В прошлое воскресенье, 14 января, завершилась выставка «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века», объединившая мир литературных героев и сюжетов одного из выдающихся писателей прошлого века с ключевыми течениями искусства того же периода. Чтобы внимательнее рассмотреть живопись, графику и объекты, содержащие в себе метафоры основных для Кафки тем — одиночество, абсурд, невозможность противостоять безличному пространству, в телеграм-канале музея мы вели рубрику #Алфавит_Кафки. В ней мы каждую неделю собирали произведения искусства на одну букву алфавита и дошли до буквы М. После окончания работы выставки переносим рубрику в Дзен и продолжаем.
В начале XХ столетия многие молодые немецкие художники, вдохновленные примером Поля Гогена, в поисках самобытности, яркости и гармонии совершали поездки в дальние страны. В мае 1914 года Макс Пехштейн принял
предложение совершить путешествие в Океанию. Эта поездка и искусство жителей островов архипелага Палау в Тихом океане оказали огромное влияние на дальнейшее творчество художника. В композиционных, цветовых и ритмических построениях Пехштейна ощущается интерес к первобытной деревянной скульптуре, ее резким и простым формам. В 1919 году
художник исполнил серию работ с изображением отдыхающих на берегу моря, с видами прибрежных деревень и пейзажами. В них, как и в довоенных работах 1914-1916 годов, ощутимо влияние примитивного искусства. Рисунок из собрания Пушкинского музея «На берегу моря» с его подчеркнуто угловатой и упрощенной линией, выразительностью поз и резкостью силуэтов относится к этой группе работ.
Две другие работы на букву Н — графику военных лет и современную живопись — смотрите в галерее.
Проект реализован при поддержке компании «Металлоинвест».