, лязга струн и щелчков медиатора.
Стоит помнить, что энергия средних и высоких частот формируется из 7 основных источников звука:
- высокие частоты бас-гитары,
- электрогитары,
- вокал,
- синтезаторы,
- тарелки барабанной установки (cymbals),
- щелчок бочки (kick),
- топ малого барабана (snare).
Искусство звукорежиссуры заключается в том, чтобы эти высокочастотные компоненты не просто сосуществовали, но и гармонично дополняли друг друга, создавая насыщенную, но чистую аудиовысоту. Это требует тонкой настройки и балансировки, чтобы избежать перегруза и хаоса в высокочастотном диапазоне, что позволит каждому инструменту внести свой вклад в общую музыкальную палитру, не затмевая другие. Это обеспечит хорошую читаемость и транслируемость микса.
Решения об эквализации средних-высоких частот бас-гитары следует принимать в миксе, чтобы избежать конфликта частот (маскировки частот) с другими высокочастотными элементами.
Диапазон частот 500-2500 Гц играет ключевую роль для вокала и электрогитары, что может вызвать конфликт с бас-гитарой.
Эквализация с помощью FabFilter Pro-Q 3
Первым делом отстраиваем громкость бас-гитары в миксе так, чтобы нам отчётливо был слышен Low-End, то есть самый жир и плотность низа. В таком случае, в микс будет просачиваться много лишней информации (щелчки, лязг, коробочность), которую будет проще услышать и убрать эквалайзером. Такую корректирующую эквализацию лучше проводить, гоняя партии бас-гитары по всей тесситуре, так вы проэквализируете весь спектр довольно точно на всем таймлайне трека.
Выделим основные этапы эквализации сигнала бас-гитары после Сатурна:
- Для оптимизации метал-миксов, рекомендуется применить фильтр Low Cut до 40-50 Гц. Это позволит предотвратить нежелательное накопление энергии на суб-низких частотах, учитывая высокую скорость и насыщенность данного жанра. Таким образом, мы отрезали мусорные частоты до первой значимой гармоники (зависит от самой низкой сыгранной ноты).
- Основная роль низа у бас-гитары заключается в области 70-100-120 Гц, что соответствует 2 и 3 гармоникам. Суб-низкую частоту следует оставлять под пинок бочки.
- С помощью Bell фильтра на 24 или 36 дБ на октаву захватываем нижние гармоники в диапазоне 100-200 Гц и, на вкус и цвет, ослабляем или усиливаем их (рисунок 12). Ослабление этих гармоник сбалансирует и без того их внушительную энергию по отношению к саб-басу.
- Провалим середину в диапазоне 200-600 Гц на 2-5 дБ. Этот спектральный участок часто оказывается перегруженным из-за вклада электрогитар, в то время как для басовых партий он не является ключевым.
- Читаемость басовых партий, особенно для Нолли-подобных инструментов, значительно улучшается в диапазоне частот от 500 до 900 Гц. При регулировке уровня баса важно учитывать этот спектр, так как для разных бас-гитар оптимальная частота может варьироваться. Воздействие на данный диапазон часто носит скорее уточняющий, чем кардинально изменяющий характер и должно базироваться на качестве исходного звука баса. В некоторых случаях коррекция может быть не только ненужной, но и вредной, если она приводит к грубому и неприятному звучанию.
ВАЖНО: на этапе эквализации можно попасть в ловушку сольного режима. В соло может казаться, что бас излишне серединистый и излишне гнусавый, поэтому хочется вырезать много в районе 600-1000 Гц. Однако из-за этого бас может потерять своё присутствие в миксе.
- Хорошим тоном будет прорезать частотку 1000 Гц под электрогитары.
- При работе эквалайзером в минус важно ориентироваться на анализатор и высматривать явные пики в верхних частотах (1000-5000 Гц). Точечно их прочищаем. Это уже, можно сказать, рядовая практика, которая помогает усадить бас в микс.
Стоит помнить, что 1000-1500 Гц - это очень хорошие частоты для модернового звучания баса.
- Если басовые ноты становятся слишком навязчивыми, создавая ощущение, что они "кричат", рекомендуется снизить уровень в диапазоне 2-2.5 кГц.
- 3000-10000 Гц - как упоминалось ранее, это зона щелчков медиатора, лязга струн и резонансов кабинетов. Рекомендуется проводить эквализацию в этой области до того, как DI сигнал достигнет перегруза. Акцентирование внимания на этом диапазоне способствует усилению присутствия бас-гитары. Однако, избыточное увлечение этим может привести к утомлению от постоянного воздействия баса на слух.
- Фильтрация с помощью High Cut по форме частотного спектра до 6-7 кГц.
