В онлайн-кинотеатре Okko продолжается одна из главных премьер нынешнего сезона – остросюжетная драма Кирилла Плетнева «Оффлайн 2. Уязвимость обнаружена». Сегодня гостьей авторского канала ДЗЕН «Мир современного кино» стала сербская актриса Тина Стойилкович, сыгравшая в сериале главную роль Юлии Розиной («Пош»).
Здравствуйте, Тина! Огромное спасибо за ваше согласие на создание интервью. Читая вашу биографию в столь юном возрасте, сразу же думаешь о том, что таких насыщенных событий другим молодым актрисам на десять жизней хватит.
Давайте начнем с азов, с вашего рождения. Почему в различных источниках информация о месте вашего рождения столь противоречивая? Или же город Борча является частью Белграда?
Здравствуйте! Вообще, да, я знаю, что везде указано, что Борча. На самом деле, это и есть Белград, точнее говоря, его район. Там у меня прописка, там я живу с родителями, но родилась я в другом месте. Оно называется Крняча. Это принципиально важно, потому что мой папа родился там же. У нас в Сербии, знаете, есть негласная конкуренция между районами в городах. Поэтому принципиально важно сказать, что я родилась именно в Крняче, а не в Борче. Вот, не знаю, есть ли такое в России. У нас это очень модно и весело (улыбается).
Сейчас у вас двойное гражданство?
У меня только сербское гражданство. Всё, что может быть во мне сербского – оно сербское (Смеется). Но у меня есть российский вид на жительство, и тут я индивидуальный предприниматель. Что забавно, потому что в Сербии я безработная.
Как вы оказались в Москве, в знаменитой «Щуке» при Академическом театре имени Евгения Вахтангова?
Это очень, очень долгая история. Со мной есть большое интервью на эту тему в передаче «Не иностранец» на YouTube, вот там я прямо подробно рассказываю про всё. Сейчас попробую кратко изложить. Я училась в филологической гимназии в Белграде. И мне дали возможность попробовать поступить в любой институт России бесплатно. То есть, мне сказали, что если я пройду конкурс, если меня отберут, то Россотрудничество оплатит обучение. Такая прекрасная возможность, которая даётся разным ученикам во всем мире.
Я всегда хотела быть актрисой, а тут пришли ребята из российского посольства, из русского центра культуры в Белграде. И я подумала: «Блин, Станиславский…Ну он же оттуда. Наверное, там очень классная актерская школа». Вот я и решила, что надо попробовать, приехала домой, рассказала об этом родителям, которые с ума сошли в этот момент (смеется).
Но, тем не менее, в Рождество 2017 года я оказалась в Москве. На тот момент я вообще ничего не знала про ВУЗы, совсем не говорила по-русски, разве что базовые вещи могла сказать вроде «привет», «пока». И вот совершенно случайно попадаю в театр Вахтангова на два спектакля – «Бег» Юрия Бутусова и на «Онегина» Римаса Туминаса. Собственно, два моих самых любимых спектакля. Вижу этот масштаб, как там все классно происходит, и мне очень захотелось так же. Я смотрела на Олю Лерман и просто восхищалась её красотой и талантом. И тогда через знакомых, которые мне сделали билеты, попыталась узнать, с каким институтом связан этот театр. Мне сказали: «Со Щукинским». И вот так, собственно, я и оказалась в «Щуке», на курсе Нины Игоревны Дворжецкой.
В лихие девяностые я очень часто был в командировках в Москве, и при всем уважении к другим именитым театрам, при каждой счастливой возможности мчался на Арбат на спектакли любимого Вахтанговского театра. В то время на его сцене блистали Юрий Яковлев и Василий Лановой, Юлия Борисова и Вячеслав Шалевич, Людмила Максакова и Юрий Волынцев, а художественным руководителем театра был Михаил Ульянов. Кто является для вас кумиром в современной Вахтанговской труппе?
Кумиры! Слушайте, я вообще не очень люблю это слово. Знаете, Бог говорил: «Не сотвори себе кумира». Я обожаю этот театр, безумно уважаю работу всех сотрудников, начиная с гримерного цеха, костюмеров и заканчивая великими артистами, которые там играют. С некоторыми из них, с Василием Семеновичем, с Людмилой Васильевной, удалось даже познакомиться, увидеть их, услышать их речь.
Я конкретно с ними не занималась, но они преподавали у моих однокурсников. Поэтому я всё равно, так или иначе, была причастна к какому-то учебному процессу с ними. И это, конечно, божественно. Это невероятно умные, одаренные люди, которые несут за собой огромный багаж, огромный жизненный опыт, огромную любовь. И этим нельзя не восхищаться.
Расскажите, пожалуйста, о годах вашей учебы в Щукинском училище.
Как уже отметила раньше, я училась у Нины Игоревны Дворжецкой. Я тоже безумно её благодарю, уважаю, восхищаюсь. Она великая актриса. Я считаю, что она очень хороший педагог, которая, как мне кажется, научила меня и нас самому важному, что есть в актерской профессии. Я ходила на разные показы других школ, но то, что я чувствовала в «Щуке», я не испытывала нигде. Вот какую-то любовь, как будто бы родительскую.
Я уехала из Сербии, и мне было очень одиноко. И вот это ощущение семьи, которое в «Щуке» есть, как будто бы есть только там, не знаю. Поэтому я очень-очень рада, что всё сложилось именно так, что я не пошла в другое место, а оказалась именно в Щукинском институте.
Учеба была очень сложной, потому что я мало понимала, но благо, там в начале были, в основном, занятия на память физических действий и всякие этюды без слов. И у меня было время для того, чтобы я могла подучить язык. Спасибо педагогам, они все понимали, и прекрасным однокурсникам, которые всячески мне помогали. Все-таки когда оказываешься в среде, где тебе не с кем говорить на родном языке, ты вынужден выучить чужой. Прекрасное время, часто вспоминаю его, хотя было очень непросто, мы еще застали карантин этот несчастный. Но, тем не менее, я испытала много любви и радости, что, на мой взгляд, тоже важно, когда ты получаешь профессию.
Как и почему, окончив «Щуку» и получив прямую дорогу в театр Вахтангова, вы оказались в Художественном театре имени Горького?
Вы знаете, как-то так получилось, что к четвёртому курсу мечта служения в театре приобрела для меня характер какого-то подросткового желания. Я всегда хотела иметь возможность пробовать и искать что-то новое в профессии, и я понимала, что если я войду в труппу театра, то это меня ограничит. И тогда я решила, что буду фрилансером, чтобы играть спектакли в разных театрах.
Мой первый спектакль случился в театре Ермоловой, еще когда я училась на четвертом курсе. Это был «Господин Слуга», у меня там главная роль – Рейчел. Я ввелась за восемь дней, это было очень сложно, но весело. Очень люблю этот театр и особенно Олега Евгеньевича Меньшикова. Потом я выпустила спектакль «Комедия двенадцатой ночи» в театре на Малой Бронной с Олегом Долиным. Продолжила играть в спектакле «Питер Пен» Александра Анатольевича Коручекова в театре Вахтангова.
И вот как-то раз я пошла на показы во МХАТ им. Горького помогать однокурсникам, это обычная практика. В итоге, я заинтересовала руководство театра, и меня пригласили в труппу. Честно сказать, я долго находилась в раздумьях, потому что очень хотела сниматься и играть спектакли и в других театрах, иметь возможность работать с разными режиссерами и актерами. А когда ты в одной среде, часто так не получается, хотя, конечно, все зависит от театра. Но у нас со МХАТом какая-то волшебная связь случилась, мне пообещали и пространство, и свободу. И мне это очень понравилось, вот эти мысли. Мы прекрасно общаемся с Владимиром Абрамовичем Кехманом и договариваемся, думаем, фантазируем насчёт разных работ.
Почему на официальном сайте МХАТ Тина Стойилкович стала Валентиной?
А потому что Тина изначально была Валентиной (Смеется). У нас в Сербии просто сокращенный вариант от имени «Валентина» не Валя, как в России, а Тина. И поскольку Валентина – длинное имя, родители всегда меня звали Тиной. И как-то я так и привыкла, поэтому сейчас, если меня называют Валентиной, могу не сразу понять, что обращаются ко мне (Улыбается).
Сейчас в репертуаре МХАТ значится одна ваша главная роль в классической пьесе Чехова «Три сестры». Ваше отношение к образу младшей сестры Ирины?
Да, мы выпустили прекрасный спектакль во МХАТе – «Три сестры» с волшебным режиссёром Сергеем Глебовичем Десницким. И вот это был вызов для меня, потому что я действительно познакомилась с той самой МХАТовской школой, тем театром, каким он был в XX веке. И мне как человеку из другой среды, это было очень сложно, но мне кажется, мы сумели преодолеть все трудности. И получилась классная работа, я её очень люблю и очень трепетно отношусь к своей Ирине. Я всегда думала, что я должна играть Наташу или Машу, но не Ирину. А тут вот такое видение режиссёра было, что я – Ирина и все тут.
Моя героиня всегда представлялась мне какой-то, знаете, юной, радостной девчонкой, но вместе с тем постоянно страдающей. У нас бы сказали, что в ее характере очень много «розовых соплей». И я очень хотела понять ее, пропустить через себя ее мысли и эмоции, вспоминала себя в 15-16 лет, чтобы как-то приблизиться. На самом деле, она оказалось совсем не такой, она очень конкретная девчонка, со своим стержнем, но при этом несчастный и ранимый человек с тяжёлой судьбой, и я очень-очень дорожу ею…
Какие новые спектакли с вашим участием москвичи и гости столицы увидят на сцене МХАТ на Тверском бульваре?
В новой работе меня можно будет увидеть в Театре наций. 10-11 февраля состоится премьера спектакля «Друзья». Это японская пьеса, которую мы делаем с японским режиссёром Мотои Миура. Она абсурдная и при этом очень интересная, и у нас просто невероятный актёрский состав: Серёжа Епишев, Олег Савцов, Саша Ревенко, Никита Санаев, Наталья Батрак. Ну, просто какие-то волшебные актёры, безумно одарённые, с которыми очень интересно работать. Несмотря на то, что с Серёжей Епишевым я уже работаю в «Двенадцатой ночи», здесь я его узнаю как-то по-новому. Другая совершенно форма, другой театр, другие задачи. И это очень круто, что вот так может быть. А про будущие какие-то работы я пока не буду говорить, но много всего интересного будет в этом году (Улыбается).
Какие героини произведений мировой классической драматургии являются для вас любимыми?
Вы знаете, у меня нет такого, что хочется какого-то конкретного человека сыграть. Мне как будто бы всегда хотелось сыграть всех! (Смеется). Вот мне безумна интересна роль Улиты в “Лесу”, и в то же время я люблю Аксинью. Хотя совершенно разные роли и, может, я не совсем прохожу по возрасту, но вот такая я актриса, мне хочется всего (Улыбается). Мне очень нравятся роли, которые я сейчас играю. Они все очень разные, но очень любимые мной. Поэтому дайте мне всё попробовать! (Смеется).