Найти тему
Русская и мировая живопись

Джон Сингер Сарджент был предан созданию красоты

Джон Сингер Сарджент (родился 12 января 1856, Флоренция, Италия — умер 15 апреля 1925, Лондон, Англия) - американский художник итальянского происхождения, чьи элегантные портреты создают устойчивый образ общества эдвардианской эпохи. Богатые и привилегированные люди по обе стороны Атлантического океана приходили в его студию в Лондоне, чтобы быть увековеченными.

Автопортрет, 1906 г. холст, масло, 70 × 53 см Галерея Уффици, Флоренция
Автопортрет, 1906 г. холст, масло, 70 × 53 см Галерея Уффици, Флоренция

Утренняя прогулка, 1888, масло на холсте, 67,31x50,16 см. Частная коллекция.               Джон Сингер Сарджент
Утренняя прогулка, 1888, масло на холсте, 67,31x50,16 см. Частная коллекция. Джон Сингер Сарджент

В 1893 году Генри Джеймс написал эссе, восхваляющее своего друга, художника Джона Сингера Сарджента, в котором он заявил: “Нет более великого произведения искусства, чем великий портрет”, из-за необходимого для этого чуткого видения. По словам Джеймса, Сарджент был замечателен “необычайно мгновенным” воплощением своего восприятия внешнего мира в картине. В частности, он восхищался “способностью Сарджента воспроизводить свежее, непосредственное, независимое впечатление”. Роден назвал Сарджента "Ван Дейком нашего времени”. Но после смерти Сарджента его реализм все чаще рассматривался как анахронизм, считался работой светского художника, карьериста, счастливого потворствовать аристократическим привилегиям. Один из самых успешных и уважаемых художников своего времени был быстро отвергнут как виртуозный, но легковесный, ловкий ремесленник, а не создатель-новатор, вытесненный Матиссом и Пикассо. Он был льстецом Золотого века, “не энтузиастом, - фыркнул Писсарро, - а скорее ловким исполнителем“.

Хелен Винсент, виконтесса д'Абернон, 1904 Портрет маслом на холсте 158,8 × 108 см    Джон Сингер Сарджент
Хелен Винсент, виконтесса д'Абернон, 1904 Портрет маслом на холсте 158,8 × 108 см Джон Сингер Сарджент

Миссис Фрэнсис Дэвис Миллет (Элизабет ("Лили") Грили Меррилл)1885–1886, портрет маслом на холсте. Джон Сингер Сарджент
Миссис Фрэнсис Дэвис Миллет (Элизабет ("Лили") Грили Меррилл)1885–1886, портрет маслом на холсте. Джон Сингер Сарджент

Миссис Сесил Уэйд, 1886.                                      Джон Сингер Сарджент
Миссис Сесил Уэйд, 1886. Джон Сингер Сарджент

Портрет Изабеллы Стюарт Гарднер, 1888      Джон Сингер Сарджент                                   Гарднер была американским коллекционером произведений искусства, филантропом и меценаткой, основала музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне.
Портрет Изабеллы Стюарт Гарднер, 1888 Джон Сингер Сарджент Гарднер была американским коллекционером произведений искусства, филантропом и меценаткой, основала музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне.

Модернизм – в развивающихся формах импрессионизма, фовизма, кубизма – все больше направлял энергию мира искусства при жизни Сарджента. Но демонстративно придерживаясь реализма, Сарджент переосмыслил его, поставив Ван Дейка, Веласкеса, Рейнольдса и Гейнсборо в диалог с современниками, включая Мане и Моне, и создал новое сочетание классической и современной техники (портреты, написанные в духе Моне "en plein air" и "sur le motif") с современными сюжетами и перспективами. Джеймс понимал это, хваля портретную живопись Сарджента за “качество, в свете которого художник глубоко проникает в свой предмет, переживает его, впитывает...”.

"Эль Джалео", 1882, масло, холст, 237 × 352 см    Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон     Джон Сингер Сарджент
"Эль Джалео", 1882, масло, холст, 237 × 352 см Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон Джон Сингер Сарджент

Сарджент вырос в Италии и впервые увидел Соединенные Штаты в 1876 году, когда получил гражданство. Серьезный и сдержанный, он обладал талантом к рисованию, и в 1874 году отправился в Париж учиться живописи у Каролюса Дюрана, модного светского портретиста. В это время он также начал экспериментировать с техниками импрессионистов. В 1879 году Сарджент отправился в Мадрид, чтобы изучить работы Диего Веласкеса, и в Харлем, Голландию, чтобы ознакомиться с работами Франса Халса.

