Найти тему

Как выбрать кроссовки для бега. Обзор основных характеристик

Оглавление

Вопросы, на которые стоит ответить себе перед выбором беговых кроссовок

  • для каких задач нужна обувь — тренировки или соревнования, и по каким беговым дисциплинам;
  • по какому типу грунта и рельефу планируется бег — от этого будет зависеть протектор обуви, размер, колодка;
  • анатомические особенности стоп — от этого будет зависеть уровень амортизации, поддержки свода стопы, ширина и высота колодки, особенно носа;
  • какая у вас техника постановки стопы — от этого будет зависеть уровень амортизации и перепада высоты от пятки к носку — «дроп»;
  • какие климатические особенности ждут во время бега — снег, дождь, холод, грязь — от этого зависит уровень теплозащиты, вентиляции, наличие мембраны и дополнительной защиты от попадания осадков и нежелательного мусора в обувь;
  • насколько сильно и при каких условиях мёрзнут ноги, и насколько это критично — от этого зависит теплозащита, наличие мембраны, толщина подошвы, высота берца;
  • любите ли вы чувствовать каждую неровность трассы или наоборот предпочитаете защиту — от этого зависит торсионная жёсткость — на скручивание, и поперечная жёсткость — на сгибание, т.е. технология строения подошвы ваших будущих кроссовок для бега;
  • какой нужен размер и примерный вес;
  • насколько важен для вас дизайн обуви.

На первое место не зря ставится задача, для которой выбираются кроссовки. Понимая, что вам нужны кроссовки для соревнований, вы отметёте примерно ещё половину обуви. Вы сэкономите время себе и продавцу. И это особенно важно, если вы решите заказать беговые кроссовки в интернет-магазине, вроде Runner shop, хотя у нас есть онлайн-консультант, который будет рад помочь вам с выбором.

Характеристики беговой обуви, на которые стоит обратить внимание

  • Размер кроссовок
  • Вес кроссовок
  • Дроп кроссовок для бега
  • Амортизация беговых кроссовок
  • Сцепление, высота и геометрия протектора
  • Торсионная жёсткость
  • Поперечная жёсткость
  • Фиксация стопы
  • Шнуровка
  • Ширина колодки и свободный нос
  • Жёсткость носка
  • Защита от грязи и теплозащита
  • Вентиляция
  • Качество и наличие швов, типы соединения

Размер обуви

Крайне важно помнить о том, что, бегая на длинные дистанции, особенно в горах, нужно брать обувь с запасом на 0.5-1 размер больше вашего реального. Если знаете, что ноги будут отекать — берите с запасом, если будете вставлять свою стельку — берите с запасом, если будет шерстяной носок — тоже с запасом. В итоге размер кроссовок может стать даже на 1.5 размера больше вашей стопы, ибо главное — это комфорт.

Если же вы бегаете на короткие дистанции и не носите индивидуальные ортопедические стельки, берите «в размер», но между пальцами и носком оставьте хотя бы пару миллиметров.

Вес кроссовок

Тут всё просто. Кроссовки для тренировок на длинные дистанции всегда в разной значительности тяжелее, чем для соревнований. Вес большинства хороших тренировочных кроссовок помещается в диапазон 280-350 г (за один кроссовок при его среднем размере). Чем больше размер, тем тяжелее, и, соответственно, наоборот.

Хорошие современные соревновательные кроссовки весят примерно от 170 до 280 г. Хотя многие трейлраннеры неплохо бегают и в тех, что тяжелее 330 г, и даже побеждают. Победа в беге больше зависит от вашего уровня подготовки и грамотного выбора кроссовок.

Спринтеры, бегающие в шиповках возможно вообще не знают обуви тяжелее 250 г. Их шиповки легче домашних тапочек, вес не ощущается вовсе.

А вот любители сложных экспедиционных гонок, выбирают кроссовки класса offtrail или offroad — они стабильно тяжелее 330 г.

Drop кроссовок

Drop (дроп — перепад высоты от пятки к носку) — пятка в кроссовке для бега всегда выше носка. Обычно, в описании технических свойств кроссовка пишут показатели дропа, например, «20mm/11mm (drop — 9mm)», где толщина пятки в самом толстом месте — 20 мм, а носка — 11 мм в самом тонком.

Чем выше дроп, например, 9 мм, тем более вероятно, что обладатель такой обуви бегает с пятки. Высокий дроп обеспечивает плавный перекат с пятки на носок. С носка в таких кроссовках бежать неудобно, во всяком случае, по асфальту.

Минимальный дроп, который я видел — 4 мм (опять же, кроме спринтерских шиповок — те плоские). Кроссовки с минимальным дропом создаются для любителей «позного бега», оно же — бега с носка и средней части стопы, естественного бега. Минимальный дроп, который я видел — 4 мм (опять же, кроме спринтерских шиповок — те плоские). Кроссовки с минимальным дропом создаются для любителей «позного бега»

Стоит учитывать, что минимальный дроп не означает плохую амортизацию. Сейчас производители кроссовок с минимальным дропом часто делают их на высокой подошве с хорошим поглощением ударной нагрузки, это особенно касается шоссейной обуви.

Амортизация

Каждый производитель склонен иметь свою уникальную технологию амортизации, считая, что это чуть ли не главная характеристика, по которой люди выбирают кроссовки для бега.

Кроссовки для бега делятся и по зонам распределения амортизации:

  • с амортизацией только в пятке (реже);
  • в пятке и носке (часто);
  • по всей поверхности подошвы.

Выбор типа амортизации индивидуален. Можно проконсультироваться с ортопедом для получения грамотной рекомендации. Часто можно увидеть выраженную амортизацию в зоне первого плюснефалангового сустава (большого пальца). С такой амортизацией рекомендуют кроссовки тем, кто перенёс подагрический артрит, или имеет солевые отложения в этой области.

Главная задача амортизации — поглощение ударной нагрузки от бега, приходящейся на абсолютно все суставы вашего тела.

Только при сильных стопах и опорно-двигательном аппарате в целом, есть смысл покупать кроссовки с минимальной амортизацией. Для всех остальных — гели, бусты, скелетоны, вэйвы.

Сцепление, высота и геометрия протектора

Разброс высот протектора варьируется от 0 до 10 мм в общей массе предложений на рынке. От высоты протектора зависит сцепление с трассой, особенно если речь идёт о беге по пересечённой местности. Чем выше протектор, тем лучше сцепление с грязной поверхностью,

  • Средней высоты протектор (4-7 мм) больше создан для твёрдых грунтов, камней, сухого леса, горных троп в сухую погоду. В этот класс попадает большинство кроссовок для трейлраннинга. Такая высота протектора более износостойкая на твёрдых грунтах, чем агрессивные протекторы, и обладают лучшим сцеплением.
  • Низкий протектор (1-3 мм) в кроссовках для трейлраннинга создаётся только для бега по жёстким твёрдым поверхностям, камням, курумнику. Плохо держат сцепление на грязных участках.
  • Нулевой протектор в шоссейных кроссовках не предполагает каких-либо шипов, а является больше технологической особенностью обуви. Протектор здесь — это ложбинки между разными секциями подошвы.

Сцепление в шоссейных кроссовках зависит, в первую очередь, от качества и химического состава резины подошвы. И уже потом от ложбинок.

От наличия металлических шипов зависит сцепление на обледенелых участках, снегу, фирне. Помните, что собственные металлические шипы не помогут вам на горном рельефном бутылочном льду, если вдруг вас занесло. Однако, по замёрзшему озеру Байкал бегают чаще всего именно в кроссовках с металлическими шипами.

Шипы в спринтерских шиповках дают сцепление лучше всего именно на стадионной беговой дорожке.

Геометрия протектора влияет на сцепление кроссовок для трейлраннинга. От рисунка протектора зависит, насколько подошва будет забиваться грязью и очищаться от неё. Наглухо забитый протектор снижает сцепление с грязью до нуля. От геометрии, ширины шипов, зависит и сцепление в целом.

Торсионная жёсткость

Характеристика беговой обуви, на которую обращают внимание бегуны, предпочитающие бег по пересечённой местности. Чем лучше скручивается кроссовок (низкая торсионная жёсткость), тем сильнее вы будете чувствовать рельеф и неровности. Для ношения таких кроссовок нужно заранее прокачивать связки голеностопа. Иначе вы больше подвержены растяжению и разрыву мышц и связок. Регулярный, не длительный бег по неровностям в лёгком темпе, также будет способствовать их укреплению. Чаще всего — это кроссовки соревновательного уровня.

Хорошо скручиваются шоссейные марафонки и спринтерские шиповки.

Чем хуже скручивается кроссовок (высокая торсионная жёсткость), тем выше безопасность, поддержка и стабильность обуви. Это тоже хорошо, особенно для длинных дистанций в горах и для тех, кто хочет поберечь ноги.

Поперечная жёсткость

Чем лучше сгибается кроссовок, тем более он рассчитан на вашу собственную толчковую силу голеностопа, и тем меньше или тоньше в подошве всяких технологий отталкивания, но они не исключены.

