Нужны ли для маркетплейсов. В чем разница. Нужны ли вообще. На какие товары. Как накажут без них.
Было очень много вопросов на эту тему. Целесообразнее собрать все ответы в одну статью, раз тема настолько актуальна.
В статье очень много ссылок на официальные документы. Не рвитесь их сразу читать. Сначала прочтите саму статью. Я привожу ссылки больше в доказательство своих слов. Но если после прочтения статьи у вас возникнет потребность какую-то часть вопроса изучить более тщательно, то все ссылки будут у вас под рукой.
Если честно, я не совсем понимала, откуда у этой проблемы ноги растут. То есть почему вообще возникает столько вопросов. Может быть при регистрации в роли ИП или самозанятого, или при регистрации на маркетплейсах есть какое-то напоминание об этом? Вбила самый простой запрос в поисковик и обалдела!😱😱😱
Оказывается, у нас в стране понаоткрывалась туча контор, которые обещают за "очень смешные деньги" сертифицировать вашу продукцию. У большинства этих контор сертификация для маркетплейсов выделена в отдельную категорию.
Вот вам скрин-пример. Специально не отрезала название конторы и сайта. Жёлтым выделила то, что НЕ соответствует действительности.
Дата блока - 1 октября 2023 года. Как раз с этого времени на маркетплейсах стали вводить возможность штрафов за неправильные коды ТН ВЭД (Товарной Номенклатуры ВнешнеЭкономической Деятельности) в карточках товаров. И совершенно неважно, что это поле добавилось совсем недавно, и что не только к новым добавляемым товарам, но и уже давно существующим и продающимся, и что значения в нём автозаполнились какой-то фигнёй...
Вот тут рассказывала подробно, вдруг кому интересно
Короче, делаем мы быстрее, чем думаем. А то кто-то заберёт наши 100500 мильёнов 🤬
В итоге, если человек решил что-то производить и продавать в роли самозанятого и полез в инет за информацией, то он в любом случае наткнётся на тему с сертификатами. И будет искать адекватного объяснения. А его нет! Краткого и понятного. Есть только множество демпингующих "центров сертификации", законодательство страны, в котором нет чётко прописанной информации на эту тему и госструктуры, "отфутболивающие" вопросы граждан обращаться к кому-то другому. Моя хата с краю...
Давайте разбираться вместе
Но с самого начала я хочу напомнить, что не смотря на то, что у нас большая страна с многовековой историей, традициями, развитыми структурами и кучей законов... Никто нигде, даже на самом верху, не может полностью исключить из уравнения человеческий фактор!
Зачем я это написала? Чтобы вы понимали, что мысли и комментарии типа "у меня друг-брат-сват работает в налоговой/администрации/центре сертификации, он мне объяснил, поэтому я знаю лучше всех" под этой статьёй не прокатят. Чтобы разобраться в каком-то вопросе, лезем исключительно на официальные сайты, читаем внимательно Законы. Не понятно что-то - обращаемся за официальным объяснением через установленные формы обратной связи к этим же официальным источникам.
За пояснениями к трактовке того или иного Закона к Правительству или Министерствам обращаются и сами государственные органы и организации. Это стандартная практика.
У меня тоже, знаете ли, есть родственница в налоговой... Так вот я её ни о чём не спрашиваю! Не доверяю 😑🙄
САМОЗАНЯТОСТЬ В РОССИИ
- С 1 июля 2017 года люди, получающие доход от трудовой деятельности НЕ по трудовому договору, получили право официально легализовать свой доход (не с самого начала, пока всё придумывали и узаконивали) и зарегистрироваться в качестве самозанятых.
Государству - плюс в дополнительном притоке налогов, самозанятым - в официальном подтверждении доходов. Это отдельная тема, не зацикливаемся.
- С 1 января 2019 года вступил в силу новый налоговый режим НПД - налог на профессиональный доход, разработанный и узаконенный 27 ноября 2018 года - Закон 422 ФЗ. Были ограничения по видам деятельности и регионам.
- С 1 января 2020 года география действия Закона расширилась. За июль 2020 года география разрослась до масштабов всей страны.
В Законе очень понятно и кратко (что странно 😂) прописано, чем НЕ может заниматься самозанятый и другие ограничения: по годовому доходу, наёмному персоналу и т.п.
ЧТО ТАКОЕ СЕРТИФИКАТ И ДЕКЛАРАЦИЯ СООТВЕТСТВИЯ? В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Они нужны в качестве доказательств, что какая-то продукция производится по ГОСТам или согласно определённым нормам, какая-то безопасна для детей, какой-то присвоен класс опасности, влияющий на правила перевозки и т.п.
Вместо тысячи слов... 30 слов 😁 Два скрина ниже с выделенными красными блоками: вопрос и ответ. Читайте.
А теперь, внимание, оба списка продукции есть в официальном Постановлении Правительства РФ от 23 декабря 2021 года N 2425 Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467
Сертификат и Декларация соответствия - это два разных документа, оба имеющие юридическую силу.
Декларация соответствия - это заявление производителя о качестве и безопасности изделий. Документ никто не выдаёт, заполняется бланк и регистрируется в Росаккредитации.
Это не вольное сочинение, составлять заявление нужно согласно Приказу Министерства Промышленности и Торговли РФ от 28.10.2020 г. № 3726. "Об утверждении формы декларации о соответствии".
Почему же тогда сайты предлагают сделать её для вас? Да очень просто: они вам вопросы по пунктам будут зачитывать, записывать ваши ответы, потом за вас составят заявление, вы его своей электронной подписью подпишете и отправите. Ну, или они отправят. All inclusive 😂
Такая же, кстати, история с регистрацией товарного знака. Самому зарегать - стоит 36 тысяч. Через какую-то компанию - ещё 36. А по факту, вы всё равно всё делаете сами. Но это уже другая тема.
Сертификат о соответствии получить можно только в аккредитованном центре. Их полный список вот тут. Для его получения нужны проверки и всякой вашей внутренней документации, и самого товара, иногда даже испытания товара.
И сертификат, и декларация подтверждают факт того, что ваш товар произведён согласно Техническому регламенту. Их много. Все они есть на официальном сайте Росстандарта.
❗ Требования техрегламента обязательны только для юрлиц и ИП. Физлица, в том числе самозанятые, соблюдать его не должны. Ну, просто потому, что это практически никогда не возможно.
Помимо сертификата и декларации есть ещё Государственная регистрация. Это гораздо труднее. Ей подлежат в обязательном порядке некоторые виды продукции, к которым предъявляются повышенные требования по качеству и безопасности. Госрегистрацией занимается исключительно РосПотребНадзор. Обязательна госрегистрация для товаров, перечисленных в некоторых конкретных технических регламентах. Например, в ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» - там практически вся возможная продукция для детей.
Чтобы вы прикинули "масштаб трагедии" - история из нашей работы.
Есть один заказчик, который серийно производит кое-какие детские наборы для творчества. И заказывает у нас ту часть наборов, которая производится из фанеры. Это просто фанерные кружочки небольшого диаметра. Но вырезанные из определённой ГОСТовской фанеры, тщательно отшлифованные и отполированные специальным образом, чтобы были не только пригодны для использования, но и могли пройти обязательную сертификацию.
Заказы от него всегда большие, но не всегда периодичные. То есть человек заказывает много и обращается снова, когда актуально. То есть нет определённого плана продаж, которого получается придерживаться. Ну, что делать. Время нынче такое: напланировал одно - получилось на выходе совсем другое.
Так вот на каждый заказ оформляется сертификат о соответствии. И так как не ясно, на какой период он нужен, то оформляется на самый короткий срок для серийного производства - на год. Последний раз, в 2023 году, сертификат стоил 70 000 рублей. Это только на часть продукции, которая нас касается. Но на все остальные составляющие наборов он тоже делает сертификаты. Поэтому чтобы реализовывать итоговый детский товар надо нехило так вложиться.
Именно по этой причине мы с мужем сразу отмели возможность массового производства любых товаров для детей.
Существует ещё одна бумажка, которую могут запросить - отказное письмо (история об этом из личного опыта будет чуть ниже).
У многих тех же организаций, которые выдают сертификаты, есть такая услуга - "Оформление отказного письма", стоит ОТ 3000 рублей. Это такой док, в котором написано, что сертификат или декларация на этот товар НЕ нужна. Но с точки зрения российского законодательства выдача отказных писем этими организациями бизнесменами НЕ ЛЕГИТИМНА. Об этом подробно с указанием законов написано вот тут.
