Прогрессивный рок - жанр рок-музыки, который часто остаётся незамеченным и недооцененным широкой публикой. Это форма музыки "мыслящего человека", которая, хотя и продумана до мелочей и полна души и эмоций, чаще всего кажется людям чрезмерно претенциозной и напыщенной.
Скорее всего, это результат того, что за последние несколько лет люди привыкли к заумному радио-бреду. Но есть несколько арт-прог/рок-групп, которые добились определённого успеха в какой-то момент своей карьеры, а именно Pink Floyd, Genesis, Yes и Rush.
В начале 1980-х годов появилась другая прог-рок-группа под названием Marillion, которая переосмыслила жанр, находящийся за пределами понимания публики. Есть основания считать, что именно её стараниями в термине прогрессивный рок появился префикс нео - . За эти годы группа создала большое количество мастерских альбомов, и она всё ещё существует по сей день.
В 1983 году состоялся дебют - "Сценарий к слезе шута". Если он был основан на влиянии Genesis, то их второй альбом "Fugazi" показывает, что Marillion эволюционирует как уникальная группа.
Второй студийный альбом Marillion - "Fugazi" (1984). Ремастирован в 1998 году с обширными линейными примечаниями и бонус-диском, содержащим би-сайды и демо-треки.
Исполнитель: Marillion – Fugazi (1984, нео-прог рок)
Это был коллектив, возглавляемый уникальным и самобытным Фишем (Дерек Дик), чьи эмоциональные тексты подхватывались проницательностью его коллег-музыкантов (особенно гитариста Стива Ротери), и на их основе Marillion создавали музыку с долгосрочным эмоциональным и интеллектуальным воздействием.
Даже среди поклонников вторая работа группы сильно недооценена и отодвинута на второй план в пользу почти всех остальных альбомов. "Fugazi" познакомил меня с Marillion, и это был отличный способ познать их тревожный мир, звучно изображенный этими талантливыми авторами песен / музыкантами.
Он содержит, вероятно, самые узнаваемые инструменты группы, потом использованные на любом альбоме с Фишем: сочные клавишные, громко стучащие барабаны и резкие гитары. Здесь, как правило, активно применяются особо жирные синтезаторы, которые мне очень нравятся.
В те годы синтезатор правил балом, но эти ребята знали, как продемонстрировать свою стильность и, в то же время, сохранить внимание приверженцев в то непростое для сложной музыки время.
Читая комментарии группы во вкладыше (прилагаемом к ремастированному изданию) и узнавая обо всех неприятных испытаниях, связанных с записью этого альбома, я нахожу довольно примечательным, что всё получилось так хорошо.
Лирическая тема "Fugazi", за исключением заглавного трека, в основном вращается вокруг отношений, которые испортились.
Вот подноготная "Fugazi" [по версии это слово означает трудную ситуацию]:
1) "Assassing - Убийство" - идеальная, сильная и очень подходящая вещь для открывашки. Всё начинается с клавишного и забойного бита навевающее что-то племенное, ближневосточное в трайбл-паттерне барабанов, а затем за дело берутся остальные участники группы. Вокал Фиша исполнен в очень эмоциональной манере, так же как и великолепные проникновенные гитарные пассажи Стива Ротери.
В лирическом плане это о "войне слов", о том, как слова могут быть использованы в качестве оружия. В тексте полно замечательных строк, таких как "Послушайте, как слоги slaughter звучат со спокойной точностью".
Примерно 7 минут, но это никогда не перестаёт радовать.
2) "Punch And Judy - Панч и Джуди" - короткий запоминающийся сингл под барабанный бой о неудавшемся браке и его влиянии на мужчину. В этой печальной истории обида мужчины на свою жену достигает кульминации в том, что он накачивает её наркотиками и убивает!
"Просто подсыпь ей эти таблетки, и я буду свободен, больше никакой Джуди".
Необычный текст для довольно успешного сингла! Плюс в нём присутствуют отличная клавишная работа.