Хочется дополнить, что обработку средних-высоких частот нужно делать в миксе, чтобы контролировать фактуру звука и не утратить его характер. Сам характер выреза не стоит делать радикальным, а только в районе 1-3 дБ. Не нужно кастрировать звук, особенно на высоких частотах.
Применяя параллельные треки обработки баса с различными типами перегрузов, можно акцентировать ключевые частоты из оптимальных для бас-гитары диапазонов. Такой подход обычно обеспечивает более музыкальное звучание, чем простое увеличение этих частот с помощью эквалайзера на общем сигнале. Для оптимального звучания рекомендуется удалить низкочастотный сигнал баса с помощью шельфового фильтра и экспериментировать с инверсией фазы.
Финальные штрихи
После эквализации идёт завершающий компрессор, который является скорее косметическим решением. Он очень хорошо сможет подчеркнуть транзиент врыва баса в микс из тишины, поэтому обработать сигнал нам надо соответствующе.
Есть ещё один вариант с финальной компрессией, который мне больше нравится - это Waves MV2.
MV2 - это двухсекционный компрессор, состоящий из LOW LEVEL секции (начиная с определённого уровня поднимает тихие звуки) и HIGH LEVEL секции (полноспектровый обычный компрессор). Этакая смесь OTT, Saturn и Submission Audio DoubleBass.
Лучшей практикой (best practices) считается экспандирование 12 дБ (Low Level) и компрессия -4 дБ (High Level). Настройки представлены на рисунке 14.
С помощью таких настроек этот компрессор из хаотичного басового сигнала делает нам стабильную плотную колбасу (без явных выпираний каких-либо басовых гармоник). За счёт того, что он так нахлобучил звук, бас-гитара начинает лучше работать в миксе непосредственно как бас.
На этом с обработкой, по большому счёту, мы закончили. Теперь необходимо ещё раз в миксе настроить громкость баса и доделать коррекцию в эквалайзере после Сатурна. После этого ваша бас-гитара уже будет готова врываться в микс и адски наваливать по низам.
В конце этой статьи прикреплена ссылка на Dropbox-директорию, в которой находятся примеры звучания бас-гитары ДО и ПОСЛЕ обработки.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ
В папке с материалами находятся файлы с аудио фрагментами для пояснения главы “Что такое Звук ?” из первой части обработки баса, а также результат обработки бас-гитары по методологии из этой статьи.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Рулим МОДЕРНОВОЕ звучание БАС-ГИТАРЫ в металле
КАК РЕШАЮТ ЧАСТОТНЫЕ КОНФЛИКТЫ в 2021
ИДЕАЛЬНЫЙ БАС в СВЕДЕНИИ И ПРОДАКШНЕ (Работа с гармониками и прочая дичь)
Mixing Bass Guitar Using Darkglass Ultra (In 5 Minutes!)
Mixing Bass Guitar in 20 Minutes | Darkglass Ultra & SubMission
Mixing DjinnBass for Godlike Low-End
SubMission Audio | Music Production Plugins & Virtual Basses
We Gave Animals As Leaders a Bass Player and It Was Glorious
Using FAKE Bass To Create a World-Class Metal Mix
Get PERFECT BASS in Your Mix using DoubleTap
How to use DoubleTap: 2-Stage Compressor on Bass Guitar
oeksound | soothe2 - Innovative Plugin for Resonance Problems Solving
How to use DoubleTap: 2-Stage Compressor on EDM
This is How You Get Godlike Metal Bass Tone
Waves | MV2 Plugin - Professional Mixing and Mastering Plugin
Brutal THALL Bass Tone [Humanity's Last Breath]
CRUSHING METAL BASS TONES w/ Buster Odeholm & Allt
BR00TAL BASS AND GUITAR TONE w/ Buster Odeholm & Born Of Osiris
METAL MIXING BASICS: How to split your bass guitar
THE PERFECT METALCORE BASS TONE? w/ Kellen McGregor & Memphis May Fire
MONSTER METAL BASS TONE w/ Monuments + Joel Wanasek
Nolly from Periphery dials in a bass tone - Nail The Mix preview
Wavesfactory | Trackspacer - Advanced Sidechain Dynamic Equalizer Plugin
NOLLY MIXING MASTERCLASS - Bass Processing
Adam "Nolly" Getgood Mixing Masterclass | Periphery "Wildfire"
Adam "Nolly" Getgood Mixing Masterclass part 2 of 2: Periphery "It's Only Smiles"
How to Get a CRUSHING bass tone! (w/ Adam 'Nolly' Getgood).
Википедия | Звук - Обширная энциклопедическая статья о природе и свойствах звука
4 Magic Frequencies for Mixing BASS GUITAR
Важные точки в эквализации бас-гитары || НЕволшебные частоты