Найти тему
ТОЛК

Итого: чем известен перевозчик, которого связывают с делом вице-мэра Барнаула

Общественный транспорт. Фото: Виталий Барабаш
Общественный транспорт. Фото: Виталий Барабаш

Перевозчик Олег Бесчастный стал фигурантом уголовного дела и находится под подпиской о невыезде. Разбираемся, что известно о работе бизнесмена и какие маршруты он обслуживает

Олег Бесчастный уже более 20 лет работает в сфере пассажироперевозок. За это время он перебрал ряд ходовых маршрутов, засветился в довольно громком скандале, а некоторые горожане весьма активно критикуют работу автобусов предпринимателя. В начале этого года стало известно, что бизнесмен проходит в качестве взяткодателя должностному лицу, а именно заместителю главы администрации Барнаула.

Уголовное дело

Накануне стало известно о задержании чиновника. Его подозревают в получении крупной взятки от одного из предпринимателей Барнаула

О том, что известный перевозчик может быть причастен к громкому делу замруководителя администрации Барнаула по дорожному хозяйству и транспорту, стало известно практически сразу после задержания Антона Шеломенцева. Сначала бизнесмен опроверг эту информацию. О чем заявил в беседе с корреспондентом "Толка", заметив, что находится с вице-мэром "на разных планетах".

Впрочем, на заседании суда Индустриального района Барнаула, в рамках которого избирали меру пресечения Антону Шеломенцеву, фамилия перевозчика Бесчастного, которого подозревают в даче взятки, прозвучала со стороны судьи. Было также сказано, что в отношении Олега Бесчастного расследуется уголовное дело. В настоящее время он находится под подпиской о невыезде.

По официальной версии следствия, будучи председателем комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города, Антон Шеломенцев через посредника (некоего Сергея Щукина) получил от перевозчика взятку в размере 2 млн рублей. Причем источники "Толка" сообщали, что незаконное вознаграждение чиновник мог получить в виде автомобиля.

Собеседник издания сообщил, что его якобы передали чиновнику в 2020 году. Предполагается, что таким образом перевозчик планировал не только обеспечить "общее покровительство" своим предприятиям, но и получать наиболее выгодные маршруты, несмотря на отсутствие автобусов соответствующего уровня.

Маршрутные войны

В практике следователей не часто случается заниматься коррупционными делами сразу двух заместителей главы крупного города

В настоящее время Олег Бесчастный и предприятия, к которым он имеет отношение, обслуживают маршруты №18, 27, 58, 73, 75 и 40. Первые три давно налажены, популярны среди горожан и приносят стабильный доход, отмечают эксперты. Инсайдеры, близкие к дорожно-транспортной отрасли, предположили, что их якобы могли забрать у перевозчиков, которые ранее обслуживали маршруты, создав подходящие условия для передачи Олегу Бесчастному.

Напомним, в 2019 году вокруг маршрутов №18 и 58 разгорелся затяжной скандал. В дело даже вмешалось УФАС, после чего материалы перекочевали в Арбитражный суд Алтайского края. В материалах делопроизводства сказано, что в декабре 2018 года было принято постановление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок без проведения открытого конкурса, а путем рассмотрения уведомлений от претендентов. В их список тогда попала только компания "Командирское" (имеет отношение к Бесчастному), которая и получила маршруты.

Остальные перевозчики усмотрели в этом некую договоренность, или "согласованность действий", уточняется в материалах суда. К тому же в СМИ со стороны бизнесменов высказывались претензии к самой процедуре. По их мнению, она проходила в крайне сжатые сроки, а критерии оценки якобы не были в полной мере отражены в положении "конкурса". Вдобавок высказывались предположения, что автопарк предприятия для работы далеко не идеален.

Перевозчики подали заявление в УФАС и прокуратуру. Антимонопольщики поддержали их и выдали предписание аннулировать итоги условного конкурса, чего комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула делать не стал. "Выигравший" перевозчик вышел на маршруты, а чиновники отправились в арбитраж с требованием отменить решение Управления ФАС.