3) "Jigsaw - Паззл" – пронзительная прощальная баллада. Очень хороша для таких романтиков, как я, а припев - один из лучших в фишевском "Мариллионе", обладающий огромной эмоциональной силой. Конечно, основной акцент сделан на вокале Фиша. Его пение вносит очень личные чувства в текст. Это чуть более оптимистичный взгляд на отношения, которые испортились. Определённо выдающийся трек.
4) "Emerald Lies – Изумрудная ложь" - начинается с громких напористых клавишных, затем переходит в аккустическую балладу, а затем возвращается к ударной части с заразительной клавишной мелодией. Ещё один трек о неудавшихся отношениях.
5) "She Chameleon – Она хамелеон" - медленный и навязчивый номер, дополненный жуткими органами и мрачным, эмоциональным вокалом Фиша. В середине начинается очень мелодичное соло на клавишных.
Эта песня поднимает очень важный и довольно неприличный вопрос о неудачных или несуществующих отношениях. Жутковато, но лирический посыл интересен. В ней говорится о поклонницах группы – группис и о том, что они получают от всей этой сделки.
"Кто кого использует?", - как говорит Фиш в буклете.
6) "Incubus - Инкуб" - ещё один трек о плохих отношениях, но именно инструментовка делает песню интересной. Прогрессивный темп барабанов в начале сменяется вальсовой частью с мелодичным гитарным соло. Отлично проработанная композиция в прогрессивном ключе.
7) "Fugazi - Дело труба беда" – выдающийся пророческий эпик. Вначале медленный, но ближе к середине он усиливается клавишными и барабанами, за которыми следует медленная навязчивая часть и оптимистичный финал, переходящий в марш под военные барабаны.
Вместо отношений в нём говорится о том, как весь мир сошёл с ума из-за различных постоянных глобальных угроз, которые вот-вот станут смертельной реальностью.
"Fugazi" - блестящий взгляд на общество, балансирующее на краю отчуждения и уничтожения. Однако это не сразу очевидно. Лирика наполнена сверхсложной поэзией, незаметной символикой и многословностью с большим количеством загадочной продвинутой английской символики и философской поэзии. Заглавный трек выделяется как шедевр этого альбома.
Ручаюсь, что вы не сможете вникнуть и в десятую часть авторского посыла, стоящего за этой песней. Пропусти университетский курс английского... просто изучи "Fugazi!" :-)))
На самом деле, лирические хитросплетения изобилуют в каждой песне, что, на мой взгляд, делает этот альбом самым "сложным" в каталоге Marillion. Песни чрезвычайно многословны, с такими куплетами, как
"Утопающие в текиле закаты, безбилетники на полуночных кораблях |
Романтические беженцы просят убежища от реальности |
Скремблирующие сигналы бедствия без случайных частот |
Навсегда репатриированные на переполненных чувством вины утренних самолётах"
(из "Jigsaw").
Это нелегко запомнить! Так что над этим альбомом нужно потрудиться... слушая, внимательно следя за текстами, переваривая великолепие творчества Фиша.
На этом канонический альбом завершается, однако стоит сказать и о синглах \ би-сайдах, пришедших с тех времён и помещённых в дополнительные материалы к программе синего диска, увы в стерео:
1) "Cinderella Search - Поиск Золушки" - отличная эмоциональная клавишная баллада, которая к концу превращается в рок-н-ролл среднего темпа. Она настолько хороша, что её следовало включить в оригинальный альбом, одна из моих любимых песен. Интересно, почему она была переведена в статус би-сайда?
2) "Three Boats Down From The Candy - В трёх лодках от Конфетки" – Хорошая песенка, но слишком обычная и по-моему не в тему основному альбому. Для би-сайд сойдёт. Вокал Фиша, как всегда, превосходен, но в остальном ничего примечательного.
Приятным бонусом можно назвать альтернативный микс "Assassing", в нём больше акцента на ближневосточную атмосферу. Демоверсии по-своему интересны. "Fugazi" звучит странно, хотя закоренелым поклонникам Marillion (таким как я!) будет интересно понаблюдать за развитием сырой демоверсии до готовой песни. Демоверсия "She Chameleon", однако, звучит довольно уродливо. Зато каков итог, а?!
