Найти тему

Приоритеты Южной Кореи в сфере технологий

Дизайн Sky and Glass / Freepik
Дизайн Sky and Glass / Freepik

Усиление глобальной технологической конкуренции, рост бюджетного дефицита и нехватка научных кадров являются серьезными вызовами и для Республики Корея — одного из самых инновационных государств. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проанализировал, как страна намерена укрепить научный потенциал и к 2027 году войти в пятерку технологических лидеров.

Главные выводы:

  • Южная Корея уже десять лет занимает второе место в мире по доле затрат на исследования и разработки в ВВП (4,9%; у лидирующего Израиля — 5,6%). На устойчивость показателя влияют высокая инновационная активность бизнеса и господдержка науки: бюджетные ассигнования на эту статью с 2013 по 2023 гг. выросли почти вдвое — с 17,1 до 30,7 трлн вон в действующих ценах (с 1,1 до 2 трлн руб.).
  • Рост бюджетного дефицита в стране (1,9% к ВВП в 2024 г. в сравнении с 0,6% в 2023 г.) побуждает правительство оптимизировать бюджет науки на 2024 г. и консолидировать имеющиеся ресурсы на приоритетных направлениях научно-технологического развития.
  • В рамках формирования Бюджетной стратегии в научно-технологическом секторе Республики Корея на 2024–2027 гг. правительство провело тщательную работу по отбору технологий, имеющих стратегическое и критически важное значение для страны. В серии опросов по методу Дельфи с привлечением 1400 экспертов из академических и бизнес-кругов были определены 120 стратегических и четыре критических технологии (полупроводники, аккумуляторные батареи, автономные транспортные средства, дисплейные технологии).
  • Проекты по созданию критических технологий, способных в будущем стать доминирующими в ведущих отраслях корейской экономики, получат в 2024 г. господдержку в объеме 3,1 трлн вон (205,9 млрд руб.), а до 2027 г. — 6,4 трлн вон (425 млрд руб.) государственных и 91,7 трлн вон (6,4 трлн руб.) частных средств. Сокращение финансирования направлений, не связанных с технологиями из перечней стратегических и критических, в 2024 г. сэкономит около 500 млрд вон (35,2 млрд руб.).
  • В разрезе отдельных технологических направлений наибольший объем финансирования (бюджетного и внебюджетного) будет направлен на проекты, связанные с разработкой аккумуляторных батарей и дисплейных технологий, где отмечен самый низкий уровень технологического развития в сравнении с США — 86,7 и 80,7% соответственно. В целом по всем проектам создания критических технологий доля бизнеса в общем объеме финансирования довольно высока — от 59,2 до 98,5% в зависимости от направления.
  • Долгосрочные цели Республики Корея по развитию критических технологий до 2030 г. весьма амбициозны и заключаются в достижении глобального лидерства либо существенного роста доли на мировом рынке. Для их реализации значительные усилия государства и бизнеса будут направлены на подготовку научно-технических кадров, в частности запуск новых образовательных программ в магистратуре и аспирантуре за счет государственного финансирования, а также программ обучения сотрудников в вузах (в рамках «контрактной системы») и на предприятиях за счет внебюджетных средств

Комментарий

Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Основой формирования государственной политики Республики Корея в сфере науки и технологий уже многие годы выступает комплексная система научно-технологического прогнозирования. На ее основе, в том числе, принимаются решения о перераспределении бюджетных средств и их концентрации на стратегических направлениях развития. Для достижения лидерства и сокращения отставания в отдельных технологических областях правительство страны делает ставку на разработку нескольких конкретных технологий (полупроводники; аккумуляторные батареи; автономные транспортные средства; дисплейные технологии), увеличивая объемы их финансирования. При этом масштабы поддержки неприоритетных проектов сокращаются. В России создание системы научно-технологического прогнозирования и выбора приоритетов в сфере науки и технологий пока не завершено, перечень критических технологий требует актуализации (не обновлялся с 2011 года). Вместе с тем в бюджете на 2024–2026 гг. также наблюдаются схожие с корейскими тенденции: ассигнования на приоритетные мегапроекты растут, а по ряду других направлений сокращаются. С учетом важности процессов приоритезации бюджетных расходов на науку следует обеспечить системный подход к формированию и актуализации научно-технологических приоритетов. В этом контексте корейский опыт оценки уровня технологического развития, использования передовых методов форсайта для выбора стратегически важных технологических областей, анализа кадровых потребностей отраслей мог бы оказаться весьма полезным для нашей страны.

По ссылке представлены более подробные сведения.

Настоящий материал продолжает серию обзоров актуальных мер научно-технической политики Республики Корея. Ранее рассказывали, как эта страна готовит кадровую базу для прорывов в хайтеке.