Найти в Дзене

Первый автобус Воркуты

В 1941 году в Воркутстрое появились первые грузовые автомашины. Для их эксплуатации началось строительство дорог. Первые дороги, мощёные брусчаткой, появились на центральных улицах будущего города – Комсомольской, Шахтной и Горняков. К зиме 1941 – 1942 гг. была построена первая автодорога, связывающая посёлок шахты №1 «Капитальная» с посёлком Предшахтная и стройплощадкой шахты №3. Ныне это улицы Транспортная, Бульвар Пищевиков и Суворова. В 1942 году в Воркуте появилась первая и единственная легковая машина. Строительство дорог постепенно продолжалось. В 1942 – 1943 гг. дорога дотянулась до шахты №6. На этой дороге действовало одностороннее движение, а через каждые 200 – 300 метров были устроены разминовки. В качестве строительного материала была использована горелая порода шахтных терриконов. В 1943 году во всех предприятиях Воркутстроя насчитывалась 51 автомашина, а также имелось несколько тракторов. Вовсю работали шахты №1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8. Были заложены мелкие шахты №9, 10 и

В 1941 году в Воркутстрое появились первые грузовые автомашины. Для их эксплуатации началось строительство дорог. Первые дороги, мощёные брусчаткой, появились на центральных улицах будущего города – Комсомольской, Шахтной и Горняков. К зиме 1941 – 1942 гг. была построена первая автодорога, связывающая посёлок шахты №1 «Капитальная» с посёлком Предшахтная и стройплощадкой шахты №3. Ныне это улицы Транспортная, Бульвар Пищевиков и Суворова.

В 1942 году в Воркуте появилась первая и единственная легковая машина. Строительство дорог постепенно продолжалось. В 1942 – 1943 гг. дорога дотянулась до шахты №6. На этой дороге действовало одностороннее движение, а через каждые 200 – 300 метров были устроены разминовки. В качестве строительного материала была использована горелая порода шахтных терриконов.

В 1943 году во всех предприятиях Воркутстроя насчитывалась 51 автомашина, а также имелось несколько тракторов. Вовсю работали шахты №1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8. Были заложены мелкие шахты №9, 10 и 11, при которых появился посёлок, который первоначально так и назывался – посёлок Мелких шахт (за свою историю он несколько раз сменит название – сперва на Копи, затем на Южный, потом на Тундровый, и, наконец, вновь получит название Южный).

На карте 1945 года отмечены следующие посёлки: Воркута (посёлок шахты №1 «Капитальная»), Шахтный (ныне центральная часть города), Предшахтный, Второй (будущий Горняцкий, главной его улицей была улица Суворова), Третий (будущий Железнодорожный, центральной улицей его была улица Матвеева), Четвёртый (будущий Октябрьский), Пятый (будущий Северный) и Копи (о нём уже подробно рассказано выше).

Столь бурное развитие территории Заполярья имело логичные последствия. 26 ноября 1943 года на карте СССР появился новый город – Воркута. С этого времени развитие Воркуты происходило ещё более интенсивно. Новоиспечённому городу было необходимо и пассажирское транспортное сообщение.

Первый автобус Воркуты. Фотография из фотоальбома "Поиск первого автобуса", который хранится в Центральной городской библиотеке Воркуты.
Первый автобус Воркуты. Фотография из фотоальбома "Поиск первого автобуса", который хранится в Центральной городской библиотеке Воркуты.

Из воспоминаний ветерана Воркуты, почётного шофёра, Ф. А. Титова: «…В 1943 году в депо был оборудован из грузовой автомашины первый в Воркуте автобус…». Из воспоминаний ветерана Воркуты М. Опариной: «…Первое время до места работы приходилось добираться на лошадях, а потом стал ходить автобус, который раз в сутки доставлял горняков на шахты…». Давайте сопоставим воспоминания ветеранов труда Воркуты и прочие исторические сведения.

Воспоминания обоих ветеранов относятся к 1943 году. А, значит, появление первого автобуса и открытие автобусного движения в Воркуте однозначно произошло в 1943 году. Ходил этот автобус на шахты, и явно не на ближайшие. До шахты №8, что располагалась на Руднике, автобус явно не доезжал, потому что дорога на Рудник была построена лишь в 1950-х гг. Шахты №7 вблизи посёлка Северный тогда ещё не было. В шахтах №9, 10 и 11 уголь ещё не добывали. Следовательно, самой отдалённой шахтой молодой Воркуты в то время была шестая, располагалась она вблизи посёлка Октябрьский. Принимая во внимание тот факт, что через несколько десятилетий поля шахт №5, 6 и 7 будут объединены в шахту «Северная», предположу, что одной из конечных остановок маршрута первого в Воркуте автобуса был посёлок Северный.

Другой конечной остановкой маршрута автобуса однозначно была площадь Комсомольская. Именно на ней были сосредоточены важнейшие здания Воркуты – здание управления комбината «ВоркутУголь» и здание горного техникума. Также неподалёку в те времена располагалась железнодорожная станция Комсомольская, откуда пассажирские поезда ходили до Кожвы (а потом и до самой Москвы), а позднее – до Хальмер-Ю.

Таким образом, вероятный маршрут первого автобуса Воркуты был таким: Площадь Комсомольская – улицы Комсомольская, Шахтная, Транспортная, Бульвар Пищевиков, Суворова, Вспомогательная – мимо шахт №2, 3, 4 – мимо шахт №5, 6 и посёлка Октябрьский – посёлок Северный.

