Найти тему
Свободная Пресса

Гражданской авиации России осталось жить 7−8 лет. Почему планы построить к 2030 году сотни самолётов несбыточны.

Оглавление

В течении ближайших лет России грозит тотальное «приземление» — импортные гражданские самолёты полностью выработают ресурс или встанут на прикол из-за отсутствия запчастей.

При этом отечественных лайнеров нет, «вставшая с колен» промышленность не в состоянии делать самолёты хотя бы штучно. Программа провалена? Значит, нужна новая — логика чиновников, как всегда, на высоте.

Superjet NEW в природе отсутствует, разрекламированный МС-21 тоже так и не появился. В российской авиационной промышленности иные проблемы, тут не до новых разработок. Заводы не в состоянии изготовить даже советский Ту-214, который впервые полетел ещё 2 января 1989 года. Правда, тогда в воздух поднялась машина Ту-204, но разница минимальная.

За 2023 год Ростех должен был передать заказчикам три штуки Ту-214, но не осилили ни одной. Кому они должны были достаться, до сих пор непонятно, да это, собственно, и не особо важно.

  • «Переговоры по конфигурации салона Ту-214 продолжаются, ждем официального подтверждения наших предложений от производителя самолетов», — так в «Аэрофлоте» рассказывают о взаимоотношениях с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК, входит в Ростех).

Иными словами, тут не до Superjet NEW и МС-21, к последнему ещё и нет двигателей. Вроде как в 2023-м должны были изготовить несколько ПД-14, в текущем году — ещё 12 штук. Всё это, как несложно догадаться, не серийные агрегаты, а собранные «на коленке» опытные образцы. Которые ещё испытывать и испытывать.

И на фоне таких «успехов» власти заявляют о планах выпуска 600 машин до 2030-го. То есть по сотне в год. Денег на это дадут, дополнительные 280 млрд рублей. Планируется, что помимо «перспективных» Superjet NEW и МС-21 будут делать «морально устаревшие» Ил-96−300 и Ту-214, а также Ил-114, который тоже родом из СССР (первый полёт — 29 марта 1990 г.).

  • «На тех воздушных судах, которые у нас сейчас есть — Boeing и Airbus — где-нибудь лет семь-восемь мы можем продержаться. По Superjet и МС-21, я думаю, что они ещё как минимум целый год будут летать, прежде чем получат сертификат.
  • Если мы добьемся импортозамещения по авионике… А нам же ведь ещё надо разобраться и с двигателями, они тоже должны пройти испытания.
  • Всё это дополнительные производственные мощности, это дополнительные люди. Больше сотни смежников! И кроме мощности сборочных ангаров есть ещё станочный парк, люди. Они за один год не появляются.
  • Если сделают где-то в пределах четырех-пяти машин, это будет очень хорошо", — считает гендиректор Ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктор Горбачев.

То есть никаких сотен — будут считанные единицы. Дать денег мало, даже проследить, чтобы их не разворовали, недостаточно. Предположим, что-то из означенных выше 280 млрд руб. дошло до заводов. А дальше? Из этих банкнот чудесным образом материализуются самолёты?

  • «Маляры, столяры, операторы станков с числовым программным управлением — их катастрофически мало.
  • И последний, самый, наверное, страшный провал — это инженер-конструктор, их просто практически нет. Именно хороших, квалифицированных, действительно вменяемых.
  • Автоматизировать всё, заменить людей — это практически нереально", — объясняет глава компании по производству детских площадок и благоустройству территорий «Леопарк» Роман Баулин.

Даже детские площадки конструировать некому, а мы ведём речь о самолётах. Да и производить тоже некому. Детальки для советских авиалайнеров изготавливали высококвалифицированные рабочие, коих в РФ почти не осталось — дорабатывают те, кто ещё получил профессионально-техническое образование в СССР. Им уже за полтинник, а смены нет.

Система ПТУ и техникумов полностью разрушена. Например, в столичном регионе даже на простого токаря не выучиться! Впрочем, так везде.

По идее, если власти собираются что-то возрождать, нужно начинать с кадров. Ведь они, как совершенно правильно говорил товарищ Сталин, решают всё. Нужно закупать станки, искать квалифицированных рабочих, платить им большие деньги, дабы учили народ.

Требуется воссоздание — на пустом месте! — всей системы профессионально-технического образования. В противном случае ничего не будет. Это касается не только самолётов, но и автомобилей, стиральных машин, мясорубок и зубных щёток.

Про «импортозамещение» заговорили ещё десять лет назад, после присоединения Крыма. Тогда Россию накрыла первая волна санкций и всем стало понятно, что Запад не успокоится.

Было с тех пор что-то сделано в плане подготовки кадров и новой индустриализации страны? Нет. Одна говорильня, которая продолжается по сей день. «Стратегия-2020» и прочие проекты, о которых нынче не принято вспоминать.

  • «Надо развивать собственное самолетостроение. Надеюсь, что все планы — а мы планируем произвести свыше одной тысячи собственных самолетов к 2030 году — будут реализованы», — заявил президент России Владимир Путин.

«Осетра» уже урезали до 600 единиц, и, скорее всего, планы скорректируют ещё сильней.

  • «По программе, которая была утверждена, мы до 2030 года должны произвести более 500 самолетов различного типа: 270 лайнеров МС-21, 142 самолета Superjet-100 и 115 самолетов Ту-214», — говорил накануне Нового года глава Ростеха Сергей Чемезов.

То есть главный по авиапрому объяснил президенту, что тысячи точно не будет. А сколько реально построят?

  • Superjet NEW и МС-21 оставим «в уме», остаётся сотня с небольшим советских «тушек» — менее чем по 20 единиц в год. Тоже очень сомнительно, так как пока даже три в год не под силу.
  • Про Ил-96 все тактично молчат, в последнее время этот самолёт принято ругать, хотя на нём вроде как передвигается глава нашего государства.

Может, потому что повторить данную машину уже не способны?

А кадровая проблема с каждым годом усугубляется. Старые рабочие и инженеры уходят на пенсию или в иной мир, а заменить некем.

Чиновники вещают про сотни и тысячи мифических скрепных аэропланов, но без импортных запчастей мы даже простенькую легковушку собрать не можем. В РФ не выпускаются даже подшипники, не говоря про электронику. Это к вопросу про российскую авионику.

Произвести детали на простаивающие советские авиалайнеры — такие ещё сохранились, не все порезали на металл — Россия уже тоже не в состоянии. Именно поэтому сейчас, когда каждый самолёт на счету, они не взмывают в небо. Разучились, и власти вовсе не стремятся что-то исправлять. Никому это не надо.

В уже далёком 2014-м умные люди повторяли слова великого вождя о том, что нам «нужно пробежать за десять лет, иначе нас сомнут». Пока не смяли, но страна на грани. Второй звоночек прозвучал весной 2022-го — тоже без толку. Враги народа опять заблокировали новую индустриализацию, результат мы сегодня наблюдаем в том же ЖКХ.

  • По идее, за два последних года можно было подготовить десятки рабочих-станочников, сварщиков, электриков и т. д. Плюс организовать массовый набор молодёжи на инженерные специальности.
  • Возродить рабочий класс и начать восстановление инженерного-конструкторского корпуса. Почему ничего не делается? Хотя бы потому, что умные и образованные люди для чиновников опасны — быстро поймут, что такие власти им не нужны. И примут меры.
  • Так что никакие лайнеры нам не светят, в лучшем случае на 280 млрд руб. из импортных комплектующих сколхозят пяток кукурузников типа «Ладога» или «Байкал». На замену Ан-2, делать которые тоже уже разучились.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков