В конце 2019 года на экраны России вышел кинофильм режиссёра Клима Шипенко «Холоп». Эта комедия получила в целом позитивные отзывы кинокритиков (количество нейтральных и, тем более, негативных отзывов было небольшим) и, в то же время собрала очень высокую кассу.
По состоянию на 2020-й год сборы фильма составили огромную сумму - 3,071 миллиарда рублей, что позволило ему стать самым кассовым российским фильмом, демонстрировавшимся в кинотеатрах России и СНГ (этот рекорд только в 2023 году побил «Чебурашка»). В странах дальнего зарубежья «Холоп» также собрал несколько миллионов долларов, что ещё больше увеличило его кассовый успех.
Бюджет 1-й части фильма был, конечно, не маленький (производственный - 200 миллионов рублей и ещё 120 миллионов - рекламный), но при таких высочайших сборах он, конечно же, оправдался: фильм стал блокбастером, большим хитом проката. Ну, а в киноиндустрии один из главных принципов - если фильм стал кассовым хитом, то надо использовать любую возможность, чтобы снять его продолжение! Именно исходя из этого, создатели фильма решили продолжить эту, в общем-то, завершённую историю и снять вторую часть фильма.
Съёмки фильма «Холоп 2» начались в августе 2022 года. Достаточно предсказуемо и логично создатели фильма пригласили для участия в проекте подавляющее большинство тех, кто был задействован в успешной 1-й части фильма - ведь тогда они сработали весьма качественно! Режиссёром 2-й части снова стал Клим Шипенко, сценаристы: Дарья Грацевич, Антон Морозенко, Дмитрий Пермяков, продюсеров - очень много, большая группа! Среди актёров: снова Милош Бикович, Александр Самойленко, Мария Миронова, Иван Охлобыстин и др. Выход картины в кинопрокат состоялся в первый день этого года - 1 января 2024 года!
...Но подождите-ка, где же там, во 2-й части, можно применить героя Милоша Биковича, бывшего мажора Гришу - он же в 1-й части исправился, можно сказать, перешёл на светлую сторону! Неужели исправлять его по второму разу? И вот здесь сценаристы ленты сделали, можно сказать, «ход конём» - во второй части фильма, по сути, уже два главных персонажа: Катя (её играет Аглая Тарасова) - в общем-то, такая же наглая мажорка, как Гриша в начале 1-й части, и Гриша, у которого, с одной стороны, продолжается собственное превращение, а с другой - он, в числе группы «специалистов» будет, скажем так, ломать перед Катей комедию в исторических интерьерах ради исправления героини! Собственно, в этом и заключается суть 2-й части фильма!
В «Холопе 2» есть и красивые, яркие кадры в нескольких локациях, и (местами) смешные или забавные фразы. Среди новичков во 2-й части фильма появился и был достаточно убедителен Павел Деревянко (он здесь актёр в роли условного «Наполеона Бонапарта»).
В общем, создатели старались, работали, но всё-же - удалось ли второму «Холопу» снова войти в ту же реку, что и первый?
Частично! Коммерчески - да, он уже превзошёл результаты по сборам 1-й части фильма, собрав более чем 3,1 миллиарда рублей, а ведь впереди еще много недель проката фильма! Продюсеры фильма могут потирать руки от восторга - прибыль их будет, судя по всему, крупной!
А вот творчески всё очень по разному. Да, актёры старались, сыграли достаточно качественно, но некоторые из них как будто просто повторяли ранее сыгранные в 1-й части фильма роли, а одной из слабейших оказалась...Аглая Тарасова - её роль удалась ей меньше, чем Милошу Биковичу его роли в обеих частях фильма!
Отлично поработали художники-постановщики. Когда слышишь, что бюджет этой части фильма уже не около 200 миллионов рублей, как у первой части, а более 700 миллионов рублей, то лично у меня не возникает желание смеяться или говорить: «Куда же они дели такие деньжищи?». Они их использовали достаточно эффективно и, судя по всему, в значительной мере на костюмы. Картинка - это одно из лучших, что есть во 2-й части фильма. Говоря «картинка», я имею ввиду похожесть показываемого на исторические фильмы, ведь хоть это и комедия, но основанная на том, что героям в обоих случаях дурят голову, заставляя поверить, что они переместились в российское прошлое! Так вот, если постараться не слушать то, что говорят герои «Холопа 2», то именно по картинке исторические моменты фильма очень близки к историческим художественным фильмам, таким, как «Великая» (а, например, тот же «Гардемарины 1787», возможно, даже и превосходит по деталям эпохи):
Главное, что не позволяет поставить «Холопу 2» максимальную оценку - это его сценарий. Если сценарий первой части оставлял впечатление цельности, то во второй части фильма он местами «рваный», а режиссёр, понятное дело, и реализовал всё так, как было написано в сценарии.
Ну и как же не сказать про неоригинальность. Нет, понятно, что главная героиня в этот раз девушка, а значит, события и ситуации всё-таки несколько будут отличаться от 1-й части фильма! Но, всё-же, во 2-й части фильма слишком мало оригинальных ходов, того, что может удивить зрителей! Смотревшие 1-го «Холопа» вполне могут предугадать, что будет дальше. Да и сама идея первой части: отправить человека, считающего себя «королём мира» и ведущего себя соответственно, в условное историческое прошлое страны на роль «холопа» и путём жёстких ситуаций заставить его стать человеком нормальным, позитивным, уважающим других людей, практически буквально воспроизводится и здесь.
Собственно, ответ на вопрос - стоит ли смотреть «Холоп 2», зависит именно от того, важна ли для вас, как зрителя, оригинальность? Если не очень важна, то, конечно же, смотрите - увидите главного героя первой части, новую героиню, красивые исторические костюмы, несколько локаций. Если же оригинальность для вас на 1-м месте, то, вероятно, лучше выбрать другой вариант, которых сейчас в российском кинопрокате очень много (например, фильм японского режиссёра Хаяо Миядзаки - «Мальчик и птица», ставший уже мировым хитом и идущий в России на нескольких сотнях экранов). В противном случае, возможно, вам все 2 часа 2-го «Холопа» будет казаться, что почему-то идёт лишь слегка видоизменённый повтор 1-й части с девушкой в качестве героини!
Впрочем, во многих фильмах оригинальной идеи или вообще нет, или же она есть только в самой первой части, а дальше лишь незначительно меняется (например, «Любовь-морковь»), но последующие части таких фильмов имеют успех, даже несмотря на это, так что не только идея (оригинальность) определяет успех фильма. Возможно, это именно ситуация «Холопа». Ну, а при таком огромном коммерческом успехе 2-й части вполне вероятна, как минимум, еще одна часть этого фильма (или даже несколько). Можно только предполагать, что попытаются придумать создатели фильма в них!