Раньше отказные письма выдавал ВНИИС (всероссийский научно-исследовательский институт сертификации), но его упразднили. Некоторое время назад этим занимался Минпромторг, но потом снял с себя эти обязанности... И за дело взялись организации, занимающиеся оформлением сертификатов, которые имеют право только выдавать ОТКАЗ в предоставлении сертификата по причине его ненадобности, то есть отрицательные решения.
Звучит похоже, но оформляется по-разному. А вам потом это 18-летней девочке из техподдержки объяснять 😂😂😂🙈
Вот тут, кстати, есть перечень товаров, которые НЕ подлежат обязательной сертификации и декларированию. Это не какой-то новый или отдельный список. Он составлен на основании всех озвученных и прописанных ограничительных списков.
КТО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ СЕРТИФИКАТ ИЛИ ДЕКЛАРАЦИЮ СООТВЕТСТВИЯ
Самозанятый - это физическое лицо.
Индивидуальный предприниматель - юридическое.
Происходит некоторая путаница и подмена понятий из-за того, что самозанятость отождествляется с НПД. Потому что у самозанятого нет возможности выбора налогового режима. Становясь самозанятым, вы становитесь плательщиком Налога на Профессиональный Доход.
Но на налоговый режим НПД может перейти и Индивидуальный Предприниматель. Поэтому частенько слышно фразы типа "ИП стал самозанятым". Некоторые понимают, что речь только о том, что ИП стал плательщиком НПД, а некоторые нет.
Нет такого понятия как "самозанятый ИП"! Единственно верное - ИП на НПД.
❗ Так вот самозанятый-физлицо НЕ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ сертификат или декларацию соответствия. За ними может обратиться в специализированные центры ТОЛЬКО ИП. Всякие там ООО и прочие тоже, естественно, просто статья не про них. Но для ИП всё равно получить сертификат труднее, так как он подразумевает при производстве соблюдение установленных норм и регламентов, что не реально в условиях домашнего микропроизводства.
Единственная возможность для самозанятого получить сертификат или декларацию о соответствии - это реализовывать свой товар через ИП или компанию, которая сделает его на себя. Ну, то есть на товар, который они у вас закупят и будут перепродавать. Но в документе-то будет указан именно ваш товар.
Сейчас к ИП обращаюсь, которые перепродают товары самозанятых. Вся ответственность за качество товаров лежит исключительно на вас. Если возникнут вопросы или претензии к товару, то отвечать на это обязаны вы, но никак не самозанятый-производитель этих товаров. Это если по Закону РФ, а не по законам джунглей 😆
Если меня читают те, кто планирует заняться торговлей по схеме "купи-продай" (только в роли ИП, естественно), а товары хотят закупать за границей, то вот какой важный момент: вы не можете ввезти в страну партию товара без документов. Если производитель, у кого вы решили затариться, занимается крупным/средним оптом, то, наверняка, о документах уже позаботились. Но если вы нашли для своего бизнеса небольшого интересного поставщика, то велика вероятность, что вам придется ввозить несколько тестовых товаров, проводить исследования в независимой лаборатории и с полученным от них протоколом исследований получать разрешительные документы в Росаккредитации.
СЕРТИФИКАЦИЯ И МАРКИРОВКА. "ЧЕСТНЫЙ ЗНАК", ЕГАИС, МЕРКУРИЙ И ДМДК
Самозанятые НЕ регистрируют товары в этих системах. Туда пустят, начиная с ИП. Регистрируемые в этих системах товары все с документами.
❗ Это не значит, что самозанятый будет варить пивас и продавать без регистрации в ЕГАИС. Это значит, что он не имеет официального права продавать пиво собственного производства.
Маркировка - уникальные контрольно-идентификационные знаки (КиЗ), которыми производители и импортёры снабжают продукцию. КиЗ создают только в Центре развития перспективных технологий, едином операторе маркировки.
ДМДК - это ювелирка.
ЕГАИС - это алкоголь.
Меркурий - это продукция
- птицефабрик;
- мясокомбинатов;
- молокозаводов;
- производителей морепродуктов
Товары, регистрируемые в системе "ЧЕСТНЫЙ ЗНАК"
- табачная продукция;
- парфюм и туалетная вода;
- трикотажные изделия;
- шины для автотранспорта;
- куртки и другая верхняя одежда;
- обувь;
- видео- и фотоаппаратура.
Эти системы созданы для контроля за движением и оборотом некоторых товаров. Работают примерно по одной схеме:
- Производители маркируют товар, вводят в оборот, регистрируют в системах;
- Поставщики и импортёры принимают товар, сверяют коды, указывают в системах дату принятия на реализацию и дату продажи;
- Розничные сети принимают товар на реализацию, сверяют коды и указывают в системах дату продажи = дату вывода из оборота.
Нарушение на каком-либо этапе влечёт за собой штраф от 5 до 500 тысяч рублей. В зависимости от всех нюансов: на каком этапе, какая продукция, кто накосячил и т.п.
Если был зафиксированный факт вреда здоровью, то штрафы утраиваются.
Если производитель глобально накосячил в особо крупных финансовых размерах, то ко всему прочему добавляется вероятность лишения свободы на срок до 5 лет.
Что получается? Я вам рассказала про сертификаты, декларации, про программы для маркировки... Для общего развития что ли? Ведь всё это самозанятым не доступно.
Во всяких технических регламентах или списках товаров для обязательной маркировки, если порыться, можно найти вообще всё, что угодно!
Шьёте детскую одежду или мастерите игрушки? Требования указаны в ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Или, например, в ГОСТе 25779-90 на 36-и страницах
Печёте торты? ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"
Мыло авторское создаёте? ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции"
Но если вы нашли свой товар в каком-то списке, это совершенно не значит, что эта информация для вас.
Из-за недостатка информации самозанятые и те, кто планирует зарегистрироваться в этом качестве, разделились на три категории:
- Те, кто задумался, и боится штрафов и блокировок, уверенный в том, что что-то да нарушает;
- Те, кто задумался, но склоняется к версии, что вроде как это его не касается.
Что делать, когда ты запутался и "поплыл" в огромном количестве Законов, регламентов, документов, разъяснений?
Обращаться к первоисточнику
В нашем случае первоисточник - это всё тот же Закон 422 ФЗ. Вчитайтесь просто в его название: "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»". Это закон НЕ о самозанятых. Это закон о новом налоговом режиме.
То, что вы становитесь самозанятым означает, что вы добровольно сообщаете государству о том, что что-то производите и продаёте Это. О том, что делаете деньги не втихаря и готовы платить процент от своей прибыли государству в форме ежемесячного налога за то, что осуществляете деятельность на его территории с его резидентами.
Но система налогообложения для самозанятых только одна - НПД. Поэтому если вы становитесь плательщиком НПД, вы НЕ можете по Закону продавать подакцизные и товары, которые подлежат обязательной маркировке, добывать и реализовывать полезные ископаемые (ну, и далее по списку... но нам интересны в рамках статьи только эти три пункта).
❗ Читаем внимательно: самозанятые не могут продавать выше описанные (две ссылки в абзаце выше) товары, не могут получить сертификаты и декларации о соответствии, не могут присоединиться к системам маркировки.
Как же тогда работать самозанятым?
КАК САМОЗАНЯТЫМ ТОРГОВАТЬ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ
Рассмотрю этот пункт на примере Озон. Потому что его знаю лучше остальных, да и они всё равно всё друг за дружкой копируют.
Небольшая ремарка к данному блоку: у нас с мужем на двоих столярная мастерская. Он - ИП, я - самозанятая. Основную часть товаров делает он. Есть товары, к производству которых прикладываем руку мы оба. Есть немного товаров, которые мастерю только я. Свою продукцию мы реализуем и через собственный сайт, и через авито, и на маркетплейсах.
У нас с ним три магазина на Озон. Как звучит-то... 😂🙈 Два магазина - на ИП, один магазин - на самозанятого.
Просто заходим в базу знаний ОЗОН и читаем про самозанятых
Если вы регистрируетесь на Озон в роли самозанятого, то те категории товаров, которые запрещено продавать (список на скрине) просто-напросто вам не доступны.
Выглядит это вот так
Видите "замочки" напротив некоторых категорий? Маркетплейс сам позаботился о том, чтобы "соблюдался Закон". 😏 Обратите внимание на то, что замочков нет напротив категорий "обувь", "одежда" и "красота и гигиена". Когда раскрываешь эти категории, в подкатегориях у них тоже нет замочков.
И можно было бы подумать, что это так потому, что ИП на НПД могут себе позволить официальные документы и маркировки... Но это скрин из моего личного кабинета. А я только самозанятая.
Эти категории слишком интересны для самозанятых. Очень многие работают именно на этих поприщах. Поэтому закрывать себе денежный кран Озон не собирается. Категории оставил открытыми, и некоторые послабления связал с тем, что в таких категориях есть подкатегории со словом "авторское". Предполагается, что любой труд самозанятого - авторский. И Озон очень ревностно относится ко всему, что вы пишете в названии и описании товара именно со словом "авторский". Например, если у вас это слово в названии товара, то Озон не пропустит товар в категорию, в которой не будет этого же слова в названии. Машина не пропусти, которая проводит первую модерацию. А модератор, который присоединится к процессу проверки товара после второй попытки сохранения, вас задолбает. Вам придется согласится с категорией или менять название.
Но на предыдущем скрине в последнем предложении написано, что если Озон заметит ваши нарушения в других категориях, то заблокирует карточки товаров. Уверяю вас, это только на первый раз будет просто блокировка. Потом будет штраф и блокировка всего кабинета.
Какие это могут быть нарушения? Например, вы разместили товар не собственного производства. Или нарушили авторское право. Или продаёте опасный товар без указания класса опасности (есть такой пункт в карточке товара). И другие.
Вот тут есть списки всего, что можно и что нельзя.
Получается, как с Федеральным, региональным и муниципальным управлениями. Есть Закон, есть поправки в регионах, есть правила конкретной площадки, куда вы пришли продать плоды своего творчества. Нужно следовать всем правилам, на всех трёх уровнях. Хотя у нас в стране нередко бывает, что, казалось бы, одна и та же тема, но противоречит сама себе на трёх уровнях 😂
Таким образом, продавая на маркетплейсе, например, игрушки собственного производства, вы НЕ нарушаете Закон. Ни 422-й, ни любой другой. И НЕ нарушаете внутренние правила площадки.
Но это совершенно НЕ значит, что вы не делаете какую-то опасную хрень, которая может навредить. Тьфу-тьфу-тьфу, конечно.
Я уже молчу про эстетическую составляющую. Она-то почти всегда понятна по фото, описанию товара и отзывам в карточке.
И в этой ситуации - как повезёт. Нарвётесь на "странного покупателя" (меня мама учила не материться 😎) - он может запросить у вас сертификат. Почему? Просто потому, что может. Потому что ему "взбрендило". Потому что он знает свои права, а в ст.10 Закона "О защите прав потребителей" написано, что
"Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение"
И ни ему, ни маркетплейсам (всем тем людям, работающим на Озон, которым вы будете пытаться объяснить) не известно, что в этом Законе ни слова нет о самозанятых.
А ещё покупатели могут "размахивать" пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства от 19.01.1998 г. № 55, который тоже к самозанятым никак не имеет отношения.
Мы же любим выцепить кусок из Закона, который подходит в качестве аргументного аргумента... 🙁🤔
Маркету важнее их репутация нежели 300 рублей комиссионных, которые они получат с вашей продажи. Поэтому они будут на стороне покупателя.
Помимо всего прочего сам маркетплейс иногда делает странные телодвижения 🤔История из моей работы с Яндекс Маркетом про отказное письмо
Я, к сожалению, не могу в этой истории предоставить никаких пруфов, ибо вся эта "замечательная" переписка с техподдержкой благополучно удаляется вообще, напрочь, отовсюду, в т.ч. и с их серверов по истечении 30 дней. Придётся вам поверить мне на слово 😜
На Яндекс Маркете при добавлении нового товара год назад была очень трудная ситуация с категорией размещения. Ты в чистенькой карточке товара добавлял название и описание, а по ним робот сам подтягивал наиболее подходящую категорию для товара. Но, как это обычно бывает в работе роботов, у них беда с абстрактным мышлением, чувством юмора и чтением дальше первого предложения.
Я размещала товар "Новогодние кольца для салфеток", а робот запихал его в кухонный текстиль. Который нужно маркировать. Я увидела, что категория не верная, пыталась её поменять обращением в техподдержку. Просто потому, что люблю, когда всё правильно. Я бодалась-бодалась, долго, ничего не получилось, я устала и забила. Потому что верной категории, подходящей, на тот момент НЕ БЫЛО вообще, да и важности особой не было, кроме проблем с поиском этого товара покупателями через каталог Маркета. Через поисковый запрос нормально искалось, а через каталог - не видно было.
Спустя какое-то время добавили это злополучное поле "Код ТН ВЭД", которое на существующих товарах автозаполнилось согласно НЕ верной категории и туда попал код, по которому система обозначила мой товар, как обязательный к сертификации. И работники Я.Маркета стали требовать с меня сначала сертификат соответствия, а потом (когда "достучалась" до более-менее адекватного техподдержщика 🙃) отказное письмо. А я объясняла: "Э, товарищ, ну, какое отказное письмо, если вы изначально накосячили сами и разместили товар не в той категории?!". В той переписке бодались они со мной, а не я с ними. И у них тоже ничего не получилось 😂😆
Но это только на Я.Маркете. Так как они в стадии активного развития, и у них не было прописано той инфы, которую я вам на скринах ниже покажу про Озон. В общем, все дружно забили, и перестали капать на мозги. А потом, когда маркетплейс навводил много новых категорий, они просто молча перенесли мой товар из неверной в категорию "предметы сервировки", а там с меня требовать маркетплейс ничего от себя не будет.
Кстати, я не быдлила с Яндекс Маркетом и даже пыталась всё нормально выяснить на тему отказных писем. Информации, даже год назад, было гораздо меньше. И где-то я увидела, что отказное письмо можно оформить через Роспотребнадзор. Я написала им через форму на официальном сайте, а они мне ответили на почту спустя пару месяцев... 😂
Я уже писала выше про законность отказных писем и про барыг, наваривающихся благодаря пробелам в законодательной базе и поссыкивающим маркетплейсам... Но так как мы - продавцы на маркетплейсе, а у них установлены правила, нарушение которых нам не по карману, то руководствуемся их правилами, за неимением наставлений свыше 😆
А вот по этой ссылке небольшой кусочек из Договора про самозанятых. Суть в том, что маркетплейс закрыл не доступные разделы для самозанятых. Но вообще-то за соблюдение 422 Закона каждый самозанятый продавец отвечает лично. Маркеплейс не несёт никакой ответственности. И как только найдёт какое-то нарушение, то разорвёт с вами договор.
Подлинность сертификата, декларации или госрегистрации легко проверить по номерам на документах. Подлинность отказного письма проверить нельзя, так как это просто разъяснительный документ. Поэтому чтобы снять с себя груз ответственности и проблем, маркеты требуют от отказных писем только одно - они должны быть оформлены через те же аккредитованные организации.
Если попадётся кто-то, недовольный вашей продукцией, достаточно настырный, чтобы написывать кляузы всем подряд, то кого-то из списка может накалить настолько, что они сделают запрос документа, подтверждающего качество продукции, или вам напрямую, или вам через маркетплейс, а он - уже вам.
Вот те, кто имеет право спросить с вас:
- Роспотребнадзор - на любую продукцию, которую вы продаете или производите на продажу
- Таможня - если вы занимаетесь импортом
- Росздравнадзор - на медицинские изделия (это самозанятым не грозит)
- Ростехнадзор - на оборудование, машины, механизмы
- Торговые сети, маркетплейсы, оптовые покупатели и дистрибьюторы
- Розничные покупатели
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вы внимательно прочитали статью? Тогда вы должны к этому моменту понимать, что самозанятый может продавать всё, кроме того, что указано в 422 ФЗ. И никакие технические регламенты, ГОСТы, распоряжения и т.п. к самозанятым НЕ относятся.
Кстати, есть у нас такая общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России". Она ещё 4 года назад просила у Минпромторга послаблений для самозанятых и с маркируемыми товарами. Но их "не расслышали", не до них было. Нужно, наверное, ещё разок постучать наверх...
Я порылась в своих знакомых и в знакомых их знакомых и нашла подходящий к статье комментарий. Чтобы дополнить историей из первых уст.
Знакомьтесь, девушка-кондитер Виктория Гоч и её история:
"Изначально я была зарегистрирована в качестве самозанятого. Но когда захотела выйти на Озон, потребовались декларации о соответствии. Пришлось зарегистрировать ИП. Я стала индивидуальным предпринимателем на НПД. Я не плачу ежегодные страховые взносы, не сдаю декларацию в налоговую, а чеки пробиваю в приложении "Мой налог".
Декларацию о соответствии я сразу оформила на леденцы и пряники, которые продаются в моём магазине на маркетплейсе. Раньше Декларацию не загружали заранее, а предъявляли по требованию. За два года работы никто ни о каких документах не спрашивал. А две недели назад декларацию запросил один из покупателей. Я подгрузила её в личном кабинете в разделе "Товары и цены/Сертификаты качества". И теперь под моими товарами есть информация о надлежащем качестве.
Физические магазины для реализации моего товара также в самом начале запрашивают декларации. А ещё часто заказывают для подарков в детские учреждения - они тоже просят ознакомиться с документами качества. Без них никто не работает.
Когда на Озон можно было продавать продукты питания самозанятым, моя коллега вышла туда с продажами. У неё запросили сертификат, но она не смогла его предоставить, так как самозанятым его не выдают. Её магазин заблокировали. Ей пришлось регистрировать ИП, заключать новый договор с Озон и создавать абсолютно новый магазин. На это ушло три месяца до первых продаж в новом магазине.
Сейчас запретили продукты питания самозанятым продавать, обязательно нужно ИП"
"Говорящие" примеры
В статусе самозанятого вы:
- Можете производить и продавать мыло ручной работы и продавать его на маркете, так как НЕ запрещено нигде;
- Можете производить и продавать тортики официально с выдачей чека, сформированного в приложении "Мой налог", но вам закрыт путь на маркетплейс;
- Не можете производить и продавать обувь официально нигде, так как обувь подлежит обязательной маркировке. Вот Озон вам обувь разрешил продавать, а 422 Закон - нет! Так что, если вы самозанятый, 100 раз подумайте, лезть туда или нет. Потому что эти действия подпадают под нарушение единственного подходящего закона.
- Можете производить и продавать детские товары, текстиль и полудрагоценную бижутерию, так как НЕ запрещено нигде.
Но если кто-то где-то специально или ошибочно, со злым умыслом или без, запросит у вас какой-то документ о качестве товара, то вам придётся его сделать, если это возможно. То есть если для конкретного товара достаточно отказного письма. Если запросят документ на товар, для которого нужно делать сертификат или декларацию соответствия, а вы - самозанятый, то вы не сможете сделать это, и маркетплейс расторгнет с вами договор. Вам не дадут времени, чтобы зарегистрироваться в роли ИП и сделать все документы.
Если никто документов не запросит, но просто будет недоволен и пожалуется в какую-то инстанцию, то вам ничего не будет. Потому что ещё не придумали, кто и как должен наказывать 🙈
Получается, что деятельность самозанятых в данный момент регулируется только в сфере налогооблагаемой базы. То есть самозанятого может наказать налоговая за неуплату. Но все остальные государственные институты только пожмут плечами.
На данный момент пожаловаться на аллергию, возникшую после использования авторского мыла, или на пищевое отравление после поедания торта от домашнего кондитера, вы можете куда угодно. Но эти жалобы останутся без решения. Вам просто ответят, что это не в их компетенции. Кому бы вы ни жаловались.
РосПотребНадзор уже несколько раз отвечал на подобные жалобы. И их ответы есть в свободном доступе. Они тоже ничем вам не помогут.
Между прочим, конкретно про кондитерские изделия Роспотребнадзор уже в 2018 году на своём сайте написал официальное предупреждение. Читаем, ржём.
В Законе о защите прав потребителей (даже в его последней редакции августа 2023 г.) "Продавец" трактуется как "организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи". Ну, нет там ни полсловечка о самозанятых. Пока.
Грубо говоря, основная задача Законодательства о самозанятых - само их наличие и рост. Наращивается база. Как только рост замедлится, а количество обращений к различным госструктурам Покупателей, столкнувшихся с недобросовестностью некоторых Продавцов-самозанятых или просто недовольных плодами их работы-творчества, вырастет... Вот тогда наверху задумаются о правках в Закон о защите прав потребителей. Ну, и о создании Законопроекта по регулированию деятельности самозанятых, а также Организации, которая будет всем этим заведовать.
А пока работаем в условиях максимальной неопределённости и недосказанности.