Найти в Дзене
С Кубани с любовью

Тернистый путь краснодарского чая

     Краснодарский край, как известно, житница России и какую только сельхозпродукцию здесь не выращивают – от злаковых до цитрусовых. Однако есть одна сельхозкультура, стоящая несколько особняком от традиционных, в нашем понятии, растений.       Я веду речь о чае. Том самом, некогда знаменитом и некогда же самом северном в мире (с 2012 года в Англии выращивать начали и нас пододвинули в этом звании). В 90-х чаеводство на Кубани, как и многие другие отрасли плавно ушло в закат. Однако спустя пару десятилетий краевые власти вспомнили о бодрящем напитке и в 2016 придумали целый закон «О развитии чаеводства на территории Краснодарского края», который немного взбодрил производство.  В настоящее время площадь чайных плантаций в регионе составляет 415 га, а собрали в 2023 году 402,3 тонны продукта.  В общем-то, не много, но учитывая, что судьба этой продукции на Кубани как-то сразу не задалась, то результат вполне достойный.  Начнём с того, что совсем немного южнее, а именно в Грузии, чай

     Краснодарский край, как известно, житница России и какую только сельхозпродукцию здесь не выращивают – от злаковых до цитрусовых. Однако есть одна сельхозкультура, стоящая несколько особняком от традиционных, в нашем понятии, растений. 

     Я веду речь о чае. Том самом, некогда знаменитом и некогда же самом северном в мире (с 2012 года в Англии выращивать начали и нас пододвинули в этом звании). В 90-х чаеводство на Кубани, как и многие другие отрасли плавно ушло в закат. Однако спустя пару десятилетий краевые власти вспомнили о бодрящем напитке и в 2016 придумали целый закон «О развитии чаеводства на территории Краснодарского края», который немного взбодрил производство. 

В настоящее время площадь чайных плантаций в регионе составляет 415 га, а собрали в 2023 году 402,3 тонны продукта.  В общем-то, не много, но учитывая, что судьба этой продукции на Кубани как-то сразу не задалась, то результат вполне достойный. 

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Начнём с того, что совсем немного южнее, а именно в Грузии, чай рос вполне успешно. Исходя из этого опыта, российские учёные конца XIX века попытались наладить его производство в регионе. Так в 1878 году агроном Роман (по некоторым данным Рейнгольд) Гарбе – первый градоначальник Сочи и основатель самого первого питомника редких иноземных растений, пытался выращивать чай в Сочи. Семья Стрешковичей, основав плантацию в районе Туапсе, также хотела получить сырье для бодрящего напитка. Между прочим даже князья Трубецкие приложили свою родовитую руку к делу выращивания чая. Но нет… не получилось, и примерно через пять лет экспериментаторы сдулись и опыты свои прекратили. 

И всё же нашёлся человек, который наладил производство чая у нас. Удивительно, но это не был высокообразованный или высокородный представитель какой-то династии. Нет – это был бывший крепостной крестьянин, бывший бурлак на Волге, бывший же строитель железных дорог и сборщик чая в Турции и Аджарии Иуда Кошман. 

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Поработав, как сказали бы в наше время, на дядю, Иуда, прихватив семена чайного куста и жену Матрёну, отправился за счастливым чайным листом в окрестности Сочи. Там семья вскоре получит земельный надел в Дагомысе, ссуду на развитие сельского хозяйства и ненависть местного торгового люда, от которого и сбежали в Солохаул (в те годы село Покровское). 

И дело пошло. В 1905 году Кошман посадил первые 800 кустов чая, а в 1910 уже представил первые образцы своего чая под названием «Бодрость» на Сочинской сельскохозяйственной выставке. В год предприниматель собирал 50 кг чайного листа и довольно выгодно продавал его, но ровно до тех пор, пока его конкуренты не начали открытую войну. Чаеводу угрожали, посылали жалобы в различные инстанции, несколько раз избивали и даже умудрились организовать возбуждение уголовного дела по факту фальсификации чая (ничего не напоминает в нашей современности?). 

Представляете! Выкарабкался и снова поднялся на своём чае, да так лихо, что не только в 1913 году получил медаль от царского режима, но и вполне подружился с советской властью, от которой тоже получил медаль. А в 1928 году, постановлением Совета Народных комиссаров, началось полномасштабное развитие чаеводства в стране, для начала которой семенной материал предоставляет, естественно, Иуда Кошман. 

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1930-е годы чайные плантации уже занимали площадь более 150 гектаров, а после войны осталось всего 119 га чайных плантаций, которые позже активно восстанавливали и добились того, что ежегодно собирали и перерабатывали около 7 тысяч тонн чайного листа. 

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

  

  

Ставьте лайки и подписывайтесь! На радость мне и алгоритму Дзена)))