Удивительно, но похожий автобусный маршрут существует и сейчас. Автобусы следуют от площади Металлистов по улицам Транспортная, Бульвар Пищевиков, Суворова, Вспомогательная до посёлка Северный, проезжая через него до самого конца улицы Цементозаводской. До 1 января 2023 года этот маршрут был длиннее на 3 км и доходил до посёлка Цементозаводской. А в маршрутной сети 1963 года автобусный маршрут до посёлка Цементозаводской указан как следующий от железнодорожного вокзала (уже от современного, он был открыт в 1955 году) и значится под номером 1. Совпадение?

Первый автобус и первый маршрут однозначно обслуживал Воркутстрой (с 1944 года – комбинат Воркутуголь). Об этом прямо свидетельствуют воспоминания Ф. А. Титова. Специализированное пассажирское АТП было создано в Воркуте только в 1954 году.

Вот только маршрут этот однозначно нельзя назвать регулярным. Опыта организации движения автотранспорта в условиях Заполярья до 1941 года просто не существовало, и его ещё предстояло накопить. Это удалось сделать лишь к 1945 году, когда движение автотранспорта в Воркуте (а, следовательно, и автобусов) стало круглогодичным. До этого автомашины, трактора и автобусы по сути больше простаивали, чем работали. Да и о как таковом маршруте в привычном нам понимании говорить вряд ли следует: табличка «Служебная» в окошке маршрутоуказателя на фотографии говорит сама за себя. Так что описанный мной выше маршрут имел скорее всего то же значение, какое сейчас имеют маршруты 69, 75, 82, 85 и им подобные.

А сколько лет прослужил первый в Воркуте автобус? Пожалуй, это единственный вопрос, который остаётся без ответа. Автобус этот – не заводской сборки, а гаражная самоделка. Из какой машины он был собран? Из чего был сделан кузов? Как долго он мог эксплуатироваться в суровых условиях заполярной Воркуты? А как долго эксплуатировалась «материнская» машина? С какой интенсивностью и в каких условиях? Вопросов много, ответов нет. Но есть некоторые соображения.

Всё тот же Ф. А. Титов вспоминает, что первый в Воркуте автобус «…и сейчас работает под номером 75-44…». Под словом «и сейчас» следует подразумевать 1963 – 1965 гг., когда и были задокументированы его воспоминания. Таким образом, автобус в виде автобуса (простите за каламбур) проработал минимум 20 лет (срок весьма внушительный даже по теперешним меркам). Но ведь было ещё время, когда автобус был грузовой автомашиной!

На фотографии первого воркутинского автобуса отчётливо читаются номера: У 27-03. Подобные регистрационные номера выдавались в СССР начиная с 1931 года. С 1934 года стали выдаваться номерные знаки с многобуквенными кодами регионов (до восьми). Так, в Москве и Московской области выдавались госномера серии МОСКВА, А В Азово-Черноморском крае – серии АЗОВ-ЧЕР. С 1936 года в Коми АССР стали выдавать номера серии ОА; с 1946 года – серий ХП, ХФ и ХШ; с 1959 года – серии КМ. И только с 1993 года действуют номера с привычным нам 11 регионом.

Так к чему это я? А к тому, что «родительская» грузовая автомашина прошла регистрацию в ГАИ между 1931 1934 гг. и была перерегистрирована вероятно уже после 1959 года, будучи автобусом в солидном для подобной техники возрасте.

Следовательно, и год выпуска «родительской» машины максимум 1934. А, значит, в общей сложности к «более чем 20» годам добавляется ещё 9 – 12. Итого суммарно транспортное средство «прожило» (да-да, именно прожило!) 30 – 35 лет, а, возможно, и больше. А ведь автобус был собран в гараже (не на заводе) из подручных материалов. Кузов его наверняка был деревянным (что совсем не было редкостью для тех лет), крыша наверняка протекала, печки никакой не было и т. д. И, не смотря на всё это, автобус служил верой и правдой столько лет! Поражаюсь умелости рук воркутинских мастеров и горжусь их трудовым подвигом!

О том, сколько пассажиров вмещал первый автобус Воркуты, разумеется, история умалчивает. Однако автобусы 1930-х – 1940-х гг. вмещали в себя порядка 20 пассажиров, которые могли сидеть, и ещё порядка 10 пассажиров, которые ехали стоя. Т.е. первый воркутинский автобус, скорее всего, вмещал в себя около 30 человек. Для сравнения, современный «ПАЗик» вмещает 42 человека. Было ли достаточно этого автобуса для перевозки горняков Воркуты при частоте движения один раз в сутки? Выводы делайте сами. Однако появление автобуса в Воркуте в 1943 году однозначно можно воспринимать как прорыв. Ведь раньше в Воркуте не было вообще никакого общественного транспорта.

В 1976 – 1977 годах «красные следопыты» дворца пионеров и школьников им. 50-летия Октября по заданию городского отделения общества охраны памятников истории и культуры включились во Всесоюзный смотр памятников истории советского общества, посвящённый 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Красные следопыты решили помочь первичной организации ВООПИК УАТХ ПО «Воркутауголь» отыскать первый пассажирский автобус. К сожалению, эти поиски не увенчались успехом: автобус не сохранился и давно был списан. Но результат всё равно был положительным: благодаря этим поискам удалось собрать и сохранить редчайшие фотографии первых автобусов и шофёров Воркуты, которые сохранены в фотоальбоме «Поиск первого автобуса», хранящемся в Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина города Воркуты. Представленная фотография как раз из этого альбома.

Если бы первый автобус Воркуты сохранился, его бы поставили на постамент как памятник. Однако этого по понятным причинам не произошло. В 1984 году на постаменте возле пассажирского АТП появился другой автобус-памятник, который стоит на месте и в наши дни. Но это уже совсем

другой автобус. И совсем другая история…