Найти тему

Две ошибки родителей, о которых мало кто говорит

Когда вы прочитали этот заголовок, у вас наверняка появилось какое-то предположение, что же это могли быть за ошибки. И этот вариант будет у каждого свой, ведь сейчас так много говорят о том, как надо и как лучше для ребёнка.

Как правильно укладывать на сон. Как правильно приучать к горшку. Как правильно реагировать на истерики. Как правильно сопровождать детей во время возрастных кризисов. Как правильно играть с ребёнком. Как правильно воспитывать без насилия. Как правильно обеспечивать надёжную привязанность. И много-много других ПРАВИЛЬНО.

Чем больше я занимаюсь вопросами педагогики и детской психологии, тем чаще обращаю внимание на одну закономерность. В теме детско-родительских отношений родитель как будто должен стать идеальным, чтобы ребёнок рос в счастье и любви. В разных умных книгах так много говорят о детях, их потребностях, возрастных задачах. И это по-своему замечательно.

Но в этом всём, как мне кажется, так не хватает аспектов, которые посвящены счастью и благополучию родителей.

Об этом мы сегодня и поговорим.

Первая ошибка. Потеря собственной идентичности

С рождением ребёнка многое в жизни взрослых людей меняется. Это факт.

У кого-то сильно трансформируется режим дня. Кому-то придётся пересмотреть систему хранения в квартире и сделать перестановку, чтобы пространство было более-менее безопасным. У кого-то поменяются круг общения и сфера интересов. Кто-то решит пересмотреть свои привычки. Кто-то отложит любимое хобби в долгий ящик. Кто-то оставит перспективную работу. И многое-многое другое.

Во всех этих изменениях легко упустить момент, когда ты из просто взрослого человека стал РОДИТЕЛЕМ.

Однако это скользкая дорожка как для родителя, так и для самого ребёнка.

Риски для родителей:

  • Родитель может чувствовать усталость, раздражительность и может не осознавать злость на себя и ребёнка за изменившиеся обстоятельства.
  • Родитель может остро реагировать на любую попытку ребёнка стать взрослым и отделиться от родительской семьи.
  • Родитель может чувствовать, что его предали, если взрослый ребёнок решает жить отдельно и не слушает советов.
  • Родитель может не понимать, что ему делать в жизни без детей, как организовать свой быт, досуг, на какие ещё темы общаться и т.д.

Риски для ребёнка:

  • Ребёнок может считывать эмоциональное состояние родителя и винить за это себя.
  • Ребёнок может не получить пример взрослого, который способен совмещать собственные интересы/желания и родительскую функцию.
  • Ребёнок может чувствовать себя ответственным за родительское счастье.
  • Ребёнок может оставаться инфантильным во взрослом возрасте.
  • Ребёнок может опасаться серьёзных любовных отношений и создания собственной семьи.

Конечно, чем меньше ребёнок, тем больше ему нужны родители, их внимание, забота и время, проведённое вместе. Однако чем старше становятся дети, тем важнее для них пример родителя, который умеет быть счастливым, сильным и успешным взрослым.

Задача взрослого — как можно чаще сверяться со своим внутренним компасом. Какие взрослые фильмы (не "Три кота", не "Малышарики" и не прочие мультики) мне нравятся? Что я люблю читать, кроме сказок на ночь? А с кем мне приятно общаться не на темы про детей? А по чему из "прошлой" бездетной жизни я скучаю? А какое любимое дело я забросил?

Вторая ошибка. Потеря связи с партнёром

С рождением ребёнка у взрослых появляется новая роль. Теперь они не просто супруги, любовники и друзья друг для друга. Они родители для нового человека.

Теперь время, которое они проводили вместе, нужно делить не на двоих, а на троих. А то и на четверых, пятерых...

Почти все темы для общения сводятся к детям, воспитанию, здоровью и просто бытовым вопросам: купить, продать, приготовить, убрать и т.д.

Чаще в эту ловушку попадают женщины, которые с головой окунаются в материнство, оставляя мужа за бортом. Может показаться, что в этой ситуации "в пролёте" только муж, но, как и в прошлом аспекте, это касается всей семейной системы.

Риски для родителей:

  • Взрослые настолько сливаются с ролью родителей, что перестают воспринимать друг друга как любовников, поэтому растёт вероятность связей на стороне.
  • Может ослабевать эмоциональная и психологическая связь между партнёрами, пропадает интерес к совместному времяпрепровождению только вдвоём.
  • Растёт риск разводов после того, как ребёнок вырастет, так как партнёрам больше нечего делать вместе.
  • Могут накапливаться раздражение и злость на партнёра, которые или открыто выражаются, или подавляются.

Риски для ребёнка:

  • Ребёнок не получает пример адекватных супружеских отношений.
  • В случае развода ребёнок может винить себя за случившееся.
  • Ребёнок может бессознательно стремиться сближать родителей и вызывать их эмоциональные реакции (часто болеть, плохо учиться, попадать в неприятности и т.д.).
  • Выросшему ребёнку может быть сложно вступать в близкие любовные отношения.

Быть родителями — очень важно и ответственно. Но оставаться при этом партнёрами не менее значимо в контексте развития семейной системы.

Задача взрослых — сохранять психологическую, эмоциональную и физическую близость. Ходить на свидания, проводить какое-то время только вдвоём, встречаться с друзьями без детей, уделять внимание интимной близости — всё это помогает сближаться с любимым вам человеком и не растворяться только в роли родителя.

-2

В этой статье мне хотелось бы напомнить всем взрослым, что в теме детско-родительских отношений есть не только дети, но и вы, РОДИТЕЛИ. И вам тоже важно быть счастливыми, любимыми и реализованными.

Счастливый взрослый, который понимает свои эмоции, чувства и потребности, меньше раздражается по пустякам, меньше манипулирует, кричит и прочее-прочее. Любящий, любимый и реализованный взрослый показывает такой важный для ребёнка пример полноценной жизни и партнёрских отношений.

Дети точно вырастут. С какими чувствами вы столкнётесь в этот момент и какой опыт передадите ребёнку, зависит во многом от того, сможете ли вы сохранить собственную идентичность и партнёрские отношения в период родительства.

Сталкивались ли вы с такими ошибками в своей жизни? Как получилось решить такие непростые задачки?

Дикслеймер: статья носит информационный характер и не является постановкой диагноза или единственным вариантом решения проблемы. Конкретные случаи необходимо разбирать со специалистом.

Если материал кажется вам интересным и полезным, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Это поможет другим видеть статьи в рекомендациях и знакомиться с увлекательным миром психологии и педагогики.

Записаться на онлайн-консультацию ко мне можно по почте katerinakozina.psy@gmail.com