Найти тему
10,1K подписчиков

«Голос с Опушки»: Россия и Иран. Следы былого сотрудничества в лицах

1,8K прочитали
Аве, други!
Прежде чем написать о чем думалось, нашелся один комментарий, тянущий на статью.
Аве, други! Прежде чем написать о чем думалось, нашелся один комментарий, тянущий на статью.  «отличная статья, вот только не понял откуда и где иранцы?

«отличная статья, вот только не понял откуда и где иранцы?, евреи да, с ними всё ясно, … …они хоть и не имели своего постоянного места жительства, как та же чудь, но были, а иранцы где "зафиксировались?»

Все довольно просто. Цапаем гравицаппу, садимся в пепелац и гоу в прошлое!

Итак, примерно дикие времена задолго до н. э. Северное Причерноморье населено не пойми кем. На каком языке гутарили эти «не пойми кто» остается только догадываться.

Но нам интересна исключительно их внешность, которая, как известно, формируется много раньше, чем появляется тот или иной народ.

В этой зоне сформировался фентоип «понтид». Чтобы не мучать вас тонкостями, скажу, что этот фенотип начал формироваться еще в неолите в районе Средиземноморья, как и многие другие фенотипы отличающиеся довольно легким телосложением, относительной высокорослостью, длинными узкими лицами и удлинённым черепом.

Дабы вам не было скучно, предлагаю вам взглянуть в лицо этих самых понтидов в, простите за тавтологию, в лице наших современников.

Иногда северную и оттого более светлую часть понтидов принимают за местных восточных нордидов, но между ними все же есть разница.

Вот для примера уже восточный нордоид. Он жестче, светлее, у него глаза посажены глубже и губы, если не дуть и не оттопыривать, тоньше.

Аве, други! Прежде чем написать о чем думалось, нашелся один комментарий, тянущий на статью.  «отличная статья, вот только не понял откуда и где иранцы?-3

Вот сравнительная конструкция типичных для наших земель, особенно для более северных, нордидов. Можно не сомневаться, что вы таких видите каждый день.

Аве, други! Прежде чем написать о чем думалось, нашелся один комментарий, тянущий на статью.  «отличная статья, вот только не понял откуда и где иранцы?-4

А это - понтиды, коих полным-полно на более южных землях:

Аве, други! Прежде чем написать о чем думалось, нашелся один комментарий, тянущий на статью.  «отличная статья, вот только не понял откуда и где иранцы?-5

Т. е. эти два фенотипа имеют очень много общего, даже если не считать что существует уйма промежуточных форм, к числу которых можно отнести, например, хорошо ныне известного Юрия Подоляку, что родом не из таких уж и южных Сум:

Аве, други! Прежде чем написать о чем думалось, нашелся один комментарий, тянущий на статью.  «отличная статья, вот только не понял откуда и где иранцы?-6

Понтидов несожно найти и в Прибалтике, например один из моих любимых советских актеров - Лембит Ульфсак - преимущественно понтид.

Но длина лица - заоблачная для любого фенотипа!
Но длина лица - заоблачная для любого фенотипа!

Постепенно понтиды добрались до Северного Причерноморья, Поволжья, Дона, двигаясь, как из северного Средиземноморья, так и через Кавказ. В итоге их основным местом обитания стали именно нынешние южнорусские (и южномалорусские, разумеется).

Впоследствии на эти места приходят сначала, скорее всего, ираноязычные киммерийцы (судить об этом сложно, ибо сохранилось только три их слова), а затем – скифы, ираноязычность которых подвергается сомнению разве что альтернативщиками, повсюду отыскивающими своих предков по национальности и языку.

Какой национальности альтернативщик – ту он всюду и будет находить, причем обнаруживать он ее будет стабильно среди самых героических народов древности, в кругу которых, я так понимаю, ищут не столько предков, сколько компенсацию собственным комплексам.

Итак, пришли скифы и от прежних народов этой местности почти ничего не осталось. Туда же подкатили и греки, так что понтидов ассимилировали.

...

Ближе ко II в до н. э. в этот регион подкатили недавние союзники скифов – сарматы, также ираноязычные, хотя во внешности у них прослеживались и отдельные монголоидные черты.

Узрев, что скифы значительно ослабли, они решили присоединиться к банкету и частично вытеснили, частично ассимилировали скифов, став главными иранцами региона.

И именно с их миграциями связывается распространение этого фенотипа в Европе. Сам характер его впитывания до конца неясен, но одно констатируется четко: где есть поздние уже совершенно европеоидные сарматы – там будут и понтиды.

...

В начале новой эры сарматы слабнут и из их среды выделяются аланы, само собой, тоже ираноязычные. Внешность – понтийская. Пошумели они изрядно, впрочем, как и прочие сарматы, добиравшиеся и до Британии и до Северной Африки, хотя на создание государства так и не сподобились.

Однако хотя военные экспедиции этих товарищей, хотя и сыграли значительную роль в истории и предположительно заложили основы европейского рыцарства, но к действительно мощному переселению не привели, даже несмотря на попавшему на этот период Великое переселение народов.

Т. е. сама понтийская антропологическая масса лишь несколько расширила свой ареал, но в основном осталась на старом месте.

И примерно в этот же период на территорию будущих южнорусских славян массово переселяются вышедшие на арену славяне. Впрочем, не только они.

В итоге от аланов осталось немного – Алания, просуществовавшая где-то до XIV века на Северном Кавказе. Примерно тогда же на аланской основе стали формироваться нынешние осетины, к настоящему времени являющиеся единственным североиранским народом.

Основная же масса понтидов была плавно ассимилирована славянами, будущими молдаванами и румынами, тюрками и некоторыми финноуграми с правобережья Волги. И, например, поляне были в основной своей массе уже понтидами.

Следами того, что славяне славянизировали не просто фенотип понтид, а именно понтидов в виде алано-сарматов стали иранские слова в наших языках. Всех не помню, но «топор» (вместо «секира»), «собака» (вместо «пес»), «хата», «чаша», «могила», "хорошо" (вместо "добро"), "хоровод" и еще ряд других – иранского происхождения.

Были и религиозные заимствования, например Хорс и Семаргл, что тоже указывает на то, что на момент встречи со славянами алано-сарматы были еще жизнеспособными.

Да и само слово «бог» – тоже, вполне вероятно, иранское и в переводе на наш означает «податель благ». Впрочем, это дискуссионно.

Ну а то, что значительная часть наших гидронимов (Дон, Дунай, Донец, Днепр, Днестр) выводится именно из иранских языков уже давно является установленным фактом.

Так что, дорогой читатель, нынешнее сотрудничество восточных славян с Ираном имеет своеобразную предысторию.
До встречи!