Он стал символом оттепели, идеальным лицом для международной рекламы социализма новой волны. Кем был Валерий Воронин: гением футбола или успешным продуктом советского пиара, спорят до сих пор. Скорее всего, и тем, и другим.
Его лицо не сходило со страниц газет, как отечественных, так и зарубежных. Воронин легко шел на контакт с журналистами, охотно давал интервью, что в кругу футболистов редкость.
Но и спортивные достижения Валерия довольно красноречивы.
В составе московского “Торпедо” дважды чемпион СССР и обладатель Кубка страны. В составе сборной СССР - бронзовый призер чемпионата мира и серебряный призер Кубка Европы.
Сам по себе Воронин дважды был признан лучшим футболистом СССР и дважды входил в десятку лучших футболистов Европы.
В 1964 году Воронин вместе с Яшиным удостоились футбольного Оскара.
Валерий Воронин легко взлетел на невероятную высоту, а затем долго и мучительно падал с нее.
Как писал приятель Воронина журналист Александр Нилин: “Пожалуй, ни у кого из прощавшихся с Валерием на кладбище не повернулся язык прилюдно погоревать о преждевременности кончины.
Правда, никто и не сказал вслух то, что у каждого вертелось на языке: “Отмучился”.
С середины 50-х годов футбольная команда “Торпедо” набирала невероятную мощь. Она стояла на пороге своего самого звездного за советскую эпоху десятилетия часа. Команда стремительно молодела и перенимала самые прогрессивные в мире приемы игры.
Тогда лидерами команды были 19-летний Эдуард Стрельцов и 21-летний Валентин Иванов.
Эти двое тогда не только подтягивали команду до высочайшего уровня, но и создавали в ней особую атмосферу - дружную, свободную и не зацикленную на спортивном режиме. Тренером этой неформальной команды был жаждущий перемен Константин Бесков. Он без тени сомнения убирал из “Торпедо” возрастных игроков, чем вызывал недовольство многих.
Валерий Воронин попал в команду, будучи 16-летним юношей. И, конечно, пока не в основной состав.
Как говорил сам Воронин: “Я попал в Торпедо через забор”.
Его отец был очень хорошо знаком с Константином Бесковым. Одессит Иван Воронин был веселым, бойким человеком. Он осознавал привлекательность славы и знал цену нужным связям. Работал заведующим продуктовым магазином в писательском дачном поселке Переделкино. Не без удовольствия общался с кумирами публики и частенько заговаривал о том, что его сыну тоже не мешало бы прославиться. Только Валера выбрал не поэзию, а футбол.
В 13 лет записался в футбольную секцию завода “Каучук”. А позже его отец, узнав, что Торпедо возглавил Бесков, с которым они когда-то были сослуживцами, сделал судьбоносный звонок.
Для того чтобы выходить на поле с такими гигантами, как Стрельцов и Иванов, надо было попотеть. Воронин делал это с удовольствием. Он оставался на поле и после тренировок, оттачивая приемы.
10 июля 1958 года Воронин дебютировал в основном составе Торпедо в матче против ЦСКА.
Это произошло через две недели после того, как команда лишилась своего лидера Эдуарда Стрельцова.
Команда Торпедо была ослаблена. Позиция одного из лидеров свободна.
Сказать, что в основном составе появился Воронин и сразу спас команду, никак нельзя.
В 1958 году без Стрельцова на чемпионате страны команда опустилась с прошлогоднего второго места на седьмое. В 1959 году сумела подняться до пятого.
Только в 1960 году Валерий, набравшись опыта, окончательно утвердился в составе.
Чемпионат СССР 1960 года закончился абсолютным триумфом Торпедо. Тренером Торпедо тогда был сменивший Бескова Виктор Маслов.
Тогда же Воронина и Маношина ввели в сборную СССР на замену возрастных полузащитников Игоря Нетто и Юрия Войнова. В составе сборной Воронин сыграл более 60 матчей, что было сопоставимо только с долгожительством вратаря Льва Яшина в команде СССР.
Не случайно эти двое были самыми известными советскими футболистами. И кто знает, как сложилась бы судьба вратаря, если бы не Воронин. В четвертьфинале мирового чемпионата Лев Яшин пропустил два нелепых гола, и матч с Чили был проигран.
