“Я часто сожалел, что слишком поздно начал придавать древним легендам то огромное значение, которое, как я теперь понимаю, они действительно имеют”, - говорит Гурджиев в автобиографическом предисловии к "Встречам с замечательными людьми".
Есть три легенды, которые лежат в основе раннего изложения Гурджиева:
- Неотложность состояния человека, почерпнутая из буддийской истории о принце Сиддхартхе;
- Самопознание, закон семи и отклонение, почерпнутые из иудео-христианского мифа о сотворении мира;
- Развитие единства из множественности, почерпнутое из индуистского мифа о Пахтанье Молочного океана.
“Ты не осознаешь свою собственную ситуацию. Ты в тюрьме. Все, чего вы можете пожелать, если вы разумный человек, – это сбежать”. - Гурджиев (цитируется Успенским, "В поисках чудесного").
Гурджиев о буддизме
Сиддхартха покидает дворец своего отца
Аналогия с тюрьмой - наряду с забывчивостью заключенного о том, что он заперт за решеткой — взята из легендарной жизни принца Сиддхартхи. Сиддхартха растет в замкнутом и обусловленном окружении, сам того не подозревая. Его отец, король, намеренно изолирует своего сына при рождении от воздействия любого влияния, которое могло бы заставить его усомниться в смысле существования, в надежде, что он вырастет и станет его преемником в качестве монарха.
В стенах дворца он предлагает ему роскошь и обучение. Однако, по мере взросления Сиддхартхи, он начинает задаваться вопросом, что находится за его пределами. Он совершает несколько экскурсий по большому миру и постепенно обнаруживает реальность своей изоляции. Постепенное осознание Сиддхартхой своей тюрьмы перекликается с описанием Гурджиева о том, что человеку необходимо сначала осознать свой сон, прежде чем он сможет обрести возможность пробуждения. Это также перекликается со значительными силами, препятствующими внутреннему развитию, которые усиливаются пропорционально желанию человека пробудиться.
Когда Сиддхартха, наконец, решает отказаться от своего положения и стать монахом, его отец настаивает, чтобы он оставался запертым внутри. Ребенок протестует: “Неправильно препятствовать человеку выбраться из горящего дома ...” - повторяя то же самое описание состояния человека, которое дал Успенский.: “Когда человек сознает, что он обманывает себя, что он спит, а его дом в огне, всегда, постоянно в огне, и что только благодаря случайности огонь не дошел до его комнаты в этот самый момент; когда человек осознает это, он станет совершать усилия для пробуждения и не будет ждать какой-то особой награды”. – П. Успенский (Четвертый путь).
Таким образом, эволюция сознания человека начинается с осознания им своего истинного состояния: что он спит, что он представляет собой множество мыслей, эмоций и физических импульсов, и что они функционируют в полном хаосе.
Изложения Гурджиева, заимствующие из иудео-христианства
Психологические описания Гурджиева, вероятно, возникли под влиянием ответвления эзотерического христианства, называемого Филокалией (знаменитое собрание монашеских текстов, наставляющих в духовном восхождении к высочайшей сопричастности Богу, носит название «Филокалия», в переводе на русский язык «добротолюбие». Филокалия — это не что иное как «любовь к красоте» или даже «любовь к красоте любви». Красота — это сущностный атрибут ипостаси Бога-Сына, Который, в свою очередь, есть совершенный образ Отца. Троическая любовь являет нам красоту божественного бытия).
Закон трех по учению Гурджиева, вероятно, заимствован из христианского учения о Троице, хотя те же принципы также присутствуют в индуизме в триаде Шивы, Вишну и Брахмы. Самые древние философы утверждали, что человек отражает мир, в котором он живет. “Как вверху, так и внизу, и как снаружи, так и внутри”. Число 3 было начертано на египетских герметических табличках. Таким образом, мифы о сотворении мира, которые, очевидно, не являются убедительными доказательствами того, как возникла физическая вселенная, являются метафорами внесения порядка в хаос любого космоса, включая человека из микрокосма. Процесс постепенный, и каждый шаг определен. Как и в любой последовательности, которая прогрессирует во времени, отклонения неизбежны.
Самопознание, закон семи Гурджиева и отклонение
“Закон октав во всех его проявлениях был известен древним знаниям… Библейский миф о сотворении мира за шесть дней и о седьмом дне, в который Бог отдыхал от своих трудов, также является выражением закона октав или указанием на него, хотя и неполным.” – Гурджиев (цитируется Успенским, "В поисках чудесного").