Вероятно, это скрытые жемчужины, в которых фанатам ещё надо разбираться.
Несмотря на то, что другие альбомы, такие как "Misplaced Childhood" (1985), "Script For A Jester's Tear" (1983) и "Хватаясь за соломинку" (1987), более популярны среди поклонников, для меня более феноменален с точки зрения музыкального и лирического исполнения именно "Fugazi" – просто лучший из альбомов Marillion.
Сложный, но в какой-то степени достаточно доступный, чтобы привлечь поклонников. Если вам нравится, чтобы ваша рок-музыка заставляла задуматься, была интеллектуальной и трогательной, но с добавлением характерного клавишного звучания 80-х, тогда "Fugazi" - отличное место для посещения. Настоятельно рекомендую кирпичное переиздание этого шедевра в 2021 году с многоканальным звуком высокого разрешения.
Marillion "Fugazi" 3CD + Bly-ray (Deluxe Edition, 2021)
Blu-ray: 96/24 LPCM 5.1 Mix, DTS 5.1 Surround Mix, 96/24 LPCM Stereo Remix, Fugazi 2021 Stereo Remix
+ Video
• The Performance Has Just Begun - The Story of Fugazi
• The Story of the Songs - Track by Track
• Assassing Promo Video
• Fugazi Live - Hear We Go - Swiss TV 1984
• Backstage Interview / Assassing / Punch & Judy / Jigsaw / Cinderella Search / Incubus / Garden Party / Market Square Heroes
The set also contains a live recording of Marillion performing at The Spectrum, Montreal, Canada, 20th June 1984.
Blu-ray Audio
CD1: Stereo Album 2021 Remix
1. Assassing (7:01)
2. Punch And Judy (3:22)
3. Jigsaw (6.49)
4. Emerald Lies (5:08)
5. She Chameleon (6:53)
6. Incubus (8:30)
7. Fugazi (8:02)
CD2: Live at The Spectrum, Montreal, Canada, 20th June 1984 (Part 1)
1. Assassing (7:28)
2. Punch And Judy (4:03)
3. Jigsaw (6.34)
4. Script For A Jester's Tear (9:00)
5. Chelsea Monday (8:15)
6. Emerald Lies (5:21)
7. Cinderella Search (5:47)
8. Incubus (9.00)
CD3: Live at The Spectrum, Montreal, Canada, 20th June 1984 (Part 2)
1. Charting the Single (7:02)
2. He Knows You Know (5:56)
3. Fugazi (9:11)
4. Forgotten Sons (11:03)
5. Garden Party (6.35)
6. Market Square Heroes (10:46)
The Blu-Ray features the Andy Bradfield and Avril Mackintosh remix
Parlophone Records Ltd. (0190295016456) © 1984 \ 2021
Что удивительно в Marillion, так это то, что участники группы не были технически сногсшибательными музыкантами, но они могли извлечь из своих инструментов больше эмоций и настроений, чем почти кто-либо другой. Привлечённые тогда звукорежиссёры сумели мастерски записать эту экспрессию, к счастью, в 2021 году инженеры пятиканального ремикса тоже не подкачали и превзошли себя.
1. Баланс. Почти баланс нас ждёт в треках 1 и 6. В остальных чуть похуже. В целом же, громкость обеих панорам выдержаны в паритете.
2. Статика. Дискретность инструментов ярко выраженная. Позиционированию клавишных инструментов отведено особое внимание. Синтезаторы разных мастей не ограничены в местоположениях и окружают слушателя со всех сторон. Их прозрачными нотами нередко создаются атмосферные туманы, а беглыми пассажами кучно "сажаются алюминиевые огурцы на брезентовом поле". Так, во флангах и тылах им составляют компанию вокальные партии (хор, припевы, отражения ведущего вокала), гитары – акустические и электро-риффы, перкуссии\тарелки. Задняя панорама жива и, даже, насыщена яркой жизнью.
Встречаются очень интересные инженерные решения. Обратите внимание на эффект "голос бога" [со словом "рикошет"] над головой, зависающий чуть позади затылка в песне "Jigsaw - Паззл".
