«Если мы начинаем с исцеления духа, тело в результате тоже становится здоровым.
Разум ступает на исцеляющий путь честности и серьезности, и тело исцеляется само по себе.
Когда разум и тело приходят к единству, жизнь наполняется покоем и радостью.
Мы получаем возможность излечивать себя и других, увеличивать как собственное счастье, так и благополучие других людей.
Такова цель Усуи Рэйки Риохо!»
Микао Усуи
15.08.1865 – 09.03.1926
Основателем системы Рэйки Риохо (также Рёхо) является Микао Усуи, родившийся 15 августа 1865 года в Японии, в деревне Таньей, ныне это район Мияма-хо («хо» значит город), в округе Ямагата префектуры Гифу.
Усуи был широко известен под именем «Микао», с дополнительным именем (псевдонимом) «Гёхан», происходил из клана Чиба Цунетанэ. Имя его отца было Танейджи, но обычно его называли Узаемон. Его мать была из семьи Каваи. У него было 2 брата, которых звали Санья и Кунджи и старшая сестра — Цури.
Усуи жил в Японии «эпохи реставрации Мэйдзи». Во время правления этого императора страна претерпела значительные изменения, особенно в связи с окончанием самоизоляции, сакоку (когда у Японии не было контактов с остальным миром, если не считать ограниченное общение с голландскими и китайскими торговцами), которая продолжалась с 1639 по 1854 год.
Усуи родился в классовом обществе, которому предстояло коренным образом измениться в течение его жизни. Его родители (у них были два сына и дочь) принадлежали к привилегированному классу и были потомками клана Тиба, влиятельной семьи самураев, представителей военной знати Японии в Средневековье и в раннее Новое время. Его семья была из самураев хатамото, высокопоставленных офицеров и личной охраны сёгуна. Усуи с юности изучал боевые искусства: айки-дзюдзюцу, предшественника современных джиу-джитсу и айкидо, а также одну из форм ягю-рю (искусство боя на мечах). По-видимому, программа обучения этим искусствам включала в себя генерацию и применение ки, поскольку это основной принцип многих японских боевых искусств — например, айки-дзюдзюцу. Практикующих учат изменять направление движущейся энергии противника, чтобы с минимальными усилиями контролировать его действия. Среди прочего эти искусства требуют встречать энергию противника и сливаться с ней, настраиваясь на ее вибрацию, что позволяет практикующему реагировать с минимальными усилиями и максимальным эффектом. Разумеется, многолетняя подготовка Усуи к боевым искусствам повлияла на его подход к системе Рэйки.
На мемориальном камне, воздвигнутом учениками Усуи через год после его смерти, написано, что их мастер много путешествовал по Японии и за ее пределами. Его жизненный путь был весьма извилистым (нам известно, что в свое время он был личным секретарем политика по имени Синпэй Гото), его интересы тоже были разнообразными: от истории, медицины и психологии до буддизма, гадания и физиогномики. Несмотря на то, что его иногда называют доктором Усуи, он никогда не был врачом. Нет документов, указывающих на то, что в Японии его именовали этим титулом. Считается, что это неверный перевод Хавайо Такаты почетного титула «сэнсэй».
По словам Криса Марша, учителя Рэйки, который познакомился с некоторыми учениками Усуи в Японии, их мастер был зайкэ, светским священником тэндай. Тэндай — ветвь буддизма, которую принес в Японию в IX веке монах Сайтё, основавший храм на горе Хиэй, к северо-востоку от Киото, где храм существует до сих пор (в XVI веке его восстановили после разрушения первоначального комплекса). Практика тэндай зиждется на Сутре лотоса и включает в себя использование мудр, или жестов, молитвенных декламаций и медитаций на мандалах и других священных геометрических формах. Поскольку тэндай предписывал преподавание сюгэндо, считается, что Усуи изучал и это учение, которое переводится с японского как путь обучения и испытания.
Сюгэндо — смесь японского буддизма, синто (традиционной японской религии), даосизма и шаманизма.
В учениях Усуи прослеживается влияние как буддизма тэндай, так и сюгэндо — например, в рэйдзю, мантрах, символах и других элементах практики, а также в его посте длиной двадцать один день на горе Курама-яма.
Несмотря на то что Усуи официально открыл свой центр обучения и лечения «Усуи Рэйки рёхо гаккай» («Общество изучения целительных техник Рэйки Усуи») в токийском квартале Харадзюку в 1922 году, его учение к тому времени уже существовало, о чем сообщают сразу два источника.
Некоторые источники утверждают, что Микао Усуи в течение 7 лет исследовал жизнеспособность своей системы. Он собрал доказательства о её действенности, благонадёжности и безвредности, предоставил своих наблюдения и историй болезней своих пациентов правительству, получил полное одобрение и разрешение на её применение.
Женщина, которую Крис Марш называет Судзуки-сан, свидетельствовала, что ее формальное обучение у Усуи началось в 1915 году. У нее и тех, кто учился вместе с ней, сохранились обучающие материалы, включавшие в себя наставления, стихи в стиле вака, медитации и другое. А в статье 1928 года «Исцеление посредством наложения рук» Сюо Матсуи, ученика Тюдзиро Хаяси, говорится о том, что система Усуи сформировалась за несколько десятилетий до этой публикации.
Ранние учения Усуи в целом не назывались Рэйки. Слово «Рэйки» использовали в сочетании с его учениями, но в буквальном значении — духовная энергия. Его часто употребляли целители, практикующие различные методы. И только после того как учение Усуи вышло за пределы Японии, его систему начали называть Рэйки.
