Найти тему
Записки дилетанта

Школа

1 сентября 1995 года, ученик 1"Б" класса Димочка, в присутствии своих родных и близких стоял на первой в его жизни линейке. Первый звонок, красивые дети, цветы, учителя, директор, гости, волнение и стеснение, всё это переживал каждый ребенок. Эти эмоции и открытия, подарил мне внутренний двор средней школы номер четыре города Георгиевска. А 25 мая 2005 года, практически в том же составе, Дмитрий слушал свой последний школьный звонок. Каким он стал человеком за эти десять лет? Чем была для него школа? На эти вопросы, я постараюсь коротко ответить во второй главе своего рассказа.

Когда прошли первые страхи, школьная жизнь мне начала нравиться. По большому счету, я ее примерно такой себе и представлял на тот момент. Учиться мне хотелось, я понимал, что без старательной учебы, дальнейшая моя жизнь вряд ли получится успешной. Я любил тщательно и красиво писать, содержать в порядке портфель, аккуратно раскладывать принадлежности на парте. И куда потом все делось? В какой-то момент случился надлом. Головой я понимал все больше и больше, что необходимо прилежно учиться, доставляя наслаждение результатами труда себе, и чувство гордости своим близким, но лень матушка зачастую побеждала. Меня порой накрывали волны трудоголизма и в этот период дневник светился от пятерок, и хвалебных фраз учителей. Жаль, что такое продолжалось недолго. Самые скверные в плане учебы года, пришлись на период с шестого по девятый класс включительно. Не знаю, как мне удалось сдать экзамены в девятом классе. Я очень переживал за них. Но вот последующие два года, прошли неожиданно спокойно и легко. Лучшее школьное время. Особенно одиннадцатый класс. У меня не было переживаний за сдачу государственных экзаменов. Присутствовала определенная уверенность.

Я тяготел к гуманитарным предметам, но учился после пятого класса в математическом уклоне. Наш 1"Б", возглавляемый прекрасной Кариной Аршаковной, обучался по системе Занкова. Младшее звено окончилось в третьем классе, четвертый мы пропускали и переходили сразу в пятый. Вопреки всем традиционным нормам, Карина Аршаковна продолжила вести наш класс и первый год среднего звена. И только лишь на пятом году обучения, наш 6"Б" стал полноценным участником «среднезвенной» системы школы. Первый учитель, весьма важный фрагмент целостной картины человека. Мне повезло. Карина Аршаковна сумела привить любовь к школе, знаниям, одноклассникам. Мне не так нравились мероприятия, проводимые в общешкольном формате, нежели в классном. Какое прекрасное название – чаепитие! Теплотой и душевностью веет от тех посиделок.

За школьную жизнь, я сменил трех классных руководителей. Две из них были армянками. Первая и последняя. Римма Борисовна, приняла нас в одиннадцатом классе, выпустив только что свой предыдущий коллектив. Признаюсь честно, я им завидовал. Мне со стороны, казалось, и мнение это сохранилось до сих пор, что дружнее и сплочённее класса я не видел. Римма Борисовна, как и мой второй классный руководитель, вела в школе английский язык. Если Карина Аршаковна у меня ассоциировалась с образом некой модной мамочки, приятной и доброй, то образ Риммы Борисовны, виделся мне некой английской леди слегка за…18. Интеллигентная, тихо говорящая, мудрая, приятная и располагающая к себе женщина. Я пришел в школу и выпустился из нее под руководством прекрасных учителей. Ничего не хочу сказать плохого в адрес женщины, которая возглавляла нас с 6 по 10 классы, но трепетных чувств ученика и учителя между нами не сложилось. Возможно, виноват в этом мой возраст, возможно, еще что-то. Но Римма Борисовна вела у меня английский язык с первых дней изучения предмета и по отношению к ней, мой возраст никак не сказался.

Если вспоминать других учителей, то могу выделить еще нескольких.

Джульетта Грантовна – учитель русского языка и литературы. Именно этот человек, после моей бабушки привил любовь к чтению и книгам. Уроки, на которых мы обсуждали то или иное произведение, написанные нами сочинения, просто житейские темы и поведение каждого из нас, остались в памяти навсегда. Хорошо помню, как на одном из уроков, она попросила меня рассказать биографию Александра Сергеевича Пушкина. К своему стыду, накануне, я не уделил внимание этому вопросу. И когда речь дошла до дуэли и причинах, которые спровоцировали сие действо, я твердо заявил о романе Наташи Гончаровой и Дантеса. Джульетта Грантовна удивленно взглянула на меня и уточнила откуда такая информация, делать было нечего, я ответил, что из газеты. Она попросила принести ее для ознакомления. Естественно, я ничего не принес, тема эта не поднималась более, однако, стыдно было еще долго. В ее взгляде я прочитал фразу «Дима, врать не хорошо». Но она это сделала настолько педагогично, что урок запомнился на всю жизнь.

Наталья Ивановна, добрый человек с хорошим чувством юмора. У нас с ней сложились очень теплые отношения. Она часто была на больничном и ее замещали самые, пожалуй, ненавистные люди из всех, с кем я сталкивался в школе. Как-то однажды, Наталья Ивановна зашла в класс и позвала меня. Мы вышли, и она отправила меня на школьную олимпиаду по биологии. Ни дня не готовился, на Вы с биологией, но я не имел права отказать. Это называется уважением! Как итог, четвертое место.