Ровно год назад власти в срочном порядке уже искали перевозчика на эти маршруты - из-за проблем с лицензией у предыдущего перевозчика

Через год с небольшим суд отменил предписание и кассационные инстанции поддержали это решение. Служители Фемиды пришли к выводу, что целью профильного комитета для проведения внеконкурсной процедуры было обеспечение бесперебойного обслуживания маршрутов, а факт подачи заявления от единственного претендента – стечением обстоятельств.

С конфликтом вокруг двух популярных маршрутов связывают не менее горячие события, в центре которых оказались маршруты №33, 77 и 121. В судебные тяжбы тогда были втянуты "АГАС-Транс" с одной стороны и компания "Транс-Лайн" и комитет по дорожному хозяйству с другой. Более подробно об этом можно прочитать здесь.

Кстати, в том же 2019 году Олег Бесчастный пожаловался журналистам, что после получения временного свидетельства конкуренты начали обстреливать его автобусы из пневматического оружия, сообщал "Банкфакс". Судя по всему, это предположение так и не получило подтверждения.

А четырьмя годами ранее перевозчика и вовсе обвинили в рейдерском захвате маршрутов. Речь идет о направлениях для автобусов №27, 41, 78 и 144. Некогда их обслуживала компания "Форум". В сентябре 2015 года предприятие получило уведомление о расторжении контракта за неоднократные нарушения договора, пишет издание Altapress.

После этого организацию исключили из числа официальных городских перевозчиков и перекрыли доступ к аукционам на право обслуживать маршруты. Их по временным договорам передали Бесчастному и другим предпринимателям. Дело тоже ушло в арбитражный суд. Комитет тогда пояснил, что претензии к "Форуму" преимущественно заключались в систематических нарушениях расписания.

Проблемные точки

На шести барнаульских маршрутах из 19, работающих по нерегулируемому тарифу, с 1 января 2024 года не выросли цены на проезд

Отметим, что водители некоторых маршрутов самого Олега Бесчастного также не отличаются пунктуальностью. Так, в октябре прошлого года комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи подал на "Командирское" сразу два иска, чтобы отозвать свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам №27 и №18. Как предположил сам бизнесмен, причиной могли стать нарушения графика движения автобусов. Оба дела до сих пор рассматриваются.

А в конце прошлого года стало известно, что профильный комитет хочет "разлучить" предпринимателя, точнее компанию "Олир-Авто" с маршрутом №40. На него постоянно жаловались жители Затона, для которых автобусы – это единственная доступная связь с центром горда. Маршрут, который сам перевозчик назвал "тупиковым", тогда решили передать другому предприятию.

Кроме того, жалобы от пассажиров не раз поступали на работу маршрута №73, соединяющего спальную часть города с его центром. Между тем на его обслуживание, как и 75-го маршрута, мэрия города заключила с перевозчиком долгосрочные контракты, которые должны действовать до 2030 года. Меру внедрили, чтобы стимулировать игроков рынка пассажироперевозок на обновление автопарков.

Что ждет эти и другие маршруты перевозчика в свете криминальных событий начала этого года, пока неясно. Данный вопрос редакция хотела задать самому Олегу Бесчастному. Но пока "Толку" не удалось с ним связаться. Параллельно редакция направила соответствующий запрос в профильный комитет администрации Барнаула. Как бы то ни было, но в настоящее время о значительных перебоях в движении автобусов горожане не сообщали.

Что еще известно о перевозчике

Похоже, что пронять горожан морозами или жарой довольно трудно. Однако некоторые представители транспортной отрасли признают прохладный "климат" на своих рейсах

Олегу Бесчастному 55 лет. Более 21 года из них он работает в сфере пассажироперевозок. Не раз официально выступал в защиту прав перевозчиков Барнаула. Поддерживал инициативы по повышению стоимости проезда в общественном транспорте.

В настоящее время является индивидуальным предпринимателем. Работает по лицензии, "разрешающей деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами", выданной бессрочно в 2012 году. Имеет прямое отношение к таким барнаульским предприятиям, как "Олир-Авто" и "Командирское".

По информации площадки "Спарк-Интерфакс", был директором ныне недействующих компаний "БИК" (Саратовская область), "КИБ", "Барнаул-Авто", а также совладельцем компании "Сапартал", зарегистрированной еще в 1993 году. Являлся директором и совладельцем екатеринбургской компании "Магистраль", связанной с пассажирским транспортом.

Евгения Кочеткова