Джон Сингер Сарджент (родился 12 января 1856, Флоренция, Италия — умер 15 апреля 1925, Лондон, Англия) - американский художник итальянского происхождения, чьи элегантные портреты создают устойчивый образ общества эдвардианской эпохи. Богатые и привилегированные люди по обе стороны Атлантического океана приходили в его студию в Лондоне, чтобы быть увековеченными.
В 1893 году Генри Джеймс написал эссе, восхваляющее своего друга, художника Джона Сингера Сарджента, в котором он заявил: “Нет более великого произведения искусства, чем великий портрет”, из-за необходимого для этого чуткого видения. По словам Джеймса, Сарджент был замечателен “необычайно мгновенным” воплощением своего восприятия внешнего мира в картине. В частности, он восхищался “способностью Сарджента воспроизводить свежее, непосредственное, независимое впечатление”. Роден назвал Сарджента "Ван Дейком нашего времени”. Но после смерти Сарджента его реализм все чаще рассматривался как анахронизм, считался работой светского художника, карьериста, счастливого потворствовать аристократическим привилегиям. Один из самых успешных и уважаемых художников своего времени был быстро отвергнут как виртуозный, но легковесный, ловкий ремесленник, а не создатель-новатор, вытесненный Матиссом и Пикассо. Он был льстецом Золотого века, “не энтузиастом, - фыркнул Писсарро, - а скорее ловким исполнителем“.
Модернизм – в развивающихся формах импрессионизма, фовизма, кубизма – все больше направлял энергию мира искусства при жизни Сарджента. Но демонстративно придерживаясь реализма, Сарджент переосмыслил его, поставив Ван Дейка, Веласкеса, Рейнольдса и Гейнсборо в диалог с современниками, включая Мане и Моне, и создал новое сочетание классической и современной техники (портреты, написанные в духе Моне "en plein air" и "sur le motif") с современными сюжетами и перспективами. Джеймс понимал это, хваля портретную живопись Сарджента за “качество, в свете которого художник глубоко проникает в свой предмет, переживает его, впитывает...”.
Сарджент вырос в Италии и впервые увидел Соединенные Штаты в 1876 году, когда получил гражданство. Серьезный и сдержанный, он обладал талантом к рисованию, и в 1874 году отправился в Париж учиться живописи у Каролюса Дюрана, модного светского портретиста. В это время он также начал экспериментировать с техниками импрессионистов. В 1879 году Сарджент отправился в Мадрид, чтобы изучить работы Диего Веласкеса, и в Харлем, Голландию, чтобы ознакомиться с работами Франса Халса.
Будучи знаменитостью в свое время, Сарджент был известен своей боязнью публичности, избегал интервью и яростно охранял свою частную жизнь. Художник Уильям Ротенштейн вспоминал:
“Я думаю о его огромном телосложении, о его превосходном аппетите, о его постоянном курении сигар; о его странной застенчивости, а также о его застенчивости в себе, о его решительных мнениях”.
Ростом чуть более 6 футов, он был приветлив, воспитан и общителен, а также предан созданию красоты.
Всего в 26 лет он написал "Эль Джалео" и "Дочерей Эдварда Дарли Бойта", а также "прекрасную даму с розой". Джеймс назвал “Эль Джалео” “удивительным" за "ощущение усвоенных секретов, инстинктов и знаний”. Знаменитые дочери Эдварда Дарли Бойта отдают дань уважения "Менинам" Веласкеса, но смело выстраивают свой, казалось бы, традиционный эдвардианский сюжет вокруг пустого пространства, придавая картине мрачный, загадочный оттенок.
В Парижском Салоне 1884 года Сарджент показал, вероятно, свою самую известную картину "Мадам Икс", портрет мадам Готро, знаменитой парижской красавицы. Сарджент считал ее своим шедевром и был неприятно удивлен, когда она вызвала скандал — критики сочли ее эксцентричной и эротичной. Обескураженный своим парижским провалом, Сарджент навсегда переехал в Лондон. Его работы были слишком континентальными и авангардными, чтобы сразу понравиться английскому вкусу: "Мисс Виккерс" (1884) была признана "Пэлл Мэлл Газетт" худшей картиной года в 1886 году.
Только в 1887 году отношение критиков изменилось. В том году его картина "Гвоздика, Лилия, Лилия, Роза" (1885-86), изображающая двух маленьких девочек, зажигающих японские фонарики, покорила сердца британской публики, и он начал испытывать феноменальное признание в Англии и Соединенных Штатах, которым он будет наслаждаться всю оставшуюся жизнь. Картина была названа в честь популярной песни. Её стиль "балансирует", как отмечается в каталоге картин художника, “между французским импрессионизмом, английским прерафаэлитизмом и эстетизмом”. Все, кто наблюдал за её созданием, сходились во мнении, что главной целью Сарджента в этой картине было запечатлеть на пленэре “уходящий вечерний свет”. На это у него ушло два года, поскольку в конце лета он мог рисовать только по 25 минут каждый вечер. К тому времени он почти наверняка побывал в Живерни и наблюдал, как Моне рисует на открытом воздухе. Он разделял увлеченность Моне игрой естественного света, но так и не смог полностью принять его готовность растворять изображение в краске, цвете и свете.
Широкие, резкие мазки кисти Сарджента и блестящая палитра создают ощущение случайности и возможности запечатлеть определенный момент. Он был удивительно неповторим в своих портретах, по-разному реагируя на каждую модель, мастерски умел манипулировать реквизитом и живописными эффектами, чтобы показать класс, а иногда и род занятий своих подопечных. На его лучших портретах модели запечатлены в откровенный момент, застигнутые врасплох. Модные клиенты стекались в его студию в Челси и платили в среднем 5000 долларов за портрет в полный рост.
После 1910 года Сарджент отказался от портретной живописи и посвятил остаток своей жизни написанию фресок и альпийских и итальянских пейзажей акварелью. Со стенографическим блеском Сарджент стремился к прозрачности и текучести, выходящим за рамки экспериментов Дж. М.У. Тернера и Уинслоу Гомера, иногда создавая работы, которые были пророчески или случайно экспрессионистскими, как в "Горном пожаре" (1895).
С 1890 по 1910 год он работал над заказом Бостонской публичной библиотеки по созданию фресок, посвященных истории еврейской и христианской религий. Он также выполнил фрески в Музее изящных искусств Бостона.
Источник фото картин:
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.