Найти тему
Music club Juliett

Удивительная и редкая музыкальная профессия - Перевертмейстер

Эх, не ту я выбрала профессию, не ту...

Приветствую всех!

Сегодня в одной интересной беседе мне напомнили об одном не менее интересном словечке, а именно - "перевертмейстер".

Какое отношение он имеет к музыке, и кто это вообще такой?

Перевертмейстер - это профессия человека, переворачивающего ноты музыканту.

Да-да, бывает и такое!

Возможно, вы видели, как музыканты, например, пианисты, играют по нотам, а рядом находится человек, который периодически переворачивает нотные странички. Вот это и есть перевертмейстер.

Кадр из сериала "Гордость и предубеждение" 1995 года. Лиззи Беннет играет, а переворачивает ноты Джорджиана Дарси
Кадр из сериала "Гордость и предубеждение" 1995 года. Лиззи Беннет играет, а переворачивает ноты Джорджиана Дарси

Сидишь себе, следишь за нотным текстом, наслаждаешься прекрасным исполнением и в нужный момент переворачиваешь ноты. Не профессия, а мечта! И что я не выбрала себе такую?)

Конечно, для того, чтобы стать хорошим перевертмейстером, нужно, как минимум знать ноты и хорошо читать нотный текст. Наверняка, есть и другие профессиональные секреты, если честно, не узнавала о них.

Чаще музыканты, особенно солисты - пианисты, скрипачи и другие, играют без нот, т.е. выучивают произведения наизусть. Но так бывает не всегда. Иногда музыканты играют и по нотам, и хуже от этого никому не делается.

Не знаю вообще, откуда пошло то, что играть нужно обязательно наизусть, особенно пианистам, а по нотам, мол, это не комильфо. Лично для меня почти всегда было гигантским стрессом играть наизусть.

Дело в том, что играла я всегда очень неплохо. Во время учебы в муз.-педагогическом училище мне советовали продолжать учиться именно по классу фортепиано, поступать в Гнесинку (муз. училище им. Гнесиных) или в консерваторию.

Но я не могла. У меня была боязнь сцены. И главная проблема заключалась именно в том, что нельзя было играть по нотам. Я все прекрасно выучивала наизусть. Играла дома, в классе с педагогом без всяких проблем. Но как только наступало время экзамена или концерта, то все менялось. Я играла в разы хуже, нервничала, боялась забыть текст.

Возможно, это началось еще в детстве, когда на одном из концертов у меня случилось что-то вроде "белого листа", когда я словно все забыла в одно мгновение. Я так перепугалась, земля словно ушла из-под ног, руки стали ватными... Голова ничего не соображала, выручило только то, что руки все помнили сами, мышечная память сработала.

До этого я играла очень смело, не боялась выступлений. Но, повзрослев, потеряла детскую непосредственность и стала бояться выступлений.

Более лояльные педагоги ставили мне просто нераскрытые ноты на пюпитр, или даже чистый лист бумаги. Это чисто психологическая проблема, поэтому такой метод, как ни удивительно, срабатывал! И я играла хорошо. Мне становилось спокойнее уже от того, что ноты рядом, и в крайнем случае я смогу в них заглянуть. Хотя, конечно же, играя, я никак не могла бы заглянуть в закрытые ноты. Попросту не успела бы их открыть на нужной странице. Это был такой своеобразный эффект плацебо.

Однажды я все же остановилась во время игры прямо на концерте. А играла я тогда "Фантазию" Аренского на темы Рябинина, переложение для двух роялей, играла главную партию, а вторую, за оркестр, исполняла моя педагог по фортепиано. Так вот, в какой-то момент я запаниковала и, о ужас, остановилась! Пришлось нам договариваться, с какого места начинать снова, в итоге мы начали (т.е., продолжили), доиграли, но я играла уже из рук вон плохо. После этого случая мне стоило огромных усилий и труда, чтобы исполнить через три месяца то же произведение на отчетном концерте, но уже с оркестром, и не остановиться, не ошибиться, не подвести ни себя и ни кого другого.

Так вот, вернемся к нашему перевертмейстеру. Уже окончив училище и университет, я как-то разговорилась о своей проблеме. И мне рассказали, что один из величайших пианистов ХХ века, которого считают гением (и считают заслуженно), Святослав Рихтер, частенько играл по нотам!

И вот я спрашиваю: кому от того, что Рихтер играл по нотам, становилось хуже? Никому. Играл он действительно гениально. А ноты переворачивал ему тот самый, или та самая перевертмейстер.

И никаких вам "белых листов"...

Вот такая вот страшная история сегодня получилась.)

А еще таким образом я открываю новую рубрику, о которой давно подумывала, но не знала, как ее лучше назвать - Музыкальный словарик, или МузЛикБез. Быть может, у вас будут какие-то предложения на этот счет?

В этой рубрике я планирую рассказывать иногда о каких-то специфических музыкальных терминах, музыкальных жанрах, инструментах, в общем, обо всем том, что интересно, но далеко не всем известно, если человек не профессиональный музыкант.

Пишите, как вам идея рубрики.

А в конце я предлагаю посмотреть и послушать выступление Святослава Рихтера, на записи которого прекрасно видно работу перевертмейстера.)

А слушать будем концерт для фортепиано с оркестром ре-мажор Йозефа Гайдна. Я искала что-то такое полегче и повеселее, чтобы понравилось многим, это очень жизнерадостное сочинение, ведь Гайдн, вообще, один из самых жизнерадостных композиторов. Кстати, в этом фильме-концерте из цикла "Декабрьские вечера", посвященном творчеству Йозефа Гайдна, сначала рассказывают немного о самом Гайдне и его творчестве.

Знали о профессии "перевертмейстер"? Пишите в комментариях!

Благодарю за лайк и подписку!

Всем хорошей музыки и отличного настроения!

С вами была ваша Juliett

Мой ТГ о красоте, искусстве, эстетике и музыке