Найти тему

Малоизвестные факты биографии уроженца Толочинщины Героя Советского Союза Петра Сыченко

Имя нашего земляка, уроженца деревни Новое Заозерье, Героя Советского Союза полковника авиации Сыченко Петра Федоровича хорошо известно на Толочинщине. О его боевом пути нам напоминает фрагмент его воспоминаний «Разгневанное небо», опубликованный на стр. 308 в историко-архивной книге района «Память». К сожалению, полного текста нам пока найти не удалось. Нет у нас сведений и о его родителях и близких родственниках.

Предположу, что, возможно, его родная деревня появилась в результате выхода из общины нескольких семей, ранее проживавших в Заозерье. Такое право у крестьян появилось после отмены крепостного права в 1861 году. Во всяком случае, развивалась она достаточно быстро. На топографической карте 1925 года Новое Заозерье обозначено как деревня, насчитывающая 42 двора.

Как и при каких обстоятельствах семья будущего летчика переехала в Херсон из нашего района, неизвестно. Скорее всего, это случилось с началом процесса индустриализации в СССР. Немало загадок остается и в его фронтовой биографии. В наградных листах на Сыченко отмечено, что Великую Отечественную войну он встретил, имея за плечами Вольскую военную авиационную школу техников и Энгельское военное авиационное училище. Сам Петр Федорович пишет по этому поводу, что служил он тогда в составе 48-й дальней бомбардировочной дивизии на Киевском направлении.

Отметим, что ночные удары по Берлину в августе 1941 года выполнялись ВВС Балтийского флота на этих машинах с аэродрома острова Эзель.

Старшему поколению читателей газеты этот боевой самолет хорошо известен по х/ф «Торпедоносцы» (1983 г.).

Но несколько месяцев спустя старший лейтенант Сыченко П. Ф. прошел переобучение на штурмовик Ил-2 и совершил на нем 10 боевых вылетов на штурмовку вражеских колонн, за что был представлен к своей первой награде — ордену Красного Знамени.

В этой связи будет уместным привести мнение немцев о боевых качествах красных летчиков в этот период войны. Начальник штаба командования люфтваффе генерал-майор Гофман фон Вальдау уже через 9 дней с начала вторжения отметил в своем дневнике: «Качественный уровень советских летчиков куда выше ожидаемого… Ожесточенное сопротивление, его массовый характер не соответствуют нашим первоначальным предположениям».

Результат подобных сражений в небе СССР сказался достаточно быстро. На 109-й день войны этот же генерал пишет, что «на всех театрах военных действий имеется летчиков на 650 бомбардировщиков, 290 пикирующих бомбардировщиков, 150 ночных истребителей, 90 истребителей-бомбардировщиков и 780 истребителей». Давайте сложим эти цифры. Получается, что спустя несколько месяцев с начала боевых действий на советско-германском фронте немцы могли укомплектовать экипажами только 1960 своих самолетов. А ведь 22 июня 1941 года на нем они задействовали свыше 3500 боевых машин. За несколько месяцев войны «Сталинские соколы» уничтожили как минимум треть летчиков люфтваффе.

Второй наградной лист на нашего земляка был составлен в декабре 1941 года. В нем отмечено уже 42 боевых вылета на успешную штурмовку вражеских войск на Юго-Западном фронте и предложение присвоить ему звание Героя Советского Союза, поддержанное командующим ВВС Брянского фронта генералом Красовским — будущим маршалом авиации. В этой связи правильным будет отметить, что родители этого военачальника тоже были родом с Толочинщины. Они жили в деревне Рацево, что недалеко от Нового Заозерья. 20 апреля 1942 года Военный совет Брянского фронта поддержал это ходатайство, скрепив свое решение подписью командующего фронтом генерал-лейтенанта Голикова. Представление ушло в отдел кадров наркомата обороны, где пролежало… до начала 1943 года без движения. А затем случилось следующее. В начале 1943 года генерал Голиков был назначен заместителем народного комиссара обороны СССР по кадрам. Наверняка это подстегнуло неторопливых кадровиков наркомата обороны быстрее решить вопрос с награждением капитана Сыченко. Никто не хотел портить отношения со своим новым шефом. В результате Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом мужество и героизм капитану Сыченко Петру Федоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Отмечу, он к тому времени совершил уже 92 боевых вылета, в ходе которых ни разу не был сбит. Разве что однажды был ранен в воздушном бою. В качестве сравнения: лучшие асы люфтваффе Эрик Хартман был сбит 13, Герхард Бакхорн — 9, Эрих Рудофер — 16, Гейнц Бэр — 18 раз… Поэтому нет ничего удивительного, что с подобными темпами потерь боевых самолетов  авиационная промышленность Германии справиться не смогла. А СССР — справилась.

В начале 1944 года Сыченко формирует, а затем и вступает в командование 118-м отдельным корректировочно-разведывательным авиаполком, который вскоре был награжден орденом Александра Невского и 6 раз отмечен в приказах командования за успехи в разведке обороны противника в период подготовки и проведения ряда стратегических операций Красной Армии. 8 раз всему личному составу полка объявлялась благодарность Верховным Главнокомандующим товарищем Сталиным. А сам командир полка был отмечен  орденом Отечественной войны I степени. После войны он до 1956 года служил в войсках, а уйдя в запас, жил и работал в Киеве. Умер Петр Федорович  25 июня 1969 года.

Подготовил
Михаил ПАВЛОВ.