Часто прихожане на исповеди спрашивают, должны ли они перечислять на исповеди то же самое повторяющееся прегрешение?
«Хожу в храм чуть больше года. Конечно, исповедовалась, плакала, раскаивалась. Но теперь хожу на причастие каждый месяц. А грехи повторяются: осудила, подумала, перевела без сытости. Вот как быть?
Получается, без исповеди нельзя к чаше идти. Исповедь становится формальностью. Каюсь, но побороть пока не получается», – признается одна прихожанка.
Первым делом надо уяснить, что есть разница между исповедью и покаянием. Не стоит относиться формально, для галочки. В чем суть, хорошо разъяснил протоирей Тарасий (Забудько):
«Покаяние – это таинство, стержнем которого есть тайна. Другими словами, то, что происходит между душой человека и Богом – сокровенно для постороннего взгляда. Поэтому священник всегда только свидетель и прощает грехи не он, а Сам Господь Бог».
Раскаяние подразумевает изменения в уме, тогда как в исповеди люди словами подтверждают уже произошедшее покаяние. Когда человек исповедуется, он полон желания найти выход из ситуации, показать внутренние изменения в отношении к прегрешению.
У святителя Иоанна Златоуста есть хороший совет: прежде чем исповедовать грех, нужно возненавидеть его и понять, что грех является нарушением воли Божией, приносит вред душе человека. Затем надо захотеть исправить грех и исповедовать его Богу, а также должно совершать дела исправления, то есть, противоположные греху, и никогда его больше не повторять (по крайней мере, постараться), даже в мыслях!
Человек может находиться в состоянии покаяния на протяжении всей жизни. Но когда нет чистосердечного раскаяния, в Таинстве исповеди не будет той силы, что поспособствует исправлению ситуации, решению проблем.
«В этом смысле исповедь можно сравнить с хирургической операцией. Ведь к врачу человек приходит тогда, когда он ощущает боль, понимает, что жить с этой болью ему все труднее, знает, что она разрушает его организм, и желает получить исцеление. Еще один важный момент состоит в том, что исповедь – это обнажение своей души перед Богом. Не надо думать, что это только слова и все. Вот от этих основных моментов и надо отталкиваться тогда, когда мы пытаемся дать ответ на вопрос "исповедовать ли грех еще раз?"», – говорит отец Тарасий.
Священники предостерегают, что возвращаясь в зрелом возрасте к упоминанию грехов молодости, порой человек упивается, теша и услаждая себя ими. А иногда истязая душу уже пережитой болью. Еще один частый случай: прихожанин говорит только о прошлых прегрешениях, когда не хочет замечать грехов сегодняшних.
С другой стороны, отрадно, когда человек стремится навсегда избавиться от греха, опираясь на помощь Господа, с горячим сердцем. Ведь Бог милосерден.