Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) остановило полеты более 200 воздушных судов АОН, которые не прошли в 2023 г инспекционный контроль в соответствии с ФАП-519.
В ГК "ОрВД" ушло такое письмо:
Проанализируем текст письма и ФАп-519.
Порядка проведения инспекционного контроля так такого в ФАП-519 нет, но есть точно определенный ответственный за организацию и проведение инспекционного контроля:
Пункт 14 четко определяет, что не владелец организует и проводит инспекционный контроль: "14. Инспекционный контроль летной годности ВС организуется и проводится уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ". Но Росавиация.
Фактически чиновники пытаются наказать владельцев за их, чиновников, халатное отношение к выполнению своих служебных обязанностей.
При этом ФАП-519 не содержит оснований для приостановки сертификатов в связи с непроведением инспекционного контроля.
Таким образом Росавиация не имеет оснований для приостановления сертификата летной годности на основании непрохождения инспекционной проверки владельцем воздушного судна.
Особую пикантность ситуации придает мораторий на проверки, установленный Правительством Российской Федерации. (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (с действующими изменениями).
А теперь посмотрим, откуда у Росавиации появились полномочия дачи указаний о прекращении допуска к использованию воздушного пространства.
В Воздушном кодексе Российской Федерации и постановлении Правительства от 30 июля 2004 г. № 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта" таких полномочий нет.
Теоретически, они могут быть в других актах Законодательства Российской Федерации, но это вряд ли.
И так:
1. За организацию и проведение инспекционного контроля отвечает Росавиация, а не владельцы воздушных судов.
2. Нет оснований для приостановления СЛГ из-за непроведения инспекционного контроля.
3. Росавиация превысила полномочия, дав указания о прекращении допуска к использованию воздушного пространства. И заодно ГК "ОрВД" также превысила полномочия, прекратив указанный допуск.
Для чего это сделано? Для обеспечения безопасности полетов? Конечно нет. Никакого реального прока от этого контроля нет, специалисты в достаточном количестве для проведения летной годности воздушных судов в Росавиации отсутствуют, проверки происходили редко и, как правило, чисто формально.
Так для чего? Все очень просто. Люди ринутся в территориальные управления "решать" проблему и будут приглашать, угощать, одаривать и т.д. заботливых чиновников. И жизнь забьёт ключем.
В народе про таких говорят - "Как комендатура в захваченном городе"
Что делать?
1. Обратиться в суд для оспаривания решения Росавиации.
2. Направить обращение в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации для принятия мер прокурорского реагирования для прекращения нарушения законодательства.
3. Обратиться в Правительство Российской Федерации об исключении права Росавиации проводить инспекционные проверки воздушных судов как из положения о Росавиации так и из соответствующих ФАП в связи с нарушением законодательства о контрольно-надзорной деятельности при наделении Росавиации указанными полномочиями.
4. Обратиться в Минтранс России для отмены неправомерного решения подведомственной Росавиации и инициализации служебных проверок в отношении лиц, допустивших нарушения законодательства