В более жёстких подошвах технологии стабилизации и толчка присутствуют в большей степени, снимая нагрузку с подошвенного апоневроза и прочих мышц и связок. Однако, не всегда. Иногда, жёсткая на сгибание подошва — это лишь фактор жёсткости материала, а не каких-то технологических вставок внутри.

Фиксация стопы

Важная характеристика для бегунов по пересечёнке, в первую очередь. Пятка вашей стопы должна быть плотно зафиксирована, не болтаться и не съезжать вперёд. При нажатии на задник выше подошвы, он должен быть твёрдый или с минимальным продавливанием. От этого зависит безопасность ахиллового сухожилия. Только минималистичные трейловые кроссовки имеют относительно мягкую пятку, но всё равно отличную фиксацию.

То же можно сказать и о шоссейной обуви. В тренировочных кроссовках пятка практически всегда жёсткая и должна хорошо фиксировать. Соревновательных вариаций больше. Кроссовки для триатлонного бега, например, относительно мягкие в пятке.

Желательно, чтобы ваша стопа была хорошо зафиксирована (но не как в тисках) примерно до начала зоны плюснефаланговых суставов.

Шнуровка

Шнуровка является важнейшим элементом фиксации стопы. Шнуровка в кроссовках для бега бывает классической, на обычных узелках и быстрой — затянул и побежал. Каждый выбирает по вкусу и задачам. QuickLace выигрывает в скорости, это особенно важно на холоде. Классическая шнуровка выигрывает в мягкости и удобстве ослабления.

В хороших кроссовках часто есть отделение для убирания узлов или остатка шнуровки, чтобы они не болтались и не развязывались во время бега.

Ширина колодки и свободный нос

На этот показатель чаще всего смотрят обладатели от природы широких стоп, особенно в носке. Ваш носок и пальцы должны иметь хотя бы небольшое пространство для движения. Намертво зажатый носок — это верный путь к плохой циркуляции крови, отёкам, замерзанию, чёрным ногтям. Поэтому и стоит иметь запас свободного пространства.

Жёсткость носка

Варьируется от предназначения кроссовок. Спидкроссами можно на полном ходу таранить большие камни, а марафонками, напротив, лучше вообще ничего не задевать. Большинство кроссовок для трейлраннинга имеют среднюю жёсткость носа, защиту от прямого втыкания и поглощение удара. Шоссейные кроссовки в большинстве случаев лишены такой опции за ненадобностью. Поэтому Трейловые кроссовки стоит брать с запасом, чтобы на спусках вы не ощущали натыкания на жёсткий нос.

Защита от грязи и теплозащита

Современные кроссовки для трейлраннинга делятся на два типа — с мембраной и без. Мембрана защищает от воды, грязи, снега, песка и прочего мусора. Усиливает ветро- и теплозащиту, что жарким летом не очень-то хорошо, хотя производители заявляют о хорошей паропроницаемости.

Кроссовки без мембраны лишены этих прелестей, но напротив — хорошо вентилируются, быстро сохнут и выводят влагу.

Некоторые кроссовки для трейлраннинга оснащены защитой от попадания грязи сверху — выглядит, как перепонка между язычком и основным материалом верха.

Максимальной защитой от попадания всей этой грязи и осадков будет совокупность мембраны и защитного гетра.

Шоссейные кроссовки чаще всего лишены всех этих наворотов. Лишь иногда производители встраивают мембрану. Теплозащита в них сводится к толщине материала верха, размеру вентиляционных отверстий и, в редких случаях, к наличию реального утеплителя.

Вентиляция

Кроссовки для бега по определению должны хорошо вентилироваться. Кроссовки с мембраной, вентилируемые несколько хуже — и те, по словам производителей, имеют хорошую паропроницаемость.

Максимально тонкая часть материала верха обычно приходится на верх носка. В хороших кроссовках вентиляционные вставки присутствуют по бокам вдоль стопы, а в отдельных случаях, даже в подошве.

Главная задача системы вентиляции — отвод излишнего тепла от стоп во избежание появления сырости внутри, и, как следствие — мозолей. В том числе, отвод воды в дождь и при зачерпывании из водоёма.

Качество и наличие швов, типы соединения

Сказать однозначно, что лучше — соединение на клею, на прошивке, или цельные литые колодки — весьма трудно. На беговые качества это никак не влияет. Да, от этого зависит долговечность. Часто, дополнительные швы являются причиной натирания, но тут больше проблема с подбором размера. Чаще всего, кроссовки рвутся в линиях анатомического сгиба — по началу плюснефаланговых суставов, а также вдоль соединения верха и подошвы.