Кант рассматривал эстетику как завершающую часть философской системы, поднимая ее тем самым на уровень чисто философской науки. Основным его трудом по эстетике является «Критика способности суждения». Центральная категория эстетики Канта – целесообразность. Это понятие он использует при рассмотрении основных эстетических категорий. Из них на первое место он ставит прекрасное, на второе – возвышенное, далее идут философско-эстетические категории искусства и художественного творчества.
Прекрасное есть то, что необходимо нравится всем без всякого интереса, своей чистой формой. Тем самым Кант отрывал эстетическое от науки, морали, от практических потребностей человека. Он изолировал сферу эстетического от всех других видов общественной деятельности человека.
Как и прекрасное, возвышенное тоже нравится, приносит удовольствие само по себе. Но в прекрасном удовольствие связано с представлением качества, а возвышенном – количества. В прекрасном удовольствие непосредственно порождает чувство жизнедеятельности, возвышенное же вначале вызывает торможение жизненных сил и лишь потом способствует их сильному проявлению.
По мнению Канта, эстетическим суждениям характерны четыре основные особенности:
1. Незаинтересованность. Это чистое любование, недоступное интересам разума и чувств.
2. Всеобщность. Прекрасное нравится всем.
3. Целесообразность. Мы не знаем цели, но чувствуем, что она есть: целесообразность воспринимается без представления о цели.
4. Необходимость и общезначимость. Прекрасное необходимо всем.
Во времена Иммануила Канта эстетикой называлось учение о чувственности: о том, как мы чувствуем, воспринимаем, представляем и познаем мир. По мнению Канта, эстетические суждения всегда спорят сами с собой, потому что они в одно и то же время и всеобщи, и уникальны.
По словам Канта, «гений – это талант (дар природы)», «врожденная способность души, посредством которой природа дает искусству правила». Поэтому «гений» у Канта – это духовная исключительность, художественный талант, через который природа воздействует на искусство, предписывая ему правила.
Художественный гений обладает следующими чертами: во-первых, гению свойственна оригинальность, им нельзя стать, он создает что-то новое. Во-вторых, творчество гения должно быть образцовым. В-третьих, гениальность не является чисто рациональной способностью, он не может описать, как создает свое произведение. В-четвертых, гений предписывает правила не науке, а искусству.
Выявляя природу гения, Кант обращается к анализу характерных особенностей искусства. Искусство отличается от природы тем, что является результатом человеческой активности. Искусство действует закономерно без закона, намеренно без намерения. Закон, по которому творит гений, не правило рассудка, он является естественной необходимостью внутреннего характера. Природа художника дает закон, прирожденная способность духа – гений – предписывает искусству правило. Художественное произведение, следовательно, есть продукт творчества гения, а само искусство возможно только через гения. Гения – это способность давать правила. Он представляет собой абсолютно творческое начало, он оригинален. Гений встречается лишь в искусстве. Проявление возвышенного происходит через категорию гения. Гений – субъект, его произведение.
Гениальность = свобода творчества + эстетическая идея.