Найти в Дзене

ГЕННАДИЙ МИНХ: наше оружие — не автомат, а искусство!

Текст: Андрей Мусалов

Опубликовано в журнале «Ветеран Границы» №4 2017 г.

— Для многих само название профессии — «хореограф», представляется чем-то таинственным и возвышенным. Расскажите, как вы пришли в эту профессию? И как, вообще становятся хореографами?

— В профессию я пришел во многом случайно. Мне было пятнадцать лет, когда увидел в ДК «Металлургов» концерт самодеятельного танцевального коллектива. То выступление произвело на меня неизгладимое впечатление. Я буквально влюбился в танец, в красоту движения и до сих пор не разочаровался в своем выборе. В семнадцать меня приняли в состав профессионального ансамбля, на должность артиста балета.

-2

За долгие годы довелось поработать во множестве танцевальных коллективов, пройти путь от артиста балета до солиста высшей категории. Когда пришло время выхода на творческую пенсию, захотелось продлить свою жизнь на сцене. В 1989 году я закончил ГИТИС им. А.В. Луначарского и получил специальность «режиссер-балетмейстер» ансамбля народного танца. За свою творческую карьеру удалось осуществить около двухсот постановок — вокально-хореографические композиции, танцевальные сюиты, пляски, хореографические миниатюры.

-3

В качестве хореографа я работал во множестве коллективов: Государственный ансамбль песни и танца «Асьякыа» (Республики Коми), Государственный Академический ансамбль песни и пляски Донских казаков (Ростов-на-Дону), Ансамбль казачий песни и танца «Разгуляй» (Саранск), Государственный Ансамбль Российского казачества «Казачий Курень» (Волгоград), Государственный ансамбль танца «Ставрополье» Ансамбль песни и пляски «Вольная степь», Ансамбль песни и танца «Казачья застава» (Ставрополь), Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Черноморского флота (Севастополь), Ансамбль песни и пляски Дважды Краснознаменного Балтийского флота (Калининград), Ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота (Владивосток), Ансамбль песни и пляски Северной группы войск (Легница, Польша), Ансамбль песни и пляски Южной группы войск (Будапешт, Венгрия), Ансамбль песни и пляски Прибалтийского военного округа (Рига, Латвия), Ансамбль песни и пляски ВДВ (Москва), Ансамбль песни и пляски МВД СССР (Москва), Ансамбль танца «Улыбка» Свердловской Детской филармонии и так далее... В какой-то момент узнал, о создании Центрального пограничного ансамбля ФСБ России. Предложил свои услуги и был принят.

— Почему вы в итоге, остановились именно на этом коллективе?

— Во многом Центральный пограничный ансамбль ФСБ России уникален. Он изначально создавался как новый тип творческого коллектива с эстрадного-симфоническим оркестром, духовым оркестром, хором и балетом. Я работал во многих коллективах и скажу честно — лучшей творческой атмосферы и лучшего отношения к артистам я нигде более не встречал! Здесь все работает на хорошую творческую отдачу от каждого участника коллектива. Это касается и моего балета. Его участники работают с максимальным усердием, в разных жанрах. Такому коллективу под силу выполнить любые творческие задумки хореографа.

-4

— Чем отличается хореография вашего коллектива.

— Хореография у нас весьма разнообразная, но при этом, вся она создана конкретно для нашего коллектива. Ее особенность — каждый из наших участников отличается прочувствованным отношением к танцу. Каждому из артистов не безразлично, что и как танцевать и они безмерно уважают ту публику, для которой работают.

— Ваши танцевальные номера отличаются большим разнообразием — военная тематика и казачья и исторические миниатюры? Откуда возникают идеи? Как они реализуются?

— Я не могу точно ответить на этот вопрос. Это идет глубоко изнутри. Да — порой руководство ставит задачи, которые необходимо реализовывать. И первичная концепция создается сугубо рациональными методами. Но затем начинается творческий процесс, который во многом интуитивен и не имеет каких-то заранее придуманных, рациональных схем. Например, не так давно руководству ансамбля была поставлена задача: отобразить посредством хореографии такое событие, как 100-летие со дня создания Пограничной службы. Как именно будет решена эта задача, я пока не знаю. Есть разные предложения, которые будут обкатываться на худсовете. Когда концепцию утвердят, начнется творческий процесс... Что получится в окончательном итоге, не знает никто, в том числе и я сам. Это же чистой воды творчество!

-5

— Ваши ведущие танцоры — кто они? Что отличает каждого из них и как из отдельных персон возникает танцевальный коллектив?

— Чтобы попасть в наш коллектив надо пройти профотбор, поскольку далеко не каждый способен работать в ансамбле такого высокого класса. Нам нужны разноплановые артисты, способные выполнять любые творческие задачи. Как и в любом другом коллективе, в нашем есть лидеры, на которых равняются остальные, которые во многом являются примером для подражания. Это Евгений Безгин, Вадим Усов, Михаил Еремеев, Ирина Гребенкина и Ника Игнатова. Их отличает индивидуальность и профессионализм, за которыми виден огромный труд. Впрочем, огромное значение имеет не только индивидуальный, но и коллективный труд. Наш танцевальный коллектив силен именно как коллектив. Его успех — следствие слаженного ежедневного труда каждого, кто в него входит. Только так!

— В составе ансамбля вы много путешествуете. Насколько я знаю, ваш ансамбль побывал в самых удаленных уголках России. Неоднократно он бывал в ряде государств СНГ и дальнем зарубежье. Какие поездки вам запомнились особо и чем?

— Наша страна просто огромная. Мы были и на севере, и на юге, на западе и востоке. Очень запомнились поездки в Карелию, Крым, на Дальний Восток, Калининград, Салехард... У нас много прекрасных городов и красивых мест. О них можно говорить бесконечно, но никаких слов не хватит, чтобы описать красоту и просторы нашей Родины! Наш коллектив довольно часто приглашают за рубеж и везде принимают тепло и радушно. Наверное, больше запомнилась поездка по Белоруссии. Белорусский зритель был особо доброжелательным, а прием очень теплым и искренним.

— Кстати, о зрителях… Ваш зритель — каков он?

-6

— Прежде всего, это — пограничники, которые всегда принимают нас с искренней любовью. Что неудивительно, поскольку мы во многом стараемся отобразить пограничные традиции, создать положительный образ воина-пограничника. Не будем забывать, что наш коллектив — штатное подразделение Пограничной службы. В балете многие артисты являются военнослужащими и служат по контракту. Только наше оружие — не автомат, а искусство, которым мы умело владеем!

Впрочем, на наших концертах бывают далеко не только пограничники, но самые разные зрители. Они отличаются по возрасту и социальному положению, но прием всегда одинаков — нас встречают и провожают бурными, продолжительными аплодисментами.

Залог успеха заключается в том, что у нас интересная программа, которая рассчитана на самого разного зрителя, в том числе – случайного. В том, чтобы с первой же секунды заинтересовать такого случайного посетителя, заставить его погрузиться в атмосферу нашего выступления и состоит сверхзадача всего нашего коллектива, а также меня лично, как хореографа. Как результат, такие хореографические композиции, как: «Домой с Победой», «Это нужно живым...» («Памятник»), веселый «Пограничный перепляс», «Морская пограничная» актуальны для любого возраста и не оставляют равнодушным ни одного зрителя в зале.

— Чем порадует зрителей балетное подразделение Центрального пограничного ансамбля ФСБ России в следующем году? Каковы ваши творческие планы?

-7

— Если бы знать... Мы зависим от обстоятельств, порой не от нас зависящих. Очень жаль, что коллектив такого высокого профессионального уровня, как наш, мало концертирует. Но планы на будущее у нас есть, и они достаточно обширные. Прежде всего, мы уже начинаем подготовку к знаменательной дате — 100-летию образования пограничной службы, скоро будем обкатывать новую танцевальную программу. Впрочем, к чему рассказывать о том, что можно увидеть самому? Приходите на наши концерты. Нам всегда есть что показать, а зрителю есть на что посмотреть!

Фото из архива автора и Геннадия Минха.