3. Динамика. И здесь праздник жизни. Звук летает и перескакивает. Начинается всё уже с первого номера, когда голос Фиша перепрыгивает из канала в канал по направлению против часовой стрелки. Бегающие по панораме барабаны – это вообще обычное явление для каждого трека.
Перелёты клавишных и вокалов очень затейливы: ими окрашены как тылы (переливы и переклички), так и пространства вне панорамных границ. Браво!
Вывод
1. Assassing = 9/10
2. Punch & Judy = 8/9
3. Jigsaw = 8
4. Emerald Lies = 8
5. She Chameleon = 9
6. Incubus = 9/10
7. Fugazi = 9
Средний балл = 9
С радостью можно констатировать, что инженерный дуэт Andy Bradfield и Avril Mackintosh, угробив ряд предыдущих альбомных ремиксов, наконец-то понял, чего хочет от них мировая мультиканальная общественность.
Моя мечта сбылась: именно такой окружающий звук я и ожидал в моём самом любимом "Мариллионе" с 2010 года, когда впервые приобщился формату 5.1.
Резюме
Marillion с их первым вокалистом Фишем - одна из тех великих групп, которые повлияли на мои меломанские вкусы.
Каждая из первых четырёх пластинок с ним немного отличается и все они лучшие, по-моему, во всей их обширной дискографии. Следовательно, "Фугази", мой личный фаворит - это мой "номер один" в номинации "лучший релиз Marillion".
Я нахожу, что все до единой песни из этого альбома до сих пор, как и 40 лет назад оказывают на меня огромное эмоциональное воздействие, особенно, в пятиканальном формате.
Когда я котирую остальные фишевские работы чуть ниже данного, надо расценивать это так, что они тоже фантастические альбомы. Это всё равно что сказать, что это разные по величине куски золота.
"Фугази", "Слеза шута", "Потерянное детство" и "Хватаясь за соломинку" - потрясающие пластинки. Купите их все с 5.1.
Слушайте многоканальный каталог Marillion:
Marillion "An Hour Before It's Dark" Blu-ray 5.1: За час до заката
Marillion "Brave" Blu-ray 5.1: Бравая девушка и скучные все
Marillion "Script For A Jester’s Tear" Blu-ray 5.1: Шут наплакал
Marillion "Clutching At Straws" Blu-ray 5.1: Белый русский
Σ = 9
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Чего хотят люди от многоканальной музыки?
Luna Sea "The One -crash to create-" DD, SACD 5.1: Ночной полёт к Луне
Santana "Santana III" SACD 4.0: Завершение трилогии
R.E.M. "New Adventures In Hi-Fi" BD 5.1: Стучат колёса вагонные
Temple Of The Dog "Temple Of The Dog" Blu-ray 5.1: Soundgarden + Pearl Jam
Pixies "Doolittle" Blu-ray 5.1: Обезьяна с панк-гранатой
Andreas Vollenweider "Vox" DD 5.1: Эй, ты, да... ты!
Jon Anderson "Olias Of Sunhillow" DTS 5.1: OST в стиле фэнтези
Pink Floyd "Animals 2022" SACD, DVD, BD 5.1: Наш скотный двор
"The Red Room - Красная комната" Питера Гэбриэла
Anthony Phillips "The Geese & The Ghost" MLP 5.1: Резерфорд и Коллинз, гуси и призрак
Asia "Asia Fantasia - Live in Tokyo" Blu-ray, DVD 5.1: XXV лет
Genesis "Nursery Cryme" DTS, SACD 5.1: Наша музыкальная шкатулка
The Doors "The Best Of The Doors" SACD, Blu-ray 4.0: Quadra-тные "Двери"
Jon Anderson "Olias Of Sunhillow" DTS 5.1: OST в стиле фэнтези
Pink Floyd "Animals 2022" SACD, DVD, BD 5.1: Наш скотный двор
Quatermass "Quatermass" DTS 5.1: Паршивая овца в семье
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 66 серия: Tangerine Dream "Le Parc" (1985)
"The Red Room - Красная комната" Питера Гэбриэла
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!