Советский спорт работал по системе поиска виноватых и их отлучения. Каково же было удивление спортивных функционеров, когда Валерий Воронин по собственной воле взял вину за один из пропущенных мячей на себя.
Воронин был человеком с очень сильным командным чувством.
В 1962 году, когда произошла история с Яшиным, в жизни Валерия многое изменилось. Он действительно был недоволен своим выступлением на чемпионате мира в Чили. Хотя специалисты оценили его игру иначе. И по итогам этого чемпионата единственного из нашей команды включили в сборную мира по футболу. А это наивысшее признание.
Но Воронин говорил тогда, что в какой-то момент силы просто покинули его. И этому было объяснение. В том 1962 году Воронин похоронил любимого отца. Подвести Воронина могло только тяжелое душевное состояние. Ведь в искусстве игры 23-летний футболист уже стал настоящим мастером.
Сначала Валерий Воронин искренне сопротивлялся всевозможным соблазнам, посвящая свою жизнь исключительно футболу. Но, увы. Он не оказался тем железным человеком, который смог пройти без моральных потерь сквозь медные трубы.
Чем выше поднимался на футбольный Олимп Валерий Воронин, тем больше в его жизни становилось вина и женщин. Сопротивляться этому он не мог. Футбол в стране и в мире был популярен настолько, что спортсменам не надо было гоняться за удовольствием. Удовольствия сами гонялись за спортсменами.
За границей соблазнов оказывалось еще больше. Тем более у Валерия Воронина, от красоты которого женщины просто задыхались. А бомонд Валерий любил. Но заграничные любовные приключения грозили серьезными последствиями. Статусом невыездного.
У советского спортсмена, выступающего на международной арене, должна быть образцовая семья.
Валерий Воронин женился на солистке ансамбля “Березка” Валентине Птициной. Она была не менее стильной и точеной блондинкой.
Сколько же девушек тогда хотели оказаться на месте Валентины Птициной. Это была очень красивая пара.
Внешне все выглядело очень радужно. Родились дети: сын, а затем дочь. И жили в достатке. Была своя машина. В 60-е это был показатель.
Никто, кроме близких, не мог знать, как раздражала Валентину одержимая влюбленность мужа в Софи Лорен и его бесплодные попытки привлечь к себе внимание звезды итальянского кино или его внезапные исчезновения по зову светской жизни.
Он мечтал очень широко и честолюбиво: Полюбить - так Софи Лорен, победить - так Пеле.
Удивительно, что светская жизнь никак не отражалась на его спортивных успехах. Он мог быстро привести себя в идеальную форму даже после загульной ночи.
В 1964 году сборная СССР стала серебряным призером чемпионата Европы. После этих соревнований Воронина назвали лучшим футболистом СССР и включили в десятку лучших футболистов мира.
Матч с бразильской сборной был намечен на 4 июля 1965 года. Лужники ломились от количества пришедших на матч.
Воронин был одержим идеей свергнуть короля футбола Пеле с престола. Он изучал каждое его движение, каждый маневр, без конца смотрел пленки с его игрой.
Нескольким знакомым перед игрой он заявил: “Вот увидите, матч будет неинтересным. Пеле там не будет. Я выключу его из игры”.
Но этим угрозам не суждено было осуществиться. Пеле забил в наши ворота два гола.
После игры Валерий сказал: “Я не мог ничего сделать против него”.
Так Валерий Воронин своих самых честолюбивых планов и не осуществил. Встретившаяся ему однажды в реальной жизни Софи Лорен на Воронина даже не взглянула.
А Пеле и после состязания с Ворониным остался тем же непобедимым. Но все это лишь эпизоды в жизни Валерия Воронина.
Достижения, с которыми Валерий и футболисты тех лет войдут в историю, скоро должны случиться.
В 1966 году в Англии наши футболисты были награждены бронзой.
С тех пор прошло полвека, но успех этой сборной в нашей стране больше никто не повторил. Эти награды пока так и остаются единственными завоеванными на главном футбольном состязании мира. Награды тогда вручала сама королева Англии.