Усуи Рэйки Риохо была создана, как система «ронин» (не имеющая хозяина), для того чтобы ни один человек, ни тогда, ни в будущем, не смог заявить на неё права. Это сделало систему Рэйки доступной для всех, кто желает практиковать её.
Целью учения Усуи было просветление, а исцеление случалось, как чудесный побочный эффект. Первоначально не было четкого различия между теми, кто приходил за исцелением по методу наложения рук, и теми, кто интересовался духовными учениями. Все ученики Усуи получали рэйдзю, духовное благословение, или настройку, призванную помочь вспомнить свою истинную природу, а также пять принципов, но те из них, кто хотел изучить духовные практики еще лучше, стали посвященными учениками. Рэйдзю практиковалось не только в учениях Усуи. Например, в практике тэндай очищение го симбо выполняется с использованием определенных мантр и мудр, как подготовка к ритуалу, а знаменитый японский целитель Тосихиро Эгути, друг и ученик Усуи, совершал аналогичное духовное благословение, которое называют косо митибики(«просветляющее наставление»).
Усуи использовал различные методики для учеников разных уровней обучения: практики медитации, мантры, символы, призванные помочь людям с посредственной чувствительностью к энергии воспринимать некоторые ее проявления.
«Созданное мной (искусство / метод исцеления) Усуи Рэйки Риохо является оригинальным, прежде этот метод никогда не изучался и не имеет аналогов в мире. Никто под небом не обучал меня искусству исцеления, и я не стремился обрести эту таинственную способность исцелять. Вдохновлённый таинством во время совершаемого мною поста и усердных тренировок (практик), я случайно осознал, что меня одарили мистической целительской способностью, когда я почувствовал невероятную великую силу.
Следовательно, я решил, что Рэйки Риохо должно стать доступным на благо человечества, чтобы каждый мог благословиться этим небесным даром, чтобы душа, ум и тело были единым целым и дарованное небесами благополучие могло реализоваться в жизни».
Микао Усуи (Рэйки Риохо Хиккей)
После образования общества «Усуи Рэйки рёхо гаккай» программа обучения стала более упорядоченной. К пятидесятилетнему юбилею этого общества было опубликовано пособие «Рэйки рёхо хиккей», включавшее в себя лечебник, «Рёхо сисин», а также информацию о раннем периоде развития системы Усуи.
Одна из самых легендарных историй основания системы Усуи связана с его постом длиной двадцать один день на горе Курама-яма. По одной из версий, во время поста Усуи пережил состояние просветления(сатори). Спускаясь с горы, он сорвал о камень ноготь с пальца ноги. Обхватив руками стопу, Усуи осознал, что наделен силой исцеления методом наложения рук. Практика на той горе, которая продолжалась двадцать один день, была названа кусу синрен — в сюгэндо это форма активного обучения в условиях строгой дисциплины. Эта практика была хорошо известна. Чаще всего за нее брались ямабуси, горные аскеты, которые использовали экстремальные испытания, чтобы среди прочего испытать себя, усовершенствовать свою личную практику и достичь просветления или озарения в отношении чего-то. Без должной подготовки пройти этот путь было невероятно трудно. Видимо, за многие годы духовной практики и обучения боевым искусствам Усуи подготовился к этому испытанию. На мемориальном камне написано, что «он внезапно почувствовал над своей головой одно большое Рэйки и достиг просветления. Так он получил Рэйки рёхо. Затем он испытал свою методику на себе, а также экспериментировал с членами своей семьи. Эффект возникал незамедлительно».
Несмотря на то что свое общество Усуи учредил спустя месяц после пережитого на горе Курама-яма, можно предположить, что он учил и до этого момента. В «Сборнике материалов по Рэйки» сказано: «Божественное вдохновение является обязательным для основателя любого японского искусства». Следует ли из этого, что вышеописанное — выдумка для придания достоверности учению Усуи? Скорее всего, мы так и не узнаем, что произошло на той горе, но во многих отношениях это мало что меняет.
Учения Усуи были эффективны до его подвижничества на протяжении двадцати одного дня. Возможно, со временем они стали еще более эффективными благодаря опыту откровения. Но этого могло и не произойти. В любом случае его техники до сих пор используются, хотя с того времени прошло уже больше века, и они помогли тысячам людей. Значит, они дают что-то очень важное, ценное, поэтому нам стоит сохранять их и передавать потомкам.
В 1923 году случилось Великое землетрясение Канто. Тогда сильно пострадали Токио и Иокогама. По оценкам ученых, погибли сто тысяч человек, и еще сорок тысяч попали в списки пропавших без вести. Сотни тысяч людей остались без крова. Текст на мемориальном камне Усуи гласит, что он «каждое утро выходил из дома в город, спас и вылечил огромное число людей, если коротко сказать о работе, которую он проделал, оказывая людям помощь в чрезвычайной ситуации».
В 1925 году Усуи перенес свою клинику и дом в новое место, в Накано, которое выбрал с помощью гадания. Усуи ездил по всей Японии, давая уроки и проводя целебные сеансы. Общее число его учеников превышало две тысячи человек. 9 марта 1926 года, во время путешествия по Фукуяме, у мастера случился инсульт, и он скончался. В феврале следующего года ученики Усуи установили в его честь мемориальный камень в храме Сайхо-дзи в токийском районе Сугинами.
Микао Усуи был женат на женщине по имени Садако, её девичья фамилия была Судзуки. У них было двое детей, дочь Тосико и сын Фудзи. Тсико умерла в возрасте 22 лет, Фудзи продолжил дело своего отца и стал впоследствии мастером Рэйки. Фудзи умер в 1945 году, в возрасте 39 лет.
Микао Усуи завещал своим последователям учение о том, что Рэйки Риохо – это путь сострадания и мудрости, что это путь достижения гармонии и счастья.