Найти тему

Император-инженер Николай I

Александр начал налаживать частную жизнь, став апатичным к делам императорским, что в итоге привело к уникальной для истории ситуации. И я сейчас не конкретно о восстании. У императора Павла Петровича было четверо сыновей Александр, Константин, Николай, Михаил (это я по старшинству перечислила).

После смерти Павла, императором стал Александр, что логично. Однако у Александра было только две дочери, да и те умерли еще в детстве. Соответственно, по всем правилам следующим императором должен был стать Константин, но, если бы было так, я бы так долго об этом не разглагольствовала.

Александр I за пару лет до смерти сформировал манифест, который следовало огласить после его смерти. Написан он был на основании письменного отречения от престола Константином и провозглашал наследником Николая. Самого наследника об этом не известили. Нет, конечно, Александр начал разговор о престолонаследии, но сам факт существования прямого манифеста Николаю раскрыт не был. Поэтому, когда в Петербург пришла новость о смерти Александра, Николай тут же присягнул Константину и велел то же сделать армии. Самый младший брат, Михаил, тоже поучаствовал в этой истории, хоть и в роли почтальона. Две недели Николай и Константин передавали друг другу трон, не решаясь встать во главе государства. Этой ситуацией воспользовались декабристы, поэтому Николай решил взять дело в свои руки и принял престол. Когда страсти утихнут граф Ланжерон отвесит им тонкий комплимент: «Члены вашей династии так благородны, что не поднимаются, а спускаются на престол».

Николай Павлович войдет в историю как Император-инженер. Поскольку он не планировал взойти на престол, да и при его рождении таких предпосылок не было, он посвятил себя технической стороне военного дела, в чем преуспел. Поэтому он загорелся только появившимся тогда проектом «железянки» или железной дороги, при этом личным указом он ввел дополнительные 89 миллиметров в сравнении с иностранными колеями, что в итоге затруднило поставки немецкого оружия в 1941 году.

Это все было хорошо и его правление нарекут самым спокойным среди русских императоров, но он ввел строгую цензуру, и с одной стороны - всё шикарно, никакой “запрещёнки”, а с другой стороны - всё шикарно, никаких реальных мнений. Таким образом, император не знал реального положения дел, что уже не очень хорошо сказывалось на делах империи.