Найти в Дзене

Про современный психоанализ простыми словами. Что происходит в кабинете?

Кажется, что про психоанализ не принято говорить просто. Большинство статей написаны непонятным для обычного человека языком. Да и не каждый психолог достаточно «в теме» - то есть владеет терминологией, чтобы с легкостью осилить текст Фрейда, Кляйн и тд., даже психологам нужны переводчики (отсюда столько семинаров, программ обучений). «В ходе работы мы стремимся к символизации опыта», или «психоаналитик – тот самый контейнер, который…», «Альфа-элементы продуцируются если эмоциональный опыт был воспринят и осознан при хорошо функционирующей альфа-функции». Спотыкаясь в тексте о слова вроде аффект, репрезентант и тд – человек просто закрывает статью, еще больше запутавшись, так и не поняв, а о чем психоанализ и что происходит в кабинете. Цель публикации – написать об этом простыми словами. Это непросто – не потому, что принято усложнять, а потому что действительно каждая психоаналитическая теория достаточно сложна для понимания. В попытках теоретизировать, я лишь запутаю, поэтому отложим

Кажется, что про психоанализ не принято говорить просто. Большинство статей написаны непонятным для обычного человека языком. Да и не каждый психолог достаточно «в теме» - то есть владеет терминологией, чтобы с легкостью осилить текст Фрейда, Кляйн и тд., даже психологам нужны переводчики (отсюда столько семинаров, программ обучений).

«В ходе работы мы стремимся к символизации опыта», или «психоаналитик – тот самый контейнер, который…», «Альфа-элементы продуцируются если эмоциональный опыт был воспринят и осознан при хорошо функционирующей альфа-функции».

Спотыкаясь в тексте о слова вроде аффект, репрезентант и тд – человек просто закрывает статью, еще больше запутавшись, так и не поняв, а о чем психоанализ и что происходит в кабинете.

Цель публикации – написать об этом простыми словами. Это непросто – не потому, что принято усложнять, а потому что действительно каждая психоаналитическая теория достаточно сложна для понимания. В попытках теоретизировать, я лишь запутаю, поэтому отложим в сторону теории и обобщим представление о современном психоаналитическом лечении простыми словами.

Мы сложноустроенные существа – многоликие: с одним человеком нежные котята, с другими испуганные зайчики, в отношениях с третьими сами пугающие волки. Я думаю, что многие из нас замечали, что с одним человеком мы одни, а с другим – другие. Это ни хорошо, ни плохо, это просто способ быть с другим знакомым и, как нам кажется, более безопасным для нас способом. В процессе терапии мы обучаемся узнавать и показывать свои разные субличности.

У нас может быть много убеждений о себе и наших взаимоотношениях, и часто мы можем чувствовать, что где-то они отражают реальность, а где-то нет – будто происходит сбой и мы сражаемся с тенями в своей голове. Не всегда получается рационально все разложить по полочкам. Когнитивная терапия не всегда работает, потому что внутри нас могут быть эмоции более сильные, чем наша способность с ними разобраться.

Прошлое, выходя на сцену настоящего, словно старая и истертая линза, искажает действительность. Появление переживаний или воспоминаний, связанных с ранними семейными отношениями, особенно если речь о чем-то травматическом или чувствах неполноценности и уязвимости, затапливает нас. А иногда мы можем просто не знать отчего нам так плохо, откуда взялось это ощущение тревоги и ужаса. Если рядом есть кто-то, кто выслушает и выразит словами наш опыт, настоящее может освободиться от мешающего прошлого и может произойти трансформация.

Нам важно иметь контроль, но мы не всегда можем отличить то, что в наших силах контролировать, от того, где контролировать мы не сможем, потому что это попросту невозможно. Терапия помогает понять то, что раньше было спрятано в бессознательном. Это важно, ведь лишь то, о чем мы знаем, мы можем контролировать. Эмоции, запрятанные в бессознательном, не поддаются контролю, напротив – они контролируют нас. Психоаналитическая терапия помогает вернуть контроль. И этот процесс возвращения из бессознательного материала под контроль нашего Эго, укрепляет его. Это еще один эффект терапии – наше Эго, сила «Я» укрепляется.

Я заинтересована в том, чтобы помочь клиентам понять и изменить конфликтующие стороны самих себя. Часто это может быть причиной проблем в личных отношениях. Тревога, избегание гнева или враждебности, страх близости или одиночества, отсутствие устойчивых границ проясняются в терапии. Разговоры о том, что причиняет нам боль, помогают разместить эмоции, дать им место. Само пространство кабинета – это безопасное пространство, где вы и то, что вы чувствуете имеет значение и может быть выражено. Вместе мы убираем препятствия на пути из прошлого в настоящее. Это совместная творческая работа, и уникальный процесс, который одновременно снижает уязвимость к тем «застрявшим» частям в нас самих, которые продолжают преследовать нас из-за опыта прошлого, влияя на эмоции и отношения сегодня.

Современный психоанализ, (здесь я больше говорю про реляционные и полевые парадигмы) расширяет нашу способность свободно общаться с другими людьми, сохраняя при этом хорошее представление о себе. Реляционный психоанализ признает, что каждые психоаналитические отношения уникальны и зависят от различных факторов. Он отвергает шаблонность и подчеркивает важность адаптации терапии к каждому конкретному человеку.

Есть исследования на тему того, как и за счет чего люди меняются в ходе реляционной психоаналитической терапии. И ответ в новом опыте отношений в кабинете. Люди меняются благодаря новому опыту в процессе взаимоотношений с терапевтом. Этот эмоциональный, а не только когнитивный опыт, меняет нас; реляционный процесс установления безопасных поддерживающих отношений с психологом, который помогает вам исследовать новые способы бытия, заново пережить травмирующий опыт, осознать новый способ построения отношений или обрести больше внутренней силы для продолжения повседневной жизни с ее вызовами. Часто паттерны, которые создают нам проблемы, существовали еще до того, как мы научились говорить, поэтому они менее поддаются изменению с помощью разума, но в большей степени изменяются при наличии хороших отношений.

Эффективность психоаналитической терапии также подтверждается исследованиями. Джонатан Шедлер, американский психолог, 2010 – «Эффективность психодинамической (психоаналитической) терапии столь же высока, как и у других методов терапии, которые активно рекламируются как «эмпирически подтвержденные» и «основанные на фактических данных». Кроме того, пациенты, получающие психодинамическую терапию, сохраняют терапевтический эффект и, по-видимому, улучшения продолжаются после окончания лечения».

Я приглашаю к совместной творческой работе, пройти вместе этот путь к изменениям. Есть 2 социальных места. Подробнее во вкладке "Консультация"

Подписывайтесь на мои каналы в соцсетях:

Для коллег психологов (телеграмм-канал).