Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

«Лайский Док. По волнам времени» — новое музейное пространство, которое планируется создать в Поморье

Оглавление

Для этого будет обновлено историческое деревянное здание бывшего Дома культуры поселка Лайский Док

Картина из собрания будущего музея. Автор: М.С. Баранчеев (1920−1998), один из организаторов и первый руководитель Архангельского областного музея изобразительных искусств
Картина из собрания будущего музея. Автор: М.С. Баранчеев (1920−1998), один из организаторов и первый руководитель Архангельского областного музея изобразительных искусств

Экспозиция будущего музея в Приморском районе Архангельской области будет посвящена сохранению исторической памяти и традиций рабочего поселка Лайский Док, строительство которого началось на болотистых берегах реки Лаи с нуля. Здание Дома культуры также является филиалом музея народных промыслов и ремесел Приморья, а название пространства «Лайский Док. По волнам времени» мотивировано многообразием этапов истории поселения, жители которого принимают активное участие в формировании коллекций экспонатов, сообщает пресс-служба правительства Архангельской области.

Экспонаты будущего музея. Фото: пресс-служба правительства Архангельской области / dvinanews.ru
Экспонаты будущего музея. Фото: пресс-служба правительства Архангельской области / dvinanews.ru

В Лайском Доке всего три улицы, зато есть свой судоремонтный завод, появившийся еще в 1907 году на реке Лае, — основное предприятие, «градообразующее», давшее название поселку и работу его жителям. «Лайский док», построенный Архангельско-Мурманским срочным пароходством, сохранил свой профиль и является старейшим судоремонтным заводом в Архангельской области. За 116 лет работники предприятия вдохнули вторую жизнь почти в 4000 судов.

Местные жители хотят сохранить память еще об одном ключевом для поселка предприятии: на территории Лайского Дока находился Салотопенный завод, занимавшийся переработкой морского зверя. В годы Великой Отечественной войны продукция предприятия использовалась в госпиталях и спасала от голода жителей не только Архангельска и Молотовска, но и блокадного Ленинграда. В поселке на берегу Лаи даже установлен памятник тюленю.

Фото: Сергей Яковлев / 29.ru
Фото: Сергей Яковлев / 29.ru

Для организации экспозиционного пространства музея и обеспечения сохранности музейных предметов необходимо провести ремонт здания бывшего Дома культуры — в нем, кстати, до того, как он стал культурным учреждением, было общежитие сезонных рабочих Салотопенного завода.

Научный сотрудник музея народных промыслов и ремесел Приморья Людмила Киселева рассказала: «Мы шли к созданию музея почти 45 лет. Начали формировать экспозицию с картины, которую неравнодушный местный житель нашел на улице и принес нам. Собрали 414 подписей, при этом в поселке проживают около 700 человек, 150 из них дети».

На финансирование работ из областного бюджета в этом году по проекту «Комфортное Поморье» направят 3,3 млн рублей. «Историю надо сохранять, тем более что больше половины жителей поселка активно проголосовали за этот проект≥», — поддержал идею создания музея губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

Экспонат будущего музея. Фото: пресс-служба правительства Архангельской области / dvinanews.ru
Экспонат будущего музея. Фото: пресс-служба правительства Архангельской области / dvinanews.ru

Из истории завода и поселка

В 2024 году исполнится 125 лет с начала строительства сухого дока на реке Лае: 2 апреля 1899 года появилось «высочайшее соизволение», на основании которого под док и сопутствующие постройки Управлением Государственных имуществ Товариществу Архангельско-Мурманского срочного пароходства было отведено болотистое место «при реке Лая: длиной по реке 200 сажен и вглубь от берега 200 сажен — всего 40 тысяч кв. сажен в безвозмездное пользование на 99 лет» (сажень — старорусская единица измерения расстояния, равная 2,13 м).

Руководство Товарищества еще задолго до этого решило построить для собственных нужд сухой док и при нем — ремонтные мастерские. И вот с 1899 года «работы по строительству дока и подъездных коммуникаций велись с привлечением крестьян окрестных деревень Шихирихи, Рикасихи и Глинника почти исключительно в летнее время». Летом 1906 года строительство Лайского дока было завершено. На нем ремонтировали подводную часть судов. Так как большинство их были деревянными, то основными рабочими мастерских были плотники и конопатчики. Ремонтировались и суда с металлическими корпусами клепаной конструкции.

Пароход «Умба» в Лайских судоремонтных мастерских, 1931 год. Источник: ekb.aonb.ru
Пароход «Умба» в Лайских судоремонтных мастерских, 1931 год. Источник: ekb.aonb.ru

В 1907 году было построено два жилых дома и два барака для команд ремонтируемых судов и работников дока. За навигацию первого года работы было продоковано 11 судов. Со следующего года пропускная способность дока возросла более чем в два раза. Экономически малоэффективная работа дока обуславливалась полным отсутствием электроэнергии, что не позволяло механизировать ремонтные работы, изготавливать детали на металлорежущих станках, организовывать вечернюю и ночную смены.

В 1922 году на Лайском доке по чертежам, разработанным архангельскими инженерами В.П. Цапенко и А.С. Вороничем, было построено первое научно-исследовательское судно «Персей». В 1926−1927 годах в доке прошли восстановительные ремонты такие известные суда, как ледоколы «Малыгин» и «Сибиряков», крупные морские грузовые суда. Статус завода Лайские судоремонтные мастерские получили в сентябре 1960 года.