"Дочери Эдварда Дарли Бойта", 1882 масло на холсте, 221,9 × 222,6 см. Музей изобразительных искусств, Бостон, Массачусетс, Джон Сингер Сарджент Композиция отличается от того, что можно увидеть на традиционном групповом портрете, где каждому объекту придается равный статус. Девушки разбросаны по полутемной, безукоризненно оформленной комнате, которая выглядит бессистемно, и кажутся маленькими на фоне элементов мебели, включая две массивные бело-голубые фарфоровые вазы. Три из четырех девушек смотрят прямо на зрителя, в то время как четвертая стоит лицом к своей сестре. Непринужденная поза младшей дочери (Джулии, 4 года), сидящей на полу, резко контрастирует с позой старших девочек, которые чопорно стоят позади нее. Две старшие девочки (Джейн, 12 лет, и Флоренс, 14 лет) стоят в проеме, ведущем в другую комнату, и частично скрыты тенью. Ряд критиков отметили, что картина выходит за рамки своей роли группового портрета, намекая на символическую потерю невинности, которая неизбежно приходит со зрелостью.
"Дочери Эдварда Дарли Бойта", 1882 масло на холсте, 221,9 × 222,6 см. Музей изобразительных искусств, Бостон, Массачусетс, Джон Сингер Сарджент Композиция отличается от того, что можно увидеть на традиционном групповом портрете, где каждому объекту придается равный статус. Девушки разбросаны по полутемной, безукоризненно оформленной комнате, которая выглядит бессистемно, и кажутся маленькими на фоне элементов мебели, включая две массивные бело-голубые фарфоровые вазы. Три из четырех девушек смотрят прямо на зрителя, в то время как четвертая стоит лицом к своей сестре. Непринужденная поза младшей дочери (Джулии, 4 года), сидящей на полу, резко контрастирует с позой старших девочек, которые чопорно стоят позади нее. Две старшие девочки (Джейн, 12 лет, и Флоренс, 14 лет) стоят в проеме, ведущем в другую комнату, и частично скрыты тенью. Ряд критиков отметили, что картина выходит за рамки своей роли группового портрета, намекая на символическую потерю невинности, которая неизбежно приходит со зрелостью.

Будучи знаменитостью в свое время, Сарджент был известен своей боязнью публичности, избегал интервью и яростно охранял свою частную жизнь. Художник Уильям Ротенштейн вспоминал:

“Я думаю о его огромном телосложении, о его превосходном аппетите, о его постоянном курении сигар; о его странной застенчивости, а также о его застенчивости в себе, о его решительных мнениях”.

Ростом чуть более 6 футов, он был приветлив, воспитан и общителен, а также предан созданию красоты.

Дама с розой (Шарлотта Луиза Буркхардт), 1882. Портрет маслом на холсте, 213,4 x 113,7 Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк      Джон Сингер Сарджент
Дама с розой (Шарлотта Луиза Буркхардт), 1882. Портрет маслом на холсте, 213,4 x 113,7 Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк Джон Сингер Сарджент

Всего в 26 лет он написал "Эль Джалео" и "Дочерей Эдварда Дарли Бойта", а также "прекрасную даму с розой". Джеймс назвал “Эль Джалео” “удивительным" за "ощущение усвоенных секретов, инстинктов и знаний”. Знаменитые дочери Эдварда Дарли Бойта отдают дань уважения "Менинам" Веласкеса, но смело выстраивают свой, казалось бы, традиционный эдвардианский сюжет вокруг пустого пространства, придавая картине мрачный, загадочный оттенок.

