Зарождение импрессионизма в 1874 году считается главным оглушительным выстрелом для истории искусства, но за этим стоит – барьер в живописи, «уродство» художественного образования, насмешки общества и дружеские традиции в кабачках. В данной статье будет проведена хронологическая цепочка событий, которые послужили толчком для революции живописцев на территории Франции.
Импрессионизм положил свои истоки два десятилетия назад, то есть в 50-х годах. Тогда художники будущего жанра оттачивали свои принципы, видение мира под влиянием цивилизационного прогресса, боролись за место в «Салоне» и находились в поисках единомышленников. Получается, что новый этап истории искусства, начавшийся выставкой 1874 года, не был внезапным взрывом революционных тенденций, он явился кульминацией медленного и последовательного развития.
Борьба с художественным образованием
Парижский салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции, регулярная экспозиция парижской Академии изящных искусств, где художники были либо принятыми жюри, либо отвергнутыми. Тем временем художественное образование в Париже строилось на привалах «классического метода», картины отличались лишь сюжетом. Молодые художники ограничивались академическими моделями: всматривались на мужскую обнажённую натуру, постоянно в одном и том же освещении и позировании. Прозанимавшись так несколько лет, ученики с разрешением могли приступать к историческим картинам, которые не отражали ни собственное видение, ни реальную жизнь. Преподаватели начинали с показа силуэтов, или же это называется контурным рисунком, и заставляли механически копировать их. Глаз прежде всего приобретал дурную привычку не считаться с планами и видеть в изображаемом предмете только плоскую поверхность.
Конечно, когда присутствует Академическая диктатура, то рано или поздно найдутся люди, которые встанут против «алгебраических» выставок картин.
«Любая фигура, красивая или безобразная, может служить задачам искусства. Реализм, не прикрывая безобразное или злое, имеет право показывать все, что существует и что видит человек» — цитирует Андре Дюнуайе де Сегонзак своего друга Курбе Прудона.
Собрания в «Кабачке мучеников»
Пока преподаватели отстаивали традиции, отвергнутые художники подольше засиживались в кабачках. Они горячо отдавались словесным сражениям, делая наброски за залитым пивом столом. В этом месте люди были связаны отрицанием прошлого, пониманием новых идей и способностью олицетворять их на хостах. Здесь собирались воодушевлённые компании и оживлённые споры, здесь собирались друзья.
«Совершенство — это результат коллективных усилий, — писал когда-то Буден, — один человек, без помощи других, никогда бы не смог достичь совершенства, которого он достиг». Если это справедливо по отношению к одному художнику, то нетрудно понять, насколько это еще более справедливо по отношению к группе художников, которые учились, работали, выставлялись, боролись и страдали вместе.
Против общественных насмешек
В 1863 году жюри было ещё строже. Отклонённых картин насчитывалось более 4000 штук – дело подняло такую шумиху, что всё дошло до Наполеон III. После скандала президент отправился во Дворец промышленности, где устраивались выставки Салона. После просмотра отвергнутых работ, было опубликовано решение в официальном «Moniteur», чтобы широкая публика судила картины самостоятельно и хосты художников находились в другой части Дворца. Выставка открывалась 15 мая, кто хочет забрать свои картины, должен это сделать до 7 числа, иначе работы будут считаться выставленными и будут вывешены в галереях.
Прочитав заявление, художники долго спорили: «Выставлять — значит решить поднятый спорный вопрос, быть может, в ущерб себе; это значит отдать себя на посмешище публики… Не выставлять — значит осудить себя самого, признать свою неспособность или свою слабость; иными словами — подтвердить триумф того же жюри». И всё же будущие импрессионисты попытали удачу. 13 ноября 1863 года «Салон отверженных» оказался провалом, поскольку публика открыто встала на сторону Академии, посчитав отклонения справедливыми.
Тишина пейзажа, шум в глазах
Уединение «отверженные» находили на природе, а именно в маленькой деревне – Шайи, расположенная в полутора милях от Барбизона. Там большинство художников объединялись в группы и творили свои сюжеты, позабыв официальные правила, касающиеся исторических и героических пейзажей с заученной композицией. Из долгих дискуссий с товарищами Эмиля Золя пришёл к умозаключению, на которое будет основана одна из главных характеристик импрессионизма – ракурс зрения и включения движения как элемент человеческого восприятия и опыта:
«…меня трогают не дерево, не лицо, не предложенная мне сцена. Меня трогает художник, которого я вижу в этом произведении, могучий индивидуум, оказавшийся в состоянии создать, наряду с божьим миром, свой собственный мир, мир, который глаза мои не смогут забыть и который они узнают везде»
Эти взгляды Золя решил развить в целом ряде статей, особенно после того, как узнал о многочисленных отклонениях картин в жюри и стал свидетелем провала требования Сезанна открыть новый «Салон отверженных». Согласно своей просьбе, он получил специальное поручение сделать для газеты «l'Événement! обзор Салона 1866 года.
В дальнейшем с 1867 г. художники больше отдавались импрессионизму, изучали технику быстрых мазков красок, совершали попытки отразить на холсте своё «первичное впечатление», удачно показать тени и сохранить вибрацию воды. Все эти события играли важную роль для финального события, которое послужило главной точкой для внимания общественности на импрессионистов и их творчества.
#искусство #импрессионизм
Источники статьи:
- Джон Ревальд "История импрессионизма"
- журнал "Arzamas"