Найти в Дзене

Профессор Державинского Валерий Канищев: «История – наставница жизни»

Что значит быть наставником? Своим мнением поделился д.и.н., профессор Державинского университета Валерий Канищев. – Для многих коллег, и не только коллег, вы – человек, на которого равняются. Что значит быть наставником, социальным и профессиональным лидером?
– Понятие наставник я многие годы воспринимаю в прямом для историка смысле, следуя знаменитой формуле Цицерона: «История – наставница жизни». Всем своим ученикам: и бакалаврам, и магистрантам, и аспирантам, я пытаюсь предоставлять конкретные исторические факты и рассуждения о том, какие образцы дает история для понимания современной жизни. В социальном плане я стремлюсь отбирать материал о порядочных людях, которые, несмотря на сложные исторические ситуации, избегали подлостей, старались делать добро. В профессиональном плане как наставник призываю делать дело самостоятельно, «пахать», не надеяться что-то «содрать» у других. – Кого вы могли бы назвать ориентиром для себя, своим наставником?
– Своими наставниками считаю преподават

Что значит быть наставником? Своим мнением поделился д.и.н., профессор Державинского университета Валерий Канищев.

– Для многих коллег, и не только коллег, вы – человек, на которого равняются. Что значит быть наставником, социальным и профессиональным лидером?
– Понятие наставник я многие годы воспринимаю в прямом для историка смысле, следуя знаменитой формуле Цицерона: «История – наставница жизни». Всем своим ученикам: и бакалаврам, и магистрантам, и аспирантам, я пытаюсь предоставлять конкретные исторические факты и рассуждения о том, какие образцы дает история для понимания современной жизни. В социальном плане я стремлюсь отбирать материал о порядочных людях, которые, несмотря на сложные исторические ситуации, избегали подлостей, старались делать добро. В профессиональном плане как наставник призываю делать дело самостоятельно, «пахать», не надеяться что-то «содрать» у других.

– Кого вы могли бы назвать ориентиром для себя, своим наставником?
– Своими наставниками считаю преподавателей кафедры истории СССР ТГПИ 1970-1980-х гг.: Григория Андреевича и Льва Григорьевича Протасовых, Абрама Яковлевича Кипермана, Ларису Ивановну Чуистову. Они не были наставниками в прямом смысле слова. Но своей профессиональной деятельностью и человеческой позицией научили меня многому в жизни. Так, став уже преподавателем, я во многом опирался на лекции, прочитанные мне как студенту Григорием Андреевичем Протасовым. Григорий Андреевич, а также Абрам Яковлевич, Лариса Ивановна учили своими рассказами о трудностях пройденного ими жизненного пути, в том числе пути в историческую науку. Лев Григорьевич помог мне войте в круг историков всесоюзного масштаба, дал пример умения вести себя в этой среде.