Мадам Икс (мадам Пьер Готро, урожденная Виржини Авеньо), 1883–84, портрет маслом на холсте, 208,6 × 109,9 см.                                     Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк    Джон Сингер Сарджент                                             На этом портрете изображена молодая светская львица, американская эмигрантка по имени Виржини Амели Авеньо Готро, известная как мадам Икс, которая была замужем за французским банкиром Пьером Готро. Готро не заказывал эту работу. На самом деле, именно Сарджент инициировал проект, заинтригованный возможностью запечатлеть эту скандальную фигуру парижского общества, известную не только своей потрясающей внешностью, но и, по слухам, любовными похождениями. Сарджент ярко подчеркивает поразительную внешность, обнажая алебастровую кожу смелым декольте и выделяя ее на фоне теплых, приглушенных коричневых тонов. Откровенное черное атласное платье с корсетом и тонкими бретельками, украшенными драгоценными камнями, в котором она позирует, подчеркивает ее потрясающую фигуру и в сочетании с изысканным стилем ее каштановых волос и напудренной кожей лица устанавливает стандарт современной аристократической красоты. На ее печально известную репутацию намекает ее особенно самоуверенная поза.
Мадам Икс (мадам Пьер Готро, урожденная Виржини Авеньо), 1883–84, портрет маслом на холсте, 208,6 × 109,9 см. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк Джон Сингер Сарджент На этом портрете изображена молодая светская львица, американская эмигрантка по имени Виржини Амели Авеньо Готро, известная как мадам Икс, которая была замужем за французским банкиром Пьером Готро. Готро не заказывал эту работу. На самом деле, именно Сарджент инициировал проект, заинтригованный возможностью запечатлеть эту скандальную фигуру парижского общества, известную не только своей потрясающей внешностью, но и, по слухам, любовными похождениями. Сарджент ярко подчеркивает поразительную внешность, обнажая алебастровую кожу смелым декольте и выделяя ее на фоне теплых, приглушенных коричневых тонов. Откровенное черное атласное платье с корсетом и тонкими бретельками, украшенными драгоценными камнями, в котором она позирует, подчеркивает ее потрясающую фигуру и в сочетании с изысканным стилем ее каштановых волос и напудренной кожей лица устанавливает стандарт современной аристократической красоты. На ее печально известную репутацию намекает ее особенно самоуверенная поза.

В Парижском Салоне 1884 года Сарджент показал, вероятно, свою самую известную картину "Мадам Икс", портрет мадам Готро, знаменитой парижской красавицы. Сарджент считал ее своим шедевром и был неприятно удивлен, когда она вызвала скандал — критики сочли ее эксцентричной и эротичной. Обескураженный своим парижским провалом, Сарджент навсегда переехал в Лондон. Его работы были слишком континентальными и авангардными, чтобы сразу понравиться английскому вкусу: "Мисс Виккерс" (1884) была признана "Пэлл Мэлл Газетт" худшей картиной года в 1886 году.

Огюст Роден, 1884, музей Родена, Париж      Джон Сингер Сарджент
Огюст Роден, 1884, музей Родена, Париж Джон Сингер Сарджент

Гвоздика, Лилия, Ландыш, Роза, 1885–1886 масло на холсте 174 × 153,7 см                         Джон Сингер Сарджент
Гвоздика, Лилия, Ландыш, Роза, 1885–1886 масло на холсте 174 × 153,7 см Джон Сингер Сарджент

Только в 1887 году отношение критиков изменилось. В том году его картина "Гвоздика, Лилия, Лилия, Роза" (1885-86), изображающая двух маленьких девочек, зажигающих японские фонарики, покорила сердца британской публики, и он начал испытывать феноменальное признание в Англии и Соединенных Штатах, которым он будет наслаждаться всю оставшуюся жизнь. Картина была названа в честь популярной песни. Её стиль "балансирует", как отмечается в каталоге картин художника, “между французским импрессионизмом, английским прерафаэлитизмом и эстетизмом”. Все, кто наблюдал за её созданием, сходились во мнении, что главной целью Сарджента в этой картине было запечатлеть на пленэре “уходящий вечерний свет”. На это у него ушло два года, поскольку в конце лета он мог рисовать только по 25 минут каждый вечер. К тому времени он почти наверняка побывал в Живерни и наблюдал, как Моне рисует на открытом воздухе. Он разделял увлеченность Моне игрой естественного света, но так и не смог полностью принять его готовность растворять изображение в краске, цвете и свете.

