Последние семь лет правления Екатерины Второй (1729 – 1796 гг) прошли под знаком «зубовщины». Как это семейство могло оказаться у трона, когда всех контролировал всемогущий Григорий Александрович Потемкин?
ВОСПИТАТЕЛЬ НАСЛЕДНИКОВ ПРЕСТОЛА - ГЛАВНЫЙ ИНТРИГАН
Против влиятельного и «тайного» мужа Екатерины Второй сложилась группа придворных недовольная величием Г.А. Потемкина.
Своим высокомерием, заносчивостью, близостью к императрице, Г.А. Потемкин нажил достаточное количество недругов при дворе. Многим он был, как бельмо в глазу. Необходимо было его удалить от двора и снизить градус влияния на престарелую государыню.
Самым ярым противником светлейшего был воспитатель внуков императрицы – Николай Иванович Салтыков.
Н.И. Салтыков решил воспользоваться тем, что Потемкин большую часть времени находится на юге России.
Все бывшие фавориты, которые развлекали стареющую женщину были с подачи Григория Александровича Потемкина.
И только последний проник в спальню и сердце государыни без ведома Потемкина. Подсуетились с Платоном Зубовым его недоброжелатели.
Отец нового фаворита Александр Зубов был управляющим в имении графа Николая Ивановича Салтыкова. Хотя сам старший Зубов был человеком небедным и занимал пост вице-губернатора в одной из губерний.
Н.И. Салтыков знал семейство Зубовых и видел, какими красавцами были дети у А.Н. Зубова, что мальчики, что девочки. Зная, что стареющая государыня не проходит мимо красивых молодых людей, Салтыков и решил продвинуть одного из Зубовых ко двору. За одно попробовать и свалить своего врага – Григория Александровича Потемкина.
Все молодые люди семьи Зубовых с юности находились под покровительством Салтыкова. Они служили в Конной гвардии: Николай был подполковником под командованием А.В. Суворова, Дмитрий и Платон – секунд-ротмистрами, Валериан – подпоручиком.
Итак, Платон Зубов имел покровителя в лице воспитателя наследников престола.
МОТЫЛЕК - ПОДЕНКА
Платон Зубов был очень красив и молод.
Когда Светлейший узнал, что у матушки-государыни появился не его ставленник, а какая-то креатура враждебного ему Салтыкова, решил, что ничего серьезного не может произойти.
О нем нелицеприятно отзывались современники.
«Развалясь в креслах, в самом непристойном неглиже, засунув мизинец в нос, с глазами, бесцельно устремлёнными в потолок, этот молодой человек, с лицом холодным и надутым, едва удостаивал обращать внимание на окружающих. Он забавлялся дурачествами своей обезьяны, которая скакала по головам подлых льстецов, или разговаривал со своим шутом. А в это время старцы, под началом которых он начал служить сержантом, - Долгорукие, Голицыны, Салтыковы и все остальные – ожидали, чтобы он низвел свои взоры, чтобы униженно приникнуть к его стопам».
Кто же может соперничать с самим Потемкиным! Никто, по силе влияния на императрицу и по реальным плодам деятельности на благо России не мог сравниться с одноглазым циклопом. Ему казалось, что он контролирует всю деятельность императрицы даже будучи от нее на расстоянии в тысячи километров.
Сторонники Потемкина удивлялись как молодой двадцатидвухлетний юноша смог стать фаворитом. Он получил у придворных прозвища «мотылек- поденка», «эфемерида». Думали, что он задержится возле императрицы ненадолго. Но вскоре поняли, что ошиблись. Последний фаворит задержался на целых семь лет при дворе, до кончины Екатерины Великой.
ПОБЕДИТЕЛЬ СВЕТЛЕЙШЕГО
Именно, Платону Зубову удалось не только свалить всемогущего Потемкина, но, возможно, приблизить и его кончину. В последний свой приезд в Санкт – Петербург в 1791 году Светлейший мог быть отравлен семейством Зубовых и вскоре скончался.
Одной из нелицеприятных картин возвышения Платона Зубова стало то, что к власти полез весь клан Зубовых. Сам глава семейства Александр Николаевич Зубов стал обер-прокурором и практически в открытую брал взятки.
Такова интрига появления последнего фаворита П.А. Зубова при дворе Екатерины Второй.