КОЛОКОЛ ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ РАДЫ
В школьные годы, после широко и торжественно отмеченного 300-летия Воссоединения Украины с Россией в 1954 году, я был убеждён, что это – одно из важнейших событий в отечественной истории.
Конечно, на то была воля Сталина – праздновать с размахом! После смерти вождя его мелковатые наследники, делившие власть, и рады были притушить, а то и отменить, но всё было плотно заряжено и подготовлено – книги, картины, марки, значки, концерты, кинопрограммы и проч. Так и врезалось в детскую память.
Но время показало, как был прав Сталин в те годы, когда ещё на Западной Украине шла вооруженная борьба с бандеровцами, а по всей Украине затаились националисты разных мастей. Но простые русские и украинские люди всегда праздновали искренне. Более того, помню, как Союз писателей СССР и Спилка письменников Украины широко, с поездкой а Переяславль отметили 325-летие воссоединения.
А вот в 2004 году, во время событий оранжевого, «разминочного» майдана это событие – почти замолчали даже российские СМИ, федеральные телеканалы – вот сколько либеральных предателей и иноагентов (так не называли ещё) – было во власти и СМИ! В 2014 году, когда бушевал и готовился к пролитию крови настоящий госпереворот, в январские дни 360-летия Переяславской Рады состоялось две встречи. Одна – в самом Переяславе, где выступал Константин Затулин – автор программы на ТВЦ «Русский вопрос», и потому мы хоть какие-то кадры увидели, но картины впечатляющей не сложилось – жидковатая встреча. Другая духовно-культурная встреча усилиями Союза писателей России прошла в Белгороде. Ну, об этом, кроме меня, тогда и написать в газетах было некому. Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн назвал её справедливо «тихой встречей», но напомнил, что именно на территории Белгородской области был воздвигнут Колокол единения трёх братских народов — Белоруссии, России и Украины. Он к тому времени – почти замолк…
Посмотрим, как завтра вспомнят-отметят при всём напоре официального патриотизма 370-летие Рады. Историки называют события 1648-1654 годов «освободительной войной украинского народа против польского господства». Однако некоторые историки справедливо рассматривают их как борьбу русского народа за самоопределение и воссоединение в рамках единого национального государства. Причём началась эта борьба (о чём часто забывают), без малого, за полвека до выступления гетмана Богдана Хмельницкого, когда гетман Войска Запорожского Низового Криштоф Косинский поднял в 1592 году восстание и попросил русского царя Фёдора I Иоанновича о принятии в подданство. Далее – ещё четыре раза, но московские цари оттягивали, потому что знали: это – неизбежная война с Польшей. Как отвечают официальные пропагандисты на вопросы: почему мы раньше не признавали независимость Донбасса? – «Мы не были готовы». Ну, а тогда тем более!
Только осенью 1653 года в Москве состоялся исторический Земский собор, на котором по очередному, уже пятому прошению гетманских послов Кондратия Бурляя, Силуана Мужиловского, Ивана Выговского и Григория Гуляницкого было наконец утверждено решение о принятии Запорожского Войска под «высокую государеву руку» и… начале новой войны с Польшей.
И уже 18 января (8-го по старому стилю) 1654 года, 370 лет назад, прошла знаменитая Переяславская Рада, в ходе которой было принято решение о переходе Войска Запорожского под скипетр Московского государя Алексея Михайловича (отца Петра I). Этим был, в основном, завершён процесс вхождения в состав Русского государства «казачьих» территорий Речи Посполитой (Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства).
«Волим под царя восточного, православного!» — вскричали собравшиеся.
«Все ли так соизволяете?» — спросил полковник Павел Тетеря.
«Вси единодушно!», — отозвался народ.
В современной России это «Вси единодушно!» - многие оспаривают. Самый большой разрушительный вклад внесла доктор исторических наук, профессор, директор Центра по изучению истории Украины Санкт-Петербургского государственного университета (о, как!) Татьяна Таирова-Яковлева. Она к каждому юбилею Рады гвоздила статьи и интервью. Вот «Лента.ру» повторно (!), через два года опубликовала ее интервью 2018 года.
- Если вернуться к Переяславской раде, какой термин вы считаете наиболее подходящим для этого события? Это было воссоединение, присоединение или объединение?
- На мой взгляд, речь шла о присоединении (?), а последующий длительный процесс вхождения Украины в Московское государство я называю инкорпорацией. У меня недавно вышла книга, которая так и называется — «Инкорпорация: Россия и Украина после Переяславской рады (1654-1658)».
Скользкий термин из бизнеса: инкорпорация — включение меньших объектов в состав большего, без всякой духовной или родственной слиянности. Ещё в 1990 году Яковлева выиграла грант Канадского института украинских исследований (CIUS) для завершения диссертации (PhD fellowship), далее стажировалась в Институте украинских исследований при Гарварде (основан украинскими националистами). В 1992 году была исключена из СПбГУ из-за разногласий с выдающимся историком, деканом И.Я. Фрояновым, причиной послужило участие Яковлевой в деятельности украинского националистического движения РУХ. Кандидатскую диссертацию защитила в 1994 году в Институте истории НАН Украины в Киеве по теме «Начальный этап Руины: социально-политическое положение и внешняя политика Украины конца 50-х годов XVII в.». Была восстановлена в должности уже в путинскую эпоху!
Написала огромную книгу «Мазепа», и бывшее комсомольское издание «Молода гвардия» преступно издала её в серии ЖЗЛ за несколько лет до кровавых событий. И только в 2022 году, когда этот «специалист», которая имела кафедру, учеников, определяла вектор изучения истории Украины в Российской Федерации, погорела на открытой критике СВО и была уволена. А то бы ещё долго засоряла мозги молодым в альма-матер Владимира Путина и в воюющей России. Но ядовитые семена – дали всходы.
А мы – удивляемся, почему замолк колокол братства и Переяславской Рады! И слышны только крики незалэжников: «Волим не под царя восточного, а под НАТО!».