Джон Д. Рокфеллер, 1917 Портрет маслом на холсте 147,3 × 114,3 см                                        Джон Дэвисон Рокфеллер–старший (8 июля 1839 - 23 мая 1937) - американский бизнес-магнат и филантроп. По большинству определений он был самым богатым американцем всех времен и богатейшим человеком в современной истории. Рокфеллер родился в многодетной семье на севере штата Нью-Йорк, которая несколько раз переезжала, прежде чем в конце концов обосноваться в Кливленде. В 16 лет он стал помощником бухгалтера, а в 20 лет вступил в несколько деловых партнерств, сосредоточив свой бизнес на переработке нефти. Рокфеллер основал Standard Oil Company в 1870 году. Он управлял ею до 1897 года и оставался ее крупнейшим акционером. Выйдя на пенсию, он сосредоточил свою энергию и богатство на филантропии, особенно в том, что касается образования, медицины, высшего образования и модернизации американского Юга (источник: Wikipedia).
Джон Д. Рокфеллер, 1917 Портрет маслом на холсте 147,3 × 114,3 см Джон Дэвисон Рокфеллер–старший (8 июля 1839 - 23 мая 1937) - американский бизнес-магнат и филантроп. По большинству определений он был самым богатым американцем всех времен и богатейшим человеком в современной истории. Рокфеллер родился в многодетной семье на севере штата Нью-Йорк, которая несколько раз переезжала, прежде чем в конце концов обосноваться в Кливленде. В 16 лет он стал помощником бухгалтера, а в 20 лет вступил в несколько деловых партнерств, сосредоточив свой бизнес на переработке нефти. Рокфеллер основал Standard Oil Company в 1870 году. Он управлял ею до 1897 года и оставался ее крупнейшим акционером. Выйдя на пенсию, он сосредоточил свою энергию и богатство на филантропии, особенно в том, что касается образования, медицины, высшего образования и модернизации американского Юга (источник: Wikipedia).

Миссис Дж.П. Морган-младшая, ок. 1904-1906, портрет, холст, масло, 147,3 х 91,4 см Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк        Джон Сингер Сарджент
Миссис Дж.П. Морган-младшая, ок. 1904-1906, портрет, холст, масло, 147,3 х 91,4 см Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк Джон Сингер Сарджент

Официальный портрет Теодора Рузвельта в Белом доме, 1903. Портрет маслом на холсте 147,6 x 101,6 см. Художественная коллекция Белого дома, Вашингтон. Джон Сингер Сарджент
Официальный портрет Теодора Рузвельта в Белом доме, 1903. Портрет маслом на холсте 147,6 x 101,6 см. Художественная коллекция Белого дома, Вашингтон. Джон Сингер Сарджент

Миссис Карл Мейер и ее дети, 1896г. Портрет маслом на холсте 201,4 х 134 см                      Джон Сингер Сарджент                                          Эта картина является ярким примером заказных портретов представителей высших классов, которые в конечном итоге принесли Сардженту известность. На фото Адель Майер, ее сын Фрэнк и дочь Элси. Баронет Мейер был британским банкиром и добытчиком алмазов, известным своими связями с семьей Ротшильдов и группой De Beers. Богатые плутократы, такие как Мейер, заказывали портреты успешным художникам, таким как Сарджент, чтобы передать свое богатство и статус в элитных социальных кругах, используя безупречный талант художника, чтобы представить себя в максимально лестном, гламурном свете.                                               Одежда семьи и мебель, включенные в изображение, напоминают о пике роскоши в Британии 19-го века. Позолоченный диван с искусным рисунком и тяжелое платье миссис Мейер из переливающегося розового шелка напоминают что-то из Версальского дворца Людовика XIV. Сарджент целенаправленно окружила Мейер предметами исключительной роскоши, чтобы подчеркнуть ее репутацию расточительной представительницы лондонской элиты. Расположение миссис Мейер спереди и по центру, когда ее дети в значительной степени скрыты от посторонних глаз за диваном и видны только выше плеч.. Для миссис Мейер, очевидно, было важнее подчеркнуть свой собственный шарм, свое  очарование, чем уделять такое же внимание своим детям.
Миссис Карл Мейер и ее дети, 1896г. Портрет маслом на холсте 201,4 х 134 см Джон Сингер Сарджент Эта картина является ярким примером заказных портретов представителей высших классов, которые в конечном итоге принесли Сардженту известность. На фото Адель Майер, ее сын Фрэнк и дочь Элси. Баронет Мейер был британским банкиром и добытчиком алмазов, известным своими связями с семьей Ротшильдов и группой De Beers. Богатые плутократы, такие как Мейер, заказывали портреты успешным художникам, таким как Сарджент, чтобы передать свое богатство и статус в элитных социальных кругах, используя безупречный талант художника, чтобы представить себя в максимально лестном, гламурном свете. Одежда семьи и мебель, включенные в изображение, напоминают о пике роскоши в Британии 19-го века. Позолоченный диван с искусным рисунком и тяжелое платье миссис Мейер из переливающегося розового шелка напоминают что-то из Версальского дворца Людовика XIV. Сарджент целенаправленно окружила Мейер предметами исключительной роскоши, чтобы подчеркнуть ее репутацию расточительной представительницы лондонской элиты. Расположение миссис Мейер спереди и по центру, когда ее дети в значительной степени скрыты от посторонних глаз за диваном и видны только выше плеч.. Для миссис Мейер, очевидно, было важнее подчеркнуть свой собственный шарм, свое очарование, чем уделять такое же внимание своим детям.

