Когда меня спрашивали - в какие страны мне хотелось бы поехать?!, я всегда отвечала - Чехия, Германия, Австрия... Мне были интересны Прага, но не в составе туристической группы и исхоженных туристических троп; из всей Германии меня интересовал Дрезден - город стертый с лица земли и восстановленный по частям; говоря об Австрии хотелось в Вену, а не в спекулирующий маркетинговой продукцией Зальцбург (бедный Моцарт... знал бы он как будут наживаться на его имени)...
Мне повезло, мечты сбываются - в своё время я побывала в Праге и помимо культовых для посещения мест, мы бродили неименитыми улочками и обедали в кафешках, где 90% посетителей - это чехи, жители близлежащих домов (тут не была слышна иностранная речь, меню из трех-четырех блюд дня для своих, местные проводят часы в беседах за рюмочкой наливки).
Дрезден навсегда останется в памяти своей невероятной экспозицией музейного собрания драгоценностей "Зеленые своды" - коллекция работ эпох от ренессанса до классицизма, сокровища герцогов, князей и королей саксонской династии Веттинов. Экспозиция подобная собранию нашего Алмазного фонда. Не знаю как сейчас, а пару лет назад всё было мега строго и фотографировать было нельзя. На входе все вещи вы обязаны были сдать в камеру хранения.
А прекрасная и уникальная Вена - город дорогой (но он стОит того), удобный (первый туристической город, где приличный гостевой (бесплатный) wi-fi был в кафе, ресторанах, магазинах и даже на узких улочках города); вкусный (и основные блюда, и кофе, и десерты...), чистый, богатый на историю и невероятно красивый по своей архитектуре.
В Вене наш номер в отеле располагался на 14 этаже, окна в пол позволяли с высоты обозревать жизнь 24 на 7 центрального железнодорожного вокзала (забавно было наблюдать за движением "миниатюрных" поездов), а в перспективе - частую застройку исторического города. И вот среди ожидаемых крыш дворцов, базилик, капелл и прочего, внимание сразу же привлекло вот ЭТО!
На фоне понятной застройки города монолитом стояло НЕЧТО, выдающееся своими размерами (жуткая гигантомания), странное по архитектуре и цвету. Честно, никаких мыслей на счет того ЧТО БЫ ЭТО МОГЛО БЫТЬ и самое главное для чего могло бы быть предназначено просто не было.
Ну, плохо я знала историю... Оказывается эта жуткая постройка, ну согласитесь красивого мало тут для внимания, большая зенитная башня времен Второй мировой войны и подобных в Вене сохранилось ШЕСТЬ.
Но давайте по-порядку! После того, как в 1940 году англичане совершили налет на Берлин, продемонстрировав немецкому генералитету, что в игру под названием "авианалет с бомбардировкой" можно "играть" не только Германии, перед Германией остро встал вопрос защиты своих городов и прежде всего воздушного пространства над ними. В целях противостояния противнику предстояло разместить средства противовоздушной обороны (ПВО) - 105-миллиметровые зенитные орудия, радиолокаторы, зенитные прожекторы в черте города. При этом разместить так, чтобы работе ПВО ничего не препятствовало и не мешало...
К решению проблемы немцы подошли основательно ! Профессор Фридрих Таммс и архитектор Альберт Шпеер подготовили проект грандиозных фортификационных строений в виде высотных башен из железобетона - флактурмы (Flakturm) или «Зенитные башни люфтваффе». В итоге сооружения были установлены в Гамбурге, Берлине и Вене, вот только в историческую архитектуру городов они вписались не на 100%.
Башни располагали попарно, на расстоянии 400 – 500 м друг от друга. Одна башня служила для управления - L-башня (Leitturm), другая была боевой - G-башня (Gefechtsturm). Высота каждой башни достигала 40-55 метров, толщина стен - 2,5 метра, наверху размещалась площадка для стрельбы из орудий. На выступающих верхних площадках, окружающих башню по периметру, устанавливали лёгкие зенитные орудия, а в специальных бетонных надстройках находились тяжёлые 10-тонные пушки, калибром до 128 мм. В самом центре располагался командный пункт.
В каждой башне был собственный водопровод, автономная электростанция, пункт питания, лазарет и устройства защиты от газовых атак. Каждая такая постройка являлась надёжным бомбоубежищем как для военнослужащих, так и для мирного населения.
Первые башни, выстроенные в Берлине и Гамбурге, были особо массивны (1 и 2 поколение). В Вене возводились башни уже третьего поколения, строились они с мая 1943 года и доводились до ума фактически до последних дней Второй мировой войны.
Предполагалось, что по окончанию войны башни можно было бы использовать в качестве музейных зданий, стилизовав их под средневековую архитектуру.
Но все берлинские флактурмы были снесены практически сразу после окончания войны, чтобы никто никогда не смог больше использовать их в военных целях.
В Гамбурге из трех была сохранена одна башня.
А вот в Вене были сохранены все шесть зенитных башен - плотная городская застройка уже не позволила без потерь избавить город от военной архитектуры времен Второй мировой войны - одну из венских башен до сих пор используют военные, еще одна переоборудована под аквариум (дом моря в Вене), третья - под скалодром.
Мое мнение, что красоты исторической архитектуре Вены эти башни, конечно же, не добавляют. Но в том, что они остались сохранны есть какой -то сакральный смысл - вечное напоминание и жителям Вены, и Европы, и всем нам в целом о страшных событиях Второй мировой войны, а также предостережение о том, что подобное не должно повториться в наши дни...
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!
#война #наследие #архитектура #история #вена #путешествие #австрия #1943