Сергей Викторович, наш историк. Педагогического в нем было мало. А вот мужского и человеческого много. Он не стеснялся в выражениях, не боялся выглядеть смешно или просто, обладал определенным шармом и не мирился с разгильдяйством. Вопросы воспитания, любви к Родине и анекдоты с перчиком, шли к нам от Сергея Викторовича, обыкновенного русского мужика, разбавляющего своим присутствием женский коллектив школы.

Марина Мухамедовна, веселая, молодая, яркая учительница. Хоть я иногда вступал с ней в споры, пытаясь немного «повыделываться», она грамотно пресекала мои потуги. Своей легкостью в общении с нами, они порой несколько стирала грань между учителем и учеником, но несмотря на наши иной раз неуместные выпады в свой адрес, вредной, и мстительной не была.

Напоследок об учителях. Не могу не упомянуть о двух педагогах математики. Ольга Сергеевна и Лариса Сергеевна. Первая нас начала погружать в мир теорем, формул и других неизвестных, вторая с нами занималась до выпуска. Не просто складывались отношения у меня с Ларисой Сергеевной, но я хочу отдать ей должное и поблагодарить. Из без малого личных врагов, наши с ней отношения переросли в дружбу и уважение.

Всем перечисленным мною педагогам, я выражаю искреннюю благодарность. Они поучаствовали каждый по-своему в формировании меня, как личности и гражданина. Спасибо!

Но конечно же, школьные годы, это не только отметки в дневнике, учителя и курьезные случаи на уроках. В первую очередь, это становление человека. Перевоплощение из ребенка в юношу с долгосрочной перспективой. Школьные стены формируют во многом будущего члена общества, будущего гражданина страны. Я перечислил учителей, к которым отношусь с большим уважением и ученической любовью. Естественно, на моем ученическом пути педагогов встречалось куда больше. Но писать без чувств, либо в негативной форме о некоторых из них я не посчитал правильным. Тем более, что и они так или иначе обучали меня, и воспитывали. Хорошо, скажем иначе, приучали к жизни. Но кто же главные герои наших воспоминаний? Безусловно это одноклассники. Костяк нашего первого «Б», который затем переформатировался в «М», сохранился практически до выпуска. Конечно, люди уходили и приходили, но, в общем и целом, «старички» составляли основную часть. Школьная пора подарила мне двух друзей, один из которых в последствии стал мои кумом и несколько хороших знакомых.

Я воспитывался на советских фильмах, поэтому ожидал от храма знаний определенной киношной романтики. Собственно говоря, зачастую люди и профессию свою выбирают исходя из неких ожиданий, которые по большей части разнятся с реальной картинкой. Уже в начальных классах, начали происходить первые конфликты, разборки, драки. Со стороны взрослых они естественно смотрелись смешно, но нам там представлялось всё куда серьезнее. Зарождалась конкуренция, как в успеваемости, так и в коллективе. Каждый вырабатывал свою манеру поведения. Тем не менее, до 6 класса, атмосфера оставалась доброжелательной. Когда уже мы стали ходить по кабинетам, пересекаться с большей массой людей, то законы джунглей начали проявляться отчетливее. Кровь у многих бурлила, начиналось половое созревание, драки и разборки учащались, становясь более кровожадными. Физкультурная раздевалка, стадион и некое место «за школой», превращались в арены для проведения гладиаторских боев. Особенно, когда началась вторая смена и вечером было довольно темно. Но и средь бела дня такое происходило. Устаканилось всё к одиннадцатому классу. Даже в десятом, по большому счету таких явлений стало в разы меньше. Бывало всякое. И издевательства, и избиение толпой, и прилюдное унижение. Одно могу сказать уверенно. Такие вещи все-таки случались крайне редко, осуждались нормальными ребятами и зачастую, участники таких действ были наказаны.

Школьная любовь, элемент почти обязательный. Редко кто не вспыхивает чувствами к однокласснику или же к однокласснице. Возможно, к человеку с другого класса. Свадьбой и крепким браком, по правде говоря, такие отношения заканчиваются тоже крайне редко, однако случаются. Мне тоже нравились и некоторые девочки из моего класса, и из параллельных, и из старшеклассниц, ну а в 11-ом те, кто немного младше. Связи правда не получилось. Хотя все условия были. Школьные дискотеки, состоявшие из нескольких колец охраны в виде родителей и учителей, проходили спокойно. За исключением одной. Перед празднованием 8 марта в 2005 году, случилась драка, получившая название «Битва в столовой». Сегодня все участники тех событий вспоминают тот вечер с улыбкой.

За десять школьных лет, прогуливал уроки я целых три раза. Дважды уходил играть в располагавшийся неподалеку компьютерный клуб, а однажды, мы с парнями в частном секторе с разрешения владельцев, нарвали тюльпанов для девчонок. Наказание понес один я почему-то, но оно того стоило.

Последний звонок и выпускной прошли благополучно. Экзамены сданы. Я благодарю школу за десять лет, проведенных в ней. За учебу, воспитание, формирование, дисциплину и эмоции. Победы в спортивных соревнованиях, субботники, походы, интересные и живые занятия, помощь учителей, беседы с одноклассниками, балагурство во время уроков, на которых не было учителей, дни самоуправления и многое другое, останется в памяти навсегда.