То, что начало происходить с Ворониным дальше, каждый оценивает по-своему. Кто-то считает, что он не выдержал звездности и вседозволенности. Кто-то списывает все на его характер. Бесшабашный и праздничный.
В самый разгар чемпионата в СССР произошел из ряда вон выходящий случай. Накануне матча с Динамо торпедовец Воронин просто исчез. Искали его несколько дней. За это время торпедовцы динамовцам проиграли. В тот год вообще команда Торпедо скатилась на 12-е место.
Как выяснилось потом, Валера поехал во Внуково за выпивкой, а в итоге оказался на пляже в Сочи. Очевидно, что большего достичь в спорте Воронин уже не стремился, а просто пользовался достигнутым.
В команде уже привыкли к его появлениям и исчезновениям, а терпели только потому, что играл он по-прежнему виртуозно.
Летом 1968 года Воронин в очередной раз решил внезапно “исчезнуть” во время сборов. Погнал на своей Волге за автобусом, в котором ехали новообретенные после очередной вечеринки друзья-подруги из чешской делегации.
За рулем он уснул, и на полной скорости его Волга врезалась в автокран. Подоспевшим к месту происшествия милиционерам предстала жуткая картина. Машина была всмятку.
Когда из кармана Валерия Воронина вытащили удостоверения, сотрудники ДПС сразу поняли, кто это. Один из милиционеров тут же сообщил на центральный пульт с указанием позвонить на завод имени Лихачева и сказать, что их футболист Валерий Воронин погиб. Пусть приезжают и забирают.
Валерий Воронин действительно умер. Перенес клиническую смерть. Его сумели реанимировать, но из небытия вернулся уже другой человек. Больше всего пострадало еще недавно безупречно красивое лицо Валерия.
Теперь оно осталось практически без челюсти. Хирурги потом восстановили все, что могли, но былая красота осталась только на старых фотографиях. Тогда ему предлагали сделать пластическую операцию за рубежом, но страна не отпустила.
Конечно, Воронин не был бы знаменитым футболистом, если бы не боролся. Он боролся. Реабилитировавшись, снова начал тренироваться. Снова вошел в состав команды.
В мае 1969 года на матче с динамовцами имя Валерия Воронина объявили в основном составе. В ворота соперников, где стоял Лев Яшин, Воронин забил шикарный гол.
Потом были срывы и срывы. Иного выхода, кроме как распрощаться с губящим свою жизнь футболистом, у тренера Валентина Иванова не было.
Но погубила футболиста не авария на шоссе. Он больше не устраивал бесшабашных сюрпризов. Он просто пил. Стал ходить по квартирам к бывшим друзьям. То хотел выпить, то просил денег. Ему никто не отказывал, но ему говорили: “Валера, милый, не надо. Ради Бога”.
Ему было впереди отпущено больше жизни, чем те 11 лет, что он прожил в большом спорте. Но описать его можно одним словом - падение.
Падение, которое длилось 15 лет. Сначала разрушилась семья, и никто Валентину Птицину за это не осудил. Жизнь женщины тоже была сломана. Нужда заставила ее убирать лестничные клетки. Вскоре она умерла.
Воронин еще долгие годы ходил по питейным заведениям, рассказывая случайным собутыльникам про прошлые победы. Пытался следить за футболом, но без билета его уже не пускали на стадионы, а покупать билет было не на что.
Друзья из артистического мира испарились в одночасье. Постепенно устали и друзья из мира футбольного.
Майским утром 1984 года 44-летнего Валерия Воронина нашли с сильно травмированной головой у Варшавских бань. До установления личности в рапорте написали: “Бомж”. Позже выяснилось, что сильный удар по голове он получил тяжелой пивной кружкой.
“Отмучился”. Теперь уже об этом можно сказать вслух. К счастью, того Валерия Воронина, о смерти которого трудно горевать, никто не помнит.
На старых фотографиях и записях кинопленки остался только другой Валера Воронин. Красивый, взлетающий в прыжке.
Тот, чья утрата была бы большой потерей не только для советского футбола, но и для целой эпохи.
Дорогие читатели. Благодарю за внимание. Желаю мирного неба над головой, счастья, здоровья. С уважением к вам.