Еще несколько десятилетий назад она была еще эксклюзивом, но сегодня она является само собой разумеющейся частью стандартного оснащения всех вновь выпускаемых автомобилей: ABS (от нем. Antiblockiersystem «антиблокировочная тормозная система»), несомненно, способствовала более спокойной ситуации на дороге и существенно повысила безопасность движения. Но откуда взялась эта гениальная система, сопровождающая нас в каждом путешествии, и как именно она работает? И действительно ли ABS является преимуществом в любой дорожной и погодной ситуации? Именно на эти вопросы мы ответим вам в следующей статье!
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СИСТЕМЫ ABS
Появление системы тесно связано с авиацией. Первооткрывателем этого тормозного устройства считается французский летчик и авиаконструктор Габриэль Вуазен, который был осведомлен о проблемах, возникающих в связи с торможением приземляющихся самолетов. Он искал решение, позволяющее обеспечить прямую траекторию и предотвратить занос самолета во время этих чрезвычайно сложных операций торможения. Разработанная им версия имела мало общего с сегодняшними приборами, но также была основана на аналогичном принципе измерения вращения колеса. Однако управление им было механическим, а не электронным, как сегодня, что делало его более громоздким, тяжелым и, конечно же, медленнее. Несмотря на то, что компания Bosch получила патент на подобную систему, основанную на этом принципе, в 1936 году, до ее серийной установки на легковые автомобили было еще далеко.
Лишь в 1970-х годах в Соединенных Штатах были достигнуты значительные успехи, усовершенствованные немецким автопроизводителем Mercedes в 1978 году со своим Mercedes-Benz S-Class, и технология стала широко использоваться. В те первые годы АБС все еще находилась в зачаточном состоянии и по сравнению с сегодняшними устройствами была значительно тяжелее и дороже, что пропорционально увеличивало общую стоимость автомобиля. 2004 год стал еще одним поворотным моментом, поскольку с этого года все вновь производимые и зарегистрированные в ЕС автомобили должны быть оснащены системой ABS. По сей день эта технология работает по тому же основному принципу. Но она быстро развивается, что особенно заметно по времени реакции, эффективности помощи при торможении и конструктивным размерам устройства.
О важности и очевидности системы свидетельствует и наличие собственной контрольной лампы на панели приборов. Кстати, если он загорается постоянно после запуска, это указывает на неисправность системы АБС и необходимо срочно проверить автомобиль на ближайшем СТО.
КАК РАБОТАЕТ АБС?
Принцип работы системы можно объяснить довольно просто. В автомобилях с системой ABS все четыре колеса оснащены специальными датчиками. Они непрерывно измеряют скорость вращения колес и передают эти данные на специальный бортовой компьютер. При нормальной работе они вращаются с одинаковой скоростью, и то же самое обычно происходит при торможении.
Однако, если поверхность дороги покрыта льдом, например, с одного внешнего края, а в остальном дорога свободна, неизбежно, что шины будут иметь разное сцепление с дорогой. В автомобиле без АБС в этом случае одна сторона будет тормозить сильнее, чем другая, и автомобиль выйдет из равновесия.
Еще хуже, когда одно из колес полностью блокируется и автомобилем вообще невозможно управлять. В этой ситуации существует риск того, что автомобиль продолжит бесконтрольно скользить и вы не сможете объезжать какие-либо препятствия или другие транспортные средства, а также не сможете проезжать повороты.
Чтобы предотвратить блокировку колес (или освободить колеса, если это произойдет), устанавливаются датчики, которые проверяют частоту вращения и принимают корректирующие меры в случае малейшего изменения. Для этого система на короткое время сбрасывает давление в задействованном тормозе, чтобы снова его отпустить. Самые продвинутые системные агенты могут делать все это много раз в секунду.
Таким образом, АБС компенсирует это мягким вмешательством во время активного торможения, тем самым предотвращая потерю сцепления шин и позволяя автомобилю сохранять управляемость.
Но оказывает ли система положительное влияние на фактический тормозной путь? К сожалению, ответ здесь отрицательный: на некоторых покрытиях и в определенных погодных условиях тормозной путь может быть даже немного длиннее. Таким образом, АБС не способствует более эффективному торможению, а лишь поддерживает управляемость и маневренность автомобиля.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ABS ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ ЛУЧШИМ РЕШЕНИЕМ?
Среди некоторых автомобилистов сохраняется мнение, что АБС не только помогает от заноса, но и значительно сокращает тормозной путь и в целом берет на себя торможение водителя, которому уже не приходится так сильно концентрироваться на движении. К сожалению, реальность не так проста.
Как мы уже знаем, антиблокировочная система тормозов – это прежде всего помощник торможения, иными словами, она только помогает при торможении, а не делает это за нас. Поэтому, как и во всех других ситуациях, наше внимание должно быть полностью сосредоточено на том, что происходит на дороге. Но, по крайней мере, это действительно сокращает тормозной путь, верно?
Это утверждение также верно лишь частично. Система особенно эффективна, когда автомобиль находится под угрозой заноса, например, когда на дороге гололед или слой воды. Однако, если дорога покрыта снегом или грязью, тормозной путь можно даже увеличить именно благодаря ABS (по крайней мере, это касается опытных водителей, которые при торможении не убирают ногу с педали). Поскольку перед заблокированными колесами скапливается слой грязи или снега, это увеличивает эффективность торможения, что невозможно при использовании системы ABS.
Однако это не значит, что вам следует ездить без такого устройства. В конце концов, его самое большое преимущество в том, что он предотвращает скольжение. Это помогает в ситуациях, когда небольшое сокращение тормозного пути не имеет никакого значения, поскольку вы все равно неконтролируемо наедете на препятствие. Благодаря системе ABS вы все равно можете дернуть руль и избежать опасности.
Так как же может выглядеть заключение этой статьи? АБС явно не так проста, как можно было предположить вначале. За некоторыми незначительными ограничениями это дает гонщику больше свободы действий. И особенно важно, чтобы этой свободой воспользовался и водитель. Только тогда система выполнит свое предназначение.
К счастью, о том, что у него все хорошо, свидетельствует снижение статистики аварийности зимой. Поэтому мы советуем вам воспринимать систему ABS как помощника, который всегда придет вам на помощь, если в противном случае вы потеряете контроль над автомобилем. И поскольку лежащие в его основе технологии продолжают совершенствоваться, эти немногие недостатки со временем будут уменьшаться, пока однажды не исчезнут совсем.
Пишите в комментариях.
Поддержите канал и подпишитесь