Текст: Андрей Мусалов
Опубликовано в журнале «Ветеран Границы» №4 2017 г.
— Для многих само название профессии — «хореограф», представляется чем-то таинственным и возвышенным. Расскажите, как вы пришли в эту профессию? И как, вообще становятся хореографами?
— В профессию я пришел во многом случайно. Мне было пятнадцать лет, когда увидел в ДК «Металлургов» концерт самодеятельного танцевального коллектива. То выступление произвело на меня неизгладимое впечатление. Я буквально влюбился в танец, в красоту движения и до сих пор не разочаровался в своем выборе. В семнадцать меня приняли в состав профессионального ансамбля, на должность артиста балета.
За долгие годы довелось поработать во множестве танцевальных коллективов, пройти путь от артиста балета до солиста высшей категории. Когда пришло время выхода на творческую пенсию, захотелось продлить свою жизнь на сцене. В 1989 году я закончил ГИТИС им. А.В. Луначарского и получил специальность «режиссер-балетмейстер» ансамбля народного танца. За свою творческую карьеру удалось осуществить около двухсот постановок — вокально-хореографические композиции, танцевальные сюиты, пляски, хореографические миниатюры.
В качестве хореографа я работал во множестве коллективов: Государственный ансамбль песни и танца «Асьякыа» (Республики Коми), Государственный Академический ансамбль песни и пляски Донских казаков (Ростов-на-Дону), Ансамбль казачий песни и танца «Разгуляй» (Саранск), Государственный Ансамбль Российского казачества «Казачий Курень» (Волгоград), Государственный ансамбль танца «Ставрополье» Ансамбль песни и пляски «Вольная степь», Ансамбль песни и танца «Казачья застава» (Ставрополь), Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Черноморского флота (Севастополь), Ансамбль песни и пляски Дважды Краснознаменного Балтийского флота (Калининград), Ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота (Владивосток), Ансамбль песни и пляски Северной группы войск (Легница, Польша), Ансамбль песни и пляски Южной группы войск (Будапешт, Венгрия), Ансамбль песни и пляски Прибалтийского военного округа (Рига, Латвия), Ансамбль песни и пляски ВДВ (Москва), Ансамбль песни и пляски МВД СССР (Москва), Ансамбль танца «Улыбка» Свердловской Детской филармонии и так далее... В какой-то момент узнал, о создании Центрального пограничного ансамбля ФСБ России. Предложил свои услуги и был принят.
— Почему вы в итоге, остановились именно на этом коллективе?
— Во многом Центральный пограничный ансамбль ФСБ России уникален. Он изначально создавался как новый тип творческого коллектива с эстрадного-симфоническим оркестром, духовым оркестром, хором и балетом. Я работал во многих коллективах и скажу честно — лучшей творческой атмосферы и лучшего отношения к артистам я нигде более не встречал! Здесь все работает на хорошую творческую отдачу от каждого участника коллектива. Это касается и моего балета. Его участники работают с максимальным усердием, в разных жанрах. Такому коллективу под силу выполнить любые творческие задумки хореографа.
— Чем отличается хореография вашего коллектива.
— Хореография у нас весьма разнообразная, но при этом, вся она создана конкретно для нашего коллектива. Ее особенность — каждый из наших участников отличается прочувствованным отношением к танцу. Каждому из артистов не безразлично, что и как танцевать и они безмерно уважают ту публику, для которой работают.
— Ваши танцевальные номера отличаются большим разнообразием — военная тематика и казачья и исторические миниатюры? Откуда возникают идеи? Как они реализуются?
— Я не могу точно ответить на этот вопрос. Это идет глубоко изнутри. Да — порой руководство ставит задачи, которые необходимо реализовывать. И первичная концепция создается сугубо рациональными методами. Но затем начинается творческий процесс, который во многом интуитивен и не имеет каких-то заранее придуманных, рациональных схем. Например, не так давно руководству ансамбля была поставлена задача: отобразить посредством хореографии такое событие, как 100-летие со дня создания Пограничной службы. Как именно будет решена эта задача, я пока не знаю. Есть разные предложения, которые будут обкатываться на худсовете. Когда концепцию утвердят, начнется творческий процесс... Что получится в окончательном итоге, не знает никто, в том числе и я сам. Это же чистой воды творчество!
