Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Джон Ноймайер и его иллюзии «Лебединого озера»

Сегодня я хочу рассказать вам про спектакль «Иллюзии как "Лебединое озеро"» в постановке Джона Ноймайера на музыку Петра Ильича Чайковского. Спектакль, который я предложу вам сегодня посмотреть, снят 25 лет спустя после его премьеры, в том же театре в Гамбургском балете в 2001 году.

Весь свой спектакль Ноймайер поставил на оригинальный сюжет, на свое либретто. Главным действующим лицом этого спектакля является Король. И за основу взята жизнь реального персонажа, баварского короля Людвига Второго.

Реальный король Людовик был большим поклонником Вагнера. Он специально для него построил огромный театр, который в состоянии был воспроизвести все грандиозные спектакли вагнеровские. Он жил настолько под впечатлением всех этих опер, что многие свои дворцы строил именно как декорации к спектаклям Вагнера, в частности свой самый знаменитый замок, который называется «Нойшванштайн» (Новый лебединый камень), он построен как декорации к разным спектаклям Вагнера.

Так как сам Людовик себя ассоциировал с одним из персонажей вагнеровских опер, с принцем Лоэнгрином, в спальне принца не только вазы, не только разные предметы сделаны в форме лебедя, но даже кран умывальника тоже сделан в форме головы лебедя. Для него этот символ был очень серьезным. Это трагическая, в реальной жизни очень злая птица, очень сильная, оказала влияние на жизнь этого неординарного человека.

Современники считали Людовика не вполне нормальным. Его признали умалишенным и лишили трона.

Балет начинается в камере, в которой сидит король, когда его арестовали. В этой камере стоит макет его любимейшего дворца, который он так много лет создавал. Он видит макет своего дворца и мысленно возвращается в день первой закладки камня, где танцуют его друзья, куда приезжает его мать, его невеста.

Это событие не может быть реальным, потому что помолвка реального короля Людовика Второго и принцессы Натальи была расторгнута задолго до того, как замок был заложен.

Он опять возвращается в свою камеру. В камере стоит макет театра, где он видит декорации «Лебединого озера».

Это тоже неправда, потому что балет «Лебединое озеро» никогда не был поставлен при жизни Людовика Второго и неизвестно, мог бы знать Людовик о том, что Чайковским написана такая музыка.

Персонаж балета начинает представлять себя зрителем спектакля «Лебединое озеро», который специально поставлен для него. Здесь Ноймайер очень трепетно и бережно восстанавливает хореографию Льва Иванова.

По сюжету король принимает участие в спектакле, сам начинает танцевать принца Зигфрида.

Следующая сцена – видение. Принц вспоминает бал наций, бал-маскарад, в котором он принимал участие и пришел на него, одетый в костюм принца Зигфрида. Во время бала он танцует со своей невестой, принцессой Натальей, па-де-де – на музыку знаменитую, которую в канонической версии танцуют Одиллия и принц. Хореография отчасти взята у Мариуса Петипа, отчасти Джоном Ноймайером поставлена оригинальная.

В конце всей этой сцены принц себя начинает вести очень вызывающе, оскорбляет собственную мать, за что его и арестовывают.

В реальности, конечно, Людовика арестовывали не из-за этого.

Принц все время натыкается на персонажа, который у Ноймайера называется Тень. Мне кажется, что Тень – это именно раздвоение сознания принца. Этот спектакль поставлен в семьдесят шестом году, но к этому моменту уже существовала знаменитая версия Юрия Григоровича, которая была поставлена в шестьдесят девятом году, в которой Злой Гений и явился не как волшебник, а именно как раздвоение личности, как альтер эго принца.

В версии Ноймайера, конечно, очень большая перекличка со спектаклем Григоровича, но персонаж назван Тень.

Давимый Тенью собственной, он погибает, и Ноймайер делает так, как будто он тонет в озере. Но утонул ли он на самом деле – неизвестно. Его нашли именно плавающим в озере, реальный принц не мог утонуть, считают многие историки, потому что он был замечательным пловцом.

Все, что касается музыки Чайковского, это, с моей точки зрения, очень странная вещь, потому что музыка писалась на совершенно другой сюжет.

Чайковский не писал девушку-лебедя, он писал фею. Фею, которую звали Зоя, которая в дальнейшем превратилась в Одетту и так далее. Та последовательность номеров, которую Чайковский сам написал, никогда не была поставлена так, как он хотел. Все балетмейстеры как хотят переставляют музыку и используют ее в том порядке, в котором считают нужным. В частности, и спектакль Джона Ноймайера.

И хочу еще отметить, что все версии «Лебединого озера», которые существуют, всегда разбавлены разными произведениями Чайковского. В частности, вариации Одиллии или, в сегодняшней версии, вариации принцессы Натальи в третьем акте бала идут под музыкальную пьесу Чайковского «Шалунья», которую оркестровал Дриго.

В первый акт Ноймайер ввел пьесу Чайковского «Размышления», на который он поставил дуэт между королем и его невестой принцессой Натальей, их объяснение.

Джон Ноймайер – один из крупнейших балетмейстеров второй половины двадцатого века. Очень увлечен русской культурой и очень часто обращается именно к музыке русских композиторов. Также он является крупнейшим собирателем всего того, что связано с именем Нижинского и Дягилева. У него собрана огромная коллекция дома. И многие произведения, которые создаются им вообще, они созданы под впечатлением Дягилевских сезонов и личности Нижинского.

Джон очень интересный человек, очень, можно так даже сказать, энциклопедических знаний.

В своем «Лебедином озере» он, конечно, отошел абсолютно от истории. Он показал ту историю, которая бы могла бы быть, но с использованием реальных исторических персонажей. Вся хореография поставлена на основе классического танца. Хореография непростая, потому что слишком много танцев, слишком много движений на небольшую музыкальную фразу, надо все сделать и красиво, и правильно, и чисто. К тому же все-таки надо сохранить силы на весь балет.

В данной ситуации роль Короля очень сложная, потому что практически весь спектакль Король не уходит со сцены. Он все время или танцует, или сидит, или лежит, он все время находится на сцене, для артиста это очень сложно.

Вы увидите замечательных артистов Гамбургского балета. Партию Короля исполнил Ирже Бубенничек, партию принцессы Одетты – Анна Поликарпова, балерина Мариинского театра, которая ради труппы Ноймайера покинула стены родного театра.

Танцовщик, который исполняет партию Короля, имеет брата близнеца. К сожалению, это не снято с ними двумя. И во многих спектаклях и партию Короля, и партию Тени исполняли два брата, тогда понятно, что Ноймайер именно имеет в виду раздвоение личности.

Приятного просмотра: