Неожиданный классический конфликт внутри мистического сериала нулевых. Как с помощью архетипов можно взглянуть на знакомых героев по-новому? Читайте далее!
Что ж, предполагаю, что статья о Пайпер идет с таким скрипом, потому что для меня средняя сестра всегда была немного "ни рыба ни мясо". Прю я любила, Фиби меня раздражала, Пейдж раздражала еще сильнее. А вот Пайпер..просто была. Как потолок. Вы часто смотрите на свой потолок? И тем не менее, без потолка жить очень некомфортно!
Трагические потери Пайпер были аналогичны утратам Прю: в детстве уход отца из семьи, потеря матери (не была тому свидетельницей, поэтому задело чуть меньше, чем старшую), смерть любимой бабушки. Но она пережила на одну трагедию больше, чем Прю: она потеряла сестру. Старшую. Ту, которая всегда была ее щитом от смерти и главным несуном ответственности в семье. Пришлось подбирать упавшее коромысло старшего и взваливать его на свои плечи. А ведь она была привязана к Прю гораздо больше, чем Фиби, и в лице Прю она будто дважды потеряла мать. Которую теперь нужно заменять для остального семейства. Поначалу казалось, что ноша сломает Пайпер, но в итоге именно эта утрата дала возможность раскрыться ее характеру.
Но обо всем по порядку!
By Burlak о Зачарованных:
Классический конфликт
Сюжетная линия Пайпер (особенно любовная) во многом строится, согласно конфликту классического произведения, где по закону жанра главный герой должен выбрать между чувством долга и зовом сердца. Всегда - в пользу чувства долга, потому что такова классическая мораль.
Факты от Бурлак!
Как человек-задрот, не могу не напомнить матчасть. Точнее, литчасть!
Классический конфликт (литературное направление классицизм): между долгом и сердцем.
Сентиментальный конфликт: значимость чувств и великая нравственность человека низшнего сословия перед высшим.
Романтический конфликт: между героем и обществом (идеалами и действительностью).
Реалистический конфликт: лишнего (маленького) человека и общества.
Бурлак о литературе: сноски, лекции вебинары! Шутка.
Больше других Пайпер негодует, что их дар отнимает у сестер возможность жить обычной жизнью и строить любовные отношения. Ничего не скажешь, сложно совмещать амуры тужуры с ежедневной угрозой смерти от демонического сообщества. И ладно угроза смерти, в итоге получается, что угроза раскрытия оказывается гораздо серьезнее: ведь именно из-за этого в итоге погибает Прю, пытаясь предотвратить...смерть Пайпер.
Думаю, Пайпер тем тяжелее переживала и без того серьезный пинок судьбы под дых, считая именно себя виновной в смерти Прю. И всегда считала, что Лео спас не ту сестру.
Спас Пайпер вместо Прю и спас ее несправедливо, поддавшиь чувствам, а не долгу, ведь должен он был спасать старшую и сильнейшую, а не ту, что любит! - чуете снова классический конфликт внутри героини?
ПС: Это были только упреки Пайпер, ничего такого Лео не делал, действуя по обстоятельствам. В которых Прю было уже не спасти.
И, тем не менее, каждая сестра справляется с конфликтом любовь/долг по-своему: Прю умирает, Фиби отрицает правила и выбирает любовь наперекор (потом дает лишка и от этой сферы вообще открещивается), Пейдж довольно регулярно совершает попытки, не считая, что дар как-то должен ей мешать. А вот романтическая линия Пайпер это сначала запрет ведьмы на любовь к обычному парню, затем запрет от Старейшин на любовь к Хранителю, затем запрет на любовь к Старейшине. Сила любви, в конце концов, побеждает и все живут долго и счастливо, продолжая славный род Холливелл-Уайет, но конфликт этот не стихает все 8 сезонов, что немало говорит о характере Пайпер.
Опекун или Славный Малый?
Как я писала в первой статье о Зачарованных, по сюжетной семейной иерархии Пайпер играет роль матери. Она похожа на Петти больше других дочерей, унаследовала ей дар замораживать время (дар предвиденья унаследовала Фиби), даже вкусы на мужчин у них одинаковы (только Пайпер рожает своих полухранителей в законном браке).
Кстати, многие в статье о Прю осудили Грэмс за несраведливое воспитание. Бабульку я не хочу оправдывать, но есть логика в ее действиях так же, как и ошибка субъективного искажения реальности. Мне кажется, она была менее требовательна к Пайпер и более требовательна к Прю, потому что первая напоминала ей погибшую дочь (характером и даром), а вторая - саму себя (так-то Гремс, как и Прю, владела телекинезом). И бабуля просто перенесла на Прю ответственность так же, как привыкла брать ее на себя. Что ни говори, Пенни Холливелл была сильной женщиной и могущественной ведьмой. Пусть эта ошибка и не оправдание, но вполне логичное объяснение ее действиям.
Нежная и ранимая, заботливая и добрая, при этом практичная и хозяйственная Пайпер отождествляет архетип Опекун как никто другой в сериале.
Забавно, что у нее даже профессия довольно Опекунская! Она повар. А ведь у кухни всегда особая энергетика, процесс приготовление еды сродни зельеварению (Пайпер еще спец по зельям как раз) и какому-то древнему женскому шаманству. Кухня - главное энергетическое место дома и хозяйка этой кухни - сердце дома и душа семьи. Совершенно ясно, кому из сестер досталась роль сердца - это Пайпер.
Но ведь и это еще не все! Как только появляется возможность приобрести собсвтенное дело, Пайпер открывает ночной клуб. Ночной клуб 3П (сила трех, три сестры с именами на букву П). И тут совмещаются два ее гланвых архетипа: Опекун (сфера гостеприимства) и Славный Малый (сфера развлечений). Каковы архетипы, а!
И именно эти архетипы вступают в конфликт с основнйо миссией Пайпер по сериалу. НВообще, если пораскинуть мозгами, то любая история строится на конфликте, а в любом конфликте можно выделить главенствующие архетипы:
- Герой и Любовник ("Тристан и Изольда")
- Опекун и Дитя (все истории по типу "Из 13 в 30" или "Папе снова 17")
- Герой и Славный Малый ("Тайны Смолвилля", "Гарри Поттер")
- Попробуйте определить конфликт архетипов в своем любимом фильме!
В случае с Пайпер у нее треугольник конфликта, в основе которого лежат ее базовые Опекун и Славный Малый, а во главе угла - вынужденный Герой.
У Пайпер две мечты: иметь семью (мужа и детей) и жить нормально. Это два главных желания Опкуна и Обывателя (поэтому тут чувство долга Героя входит конфликт не столько с Любовником, сколько с этими двумя архетипами). Так что: и Опекун, и Славный Малый!
И такого домашнего, милого, стеснительного, насквозь традиционного человека жизнь вынуждает занять позицию Героя! Проявлять волю, отвагу, самоотверженность. А ведь в глубине души Пайпер вообще не того пошиба. Чего стоит только серия с Гекатой в одном из первых сезонов, как бы не в первом, когда Пайпер думает, что она - зло. потому что стала ведьмой. И боится заходить в церковь, чтобы ее гром небесный не поразил. И как радуется, когда ничего не происходит! "Я добрая! Я добрая!" - прыгает Пайпер на пороге церкви, радуясь, что небо не разверзлось на нее, а земля - под ней. Понятное дело, она в стрессе с утра до вечера. И все, чего хочет - чтобы ее оставили в покое.
Одевается пайпер в соответствии со своим характером: в кэжуальные повседневные образы с романтчиескими элементами. На ней мы часто встречаем всякие трогательные детали, драпировки, рюшки:
При этом у нее почти нет каких-нибудь одиозных или провокационных нарядов. Она всегда выглядит прилично, степенно - нормально. Как хорошая девочка из традиционной семьи (хаха), которая ищет стабильных отношений, верит в добро и шьет ребенку в школу костюмы. Похожа ли на такого типа женщину хотя бы одна из сестер? Ни капелюшечки! Прю похожа на строгую разведенную маму (как Грмс, правда?), Фиби на третью жену успешного бизнесмена, а Пейдж на чиновничью любовницу. Потому что ни в ком нет столько тепла и при этом консервативности, как в Пайпер.
Последним аргументом в пользу Опекуна пусть послужит серия, где на сестер снизошли дары греческих Богинь. Кем же стала Пайпер? Конечно же,богиней Земли (кстати, я так и не поняла, Деметрой или Геей?). Фиби становится богиней Любви, а Пейдж - богиней Войны (военной тактики и стратегии).
Пусть я никогда не испытывала бурных чувств к этой героине, но не могу отрицать, что в ней есть свое прекрасное обаяние. И без Пайпер никакой силы трех вообще бы не было: Прю и Фиби так и не примирились бы, Пейдж не стала бы жить с ними и подвергалась бы постоянной опасности, и так до бесконечности. Пусть мозг делает нас нами, но без сердца мозг не работает. А Пайпер однозначно и сердце семьи, и сердце сериала, и сердце силы трех.
Согласны со мной? Переживали за судьбу Пайпер и Лео? Я, конечно, знатно прикипела, когда мистер ангел стал Старйешиной и чао бамбино, мамасита! Между прочим, в опросе в Телеге Пайпер всего третья по популярности, если у вас другое мнение - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ 👈
За сим, прощаюсь с вами до новых встреч! Следующей будет Фиби: можете набросать интересующие вас вопросы, вдруг, я смогу обратить внимание на те аспекты, которые не собиралась освещать :)
В основном очарованный, иногда разочарованный, всегда - очаровательный. Стилист вашей души, Жанна Бурлак!