— Ваши ведущие танцоры — кто они? Что отличает каждого из них и как из отдельных персон возникает танцевальный коллектив?
— Чтобы попасть в наш коллектив надо пройти профотбор, поскольку далеко не каждый способен работать в ансамбле такого высокого класса. Нам нужны разноплановые артисты, способные выполнять любые творческие задачи. Как и в любом другом коллективе, в нашем есть лидеры, на которых равняются остальные, которые во многом являются примером для подражания. Это Евгений Безгин, Вадим Усов, Михаил Еремеев, Ирина Гребенкина и Ника Игнатова. Их отличает индивидуальность и профессионализм, за которыми виден огромный труд. Впрочем, огромное значение имеет не только индивидуальный, но и коллективный труд. Наш танцевальный коллектив силен именно как коллектив. Его успех — следствие слаженного ежедневного труда каждого, кто в него входит. Только так!
— В составе ансамбля вы много путешествуете. Насколько я знаю, ваш ансамбль побывал в самых удаленных уголках России. Неоднократно он бывал в ряде государств СНГ и дальнем зарубежье. Какие поездки вам запомнились особо и чем?
— Наша страна просто огромная. Мы были и на севере, и на юге, на западе и востоке. Очень запомнились поездки в Карелию, Крым, на Дальний Восток, Калининград, Салехард... У нас много прекрасных городов и красивых мест. О них можно говорить бесконечно, но никаких слов не хватит, чтобы описать красоту и просторы нашей Родины! Наш коллектив довольно часто приглашают за рубеж и везде принимают тепло и радушно. Наверное, больше запомнилась поездка по Белоруссии. Белорусский зритель был особо доброжелательным, а прием очень теплым и искренним.
— Кстати, о зрителях… Ваш зритель — каков он?
— Прежде всего, это — пограничники, которые всегда принимают нас с искренней любовью. Что неудивительно, поскольку мы во многом стараемся отобразить пограничные традиции, создать положительный образ воина-пограничника. Не будем забывать, что наш коллектив — штатное подразделение Пограничной службы. В балете многие артисты являются военнослужащими и служат по контракту. Только наше оружие — не автомат, а искусство, которым мы умело владеем!
Впрочем, на наших концертах бывают далеко не только пограничники, но самые разные зрители. Они отличаются по возрасту и социальному положению, но прием всегда одинаков — нас встречают и провожают бурными, продолжительными аплодисментами.
Залог успеха заключается в том, что у нас интересная программа, которая рассчитана на самого разного зрителя, в том числе – случайного. В том, чтобы с первой же секунды заинтересовать такого случайного посетителя, заставить его погрузиться в атмосферу нашего выступления и состоит сверхзадача всего нашего коллектива, а также меня лично, как хореографа. Как результат, такие хореографические композиции, как: «Домой с Победой», «Это нужно живым...» («Памятник»), веселый «Пограничный перепляс», «Морская пограничная» актуальны для любого возраста и не оставляют равнодушным ни одного зрителя в зале.
— Чем порадует зрителей балетное подразделение Центрального пограничного ансамбля ФСБ России в следующем году? Каковы ваши творческие планы?
— Если бы знать... Мы зависим от обстоятельств, порой не от нас зависящих. Очень жаль, что коллектив такого высокого профессионального уровня, как наш, мало концертирует. Но планы на будущее у нас есть, и они достаточно обширные. Прежде всего, мы уже начинаем подготовку к знаменательной дате — 100-летию образования пограничной службы, скоро будем обкатывать новую танцевальную программу. Впрочем, к чему рассказывать о том, что можно увидеть самому? Приходите на наши концерты. Нам всегда есть что показать, а зрителю есть на что посмотреть!
Фото из архива автора и Геннадия Минха.