Широкие, резкие мазки кисти Сарджента и блестящая палитра создают ощущение случайности и возможности запечатлеть определенный момент. Он был удивительно неповторим в своих портретах, по-разному реагируя на каждую модель, мастерски умел манипулировать реквизитом и живописными эффектами, чтобы показать класс, а иногда и род занятий своих подопечных. На его лучших портретах модели запечатлены в откровенный момент, застигнутые врасплох. Модные клиенты стекались в его студию в Челси и платили в среднем 5000 долларов за портрет в полный рост.

Бедуины, 1905-1906 гг. акварель, Бруклинский музей, Нью-Йорк. Джон Сингер Сарджент      Это изображение иллюстрирует те же реалистичные нюансы и детали, которыми были известны его портреты, хотя в обработке окружающей обстановки, а также в мужской одежде отмечается более импрессионистическая манера. Картина излучает теплые цвета с палитрой насыщенных синих оттенков индиго, теплых коричневых тонов и фуксии. Мужские головные платки испещрены белыми бликами гуаши, передающими палящий зной полудня в пустыне.
Бедуины, 1905-1906 гг. акварель, Бруклинский музей, Нью-Йорк. Джон Сингер Сарджент Это изображение иллюстрирует те же реалистичные нюансы и детали, которыми были известны его портреты, хотя в обработке окружающей обстановки, а также в мужской одежде отмечается более импрессионистическая манера. Картина излучает теплые цвета с палитрой насыщенных синих оттенков индиго, теплых коричневых тонов и фуксии. Мужские головные платки испещрены белыми бликами гуаши, передающими палящий зной полудня в пустыне.

Этюд из жизни (Этюд египетской девушки), 1891  масло на холсте, 190,5x61 см        Чикагский художественный институт             Джон Сингер Сарджент
Этюд из жизни (Этюд египетской девушки), 1891 масло на холсте, 190,5x61 см Чикагский художественный институт Джон Сингер Сарджент

После 1910 года Сарджент отказался от портретной живописи и посвятил остаток своей жизни написанию фресок и альпийских и итальянских пейзажей акварелью. Со стенографическим блеском Сарджент стремился к прозрачности и текучести, выходящим за рамки экспериментов Дж. М.У. Тернера и Уинслоу Гомера, иногда создавая работы, которые были пророчески или случайно экспрессионистскими, как в "Горном пожаре" (1895).

Фонтан, Вилла Торлония, Фраскати, Италия,1907 Пейзаж маслом на холсте 71,4 × 56,5 см. Джон Сингер Сарджент
Фонтан, Вилла Торлония, Фраскати, Италия,1907 Пейзаж маслом на холсте 71,4 × 56,5 см. Джон Сингер Сарджент

Черный Ручей, 1908, Джон Сингер Сарджент
Черный Ручей, 1908, Джон Сингер Сарджент

С 1890 по 1910 год он работал над заказом Бостонской публичной библиотеки по созданию фресок, посвященных истории еврейской и христианской религий. Он также выполнил фрески в Музее изящных искусств Бостона.

Источник фото картин:

https://tr-page.yandex.ru/translate?lang=en-ru&url=https%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FList_of_works_by_John_Singer_Sargent

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.