Думаю о дилетантизме. О той границе, до котрой надо накапливать знания, чтобы иметь право на высказывание о чем-либо. Вот я изучаю какой-то вопрос. В начале его изучения я еще не имею права высказываться о нем публично. А после года изучения вопроса? А после двух? Трех? Пяти?
Но ведь на каждом этапе я хорошо понимаю, что неизученного больше, чем изученного, что мои знания неполны, что я могу недоучесть чего-то, и сказать то, что "всем" известно или, напротив, сделать какую-нибудь ошибку, и это будет замечено.
Кто и в какой момент дает "отмашку" - все, ты можешь высказываться? Например, публиковать статьи по изучаемому вопросу или высказывать публичные суждения- без того, чтобы быть уличенным в самозванстве, неполноте знания, в том, что ты пока не имеешь права говорить о том, что принадлежит не тебе, а тем гигантам, на плечах которых ты пытаешься робко устоять?
Для меня, к слову, такой момент так и не наступил. Я всегда считала себя лишь ученицей. И продолжаю считать. Все равно всегда найдутся те, кто компетентнее меня. Но, думаю, я уже могу писать в соцсетях о том, чем занимаюсь, не претендуя на окончательность суждения...И даже преподавать, постольку, поскольку преподавание -это не индоктринация, а совместный процесс поиска истины. Он предполагает в том числе и сомнения, и понимание неполноты собственного знания.
Я с большим трудом допускаю себя до написания статей - слишком отвественно, слишком много нужно собрать информации, бесконечно много. Иногда все же допускаю. Если просят, и если я вижу, что тот, кто просит, действительно считает, что я могу высказать нечто необходимое в моем поле.
Но ведь и правда тем, кто начинает, надо как-то начать быть...Я вот не по-настоящему так и не начала.
Может быть, все же стоит начинающим иногда выходить из тени, как-то существовать, хотя бы для того, чтобы наращивать навыки и узнавать о своих ошибках? Может быть, должна быть, может существовать какая-то дискуссия, какой-то диалог, в ходе которого человек получает отзыв на то, что делает и выказывает (а не не делает и молчит), и так он развивается, становится лучше, становится специалистом? То же и с преподаванием: молодой преподаватель, пока делится своими знаниями - "сам понимает", как говорится в известном анекдоте. Не претендуя на полноту знания, он формулирует для слушателя то, что сам знает, в определенных границах, которые всегда есть и будут. И это может быть интересно. Как может быть неправильно и может быть спорно...
Иначе выходит, что допуск к работе - это как бы такая окончательная награда. А не просто возможность показать и проявить себя, проверить себя...
Опять же, и эти мои рассуждения- это просто мысли вслух, без претензии на любую окончательность...
Евгения ВЕЖЛЯН