Георгий Гурджиев об иудео-христианстве
Мозаика сотворения Бытия
Осознав свое истинное состояние, человек естественным образом будет стремиться научиться пробуждаться, стремиться от множественности к единству, устанавливать порядок в своем психологическом хаосе. Соответственно, миф о сотворении мира в Книге Бытия начинается с хаотической тьмы и заканчивается упорядоченным светом. Чтобы извлечь практический смысл из этой истории, необходимо понять значимость каждого участника. Что такое Бог в микрокосмическом человеке? Что такое небо, земля и океаны под землей? Что такое растения, птицы небесные, звери полевые и рыбы морские? И самое главное, как ведут себя эти символические участники, когда царит порядок, и как они ведут себя, когда царит хаос?
Книга Бытия также создает основу для изображения того, как человек теряет сознание. Поскольку каждая из человеческих мыслей, эмоций и физических импульсов с готовностью принимает слово ‘Я" и говорит от имени целого, Гурджиев называет их множеством "Я".
Книга Бытия предполагает, что за этими ‘Я" стоит тонкий разум, который использует их, чтобы намеренно поддерживать сон человека. Таким образом, змей обманом заставляет Адама и Еву укусить одно из этих ‘Я" и, в свою очередь, потерять сознание. До тех пор, пока человек незнаком со своим многообразием — до тех пор, пока он не знает себя, — его многочисленные "Я" продолжают отклоняться от сознания.
Гурджиев черпает вдохновение из индуизма
Согласно Гурджиеву, если бы в человеке был развит постоянный принцип, последствия были бы далеко идущими. Человек получил бы доступ к исключительным способностям и приобрел объективные знания о себе и об окружающем мире. Благодаря наличию единого и постоянного ‘Я", он стал бы свободным от хаотических сил своего окружения и, в этом отношении, сбежал бы из его тюрьмы. “Если в человеке есть что-то, способное противостоять внешним влияниям, ” говорит Гурджиев, - то само это что-то, возможно, также способно противостоять смерти физического тела”. Постоянное ‘Я’ человека получило бы атрибут бессмертия.
Развитие единства из множественности и кристаллизации
“Огонь, посредством которого достигается слияние, вырабатывается "трением", которое, в свою очередь, вырабатывается в человеке борьбой между ‘да’ и ‘нет". Если человек уступает всем своим желаниям или потворствует им, в нем не будет никакой внутренней борьбы, никакого ‘трения’, никакого огня. Но если ради достижения определенной цели он борется с препятствующими ему желаниями, он тогда зажжет огонь, который постепенно преобразует его внутренний мир в единое целое”. - Гурджиев (цитируется Успенским в "Поисках чудесного").
Георгий Гурджиев об индуизме
Борьба между ‘да" и "нет" в человеке воплощена в индуистском мифе о Пахтанье Молочного океана. В эпоху, когда индуистской вселенной угрожает хаос, когда силы зла опасно превосходят силы добра, земля обращается к Вишну, богу—хранителю, с просьбой помочь восстановить равновесие.
Единственный способ восстановить элементы, способствующие порядку, - это извлечь их из океана молока путем взбивания. Чтобы осуществить это грандиозное начинание, боги и демоны должны сотрудничать, обвивая гигантского змея Васуки вокруг горы Мандара и используя их обоих в качестве веревки и стержня, с помощью которых можно вспенивать океан. Вспенивание вызывает трение. Трение приводит к трансформации. Взбитое молоко превращается в масло.
Чтобы превратиться из множества ‘Я" в единое и постоянное "Я", человек должен применять тот же принцип внутри себя, постоянно противодействуя своим многочисленным "Я". Более того, индуистский миф не только описывает принципы, необходимые для достижения единства, но и их подводные камни. “Кристаллизация возможна на правильном фундаменте, и она возможна на неправильном фундаменте”, - говорит Гурджиев. Действительно, поначалу индуистское взбивание происходит вообще без какого-либо основания. Гора Мандара быстро обрушивается в океан, что приводит к жертвам с обеих сторон. Затем Вишну воплощается в виде гигантской черепахи и поднимает гору на своей спине. Таким образом, должным образом поддерживаемое взбивание продолжается, и порядок в космосе в конечном итоге восстанавливается. Как и в предыдущих мифах, чтобы извлечь практический урок из Пахтанья Молочного океана, необходимо правильно понять значение каждого из его членов. Что такое Вишну? Что такое боги и демоны? Как человек разыгрывает внутреннюю борьбу между ‘да" и ‘нет’? И самое главное, какова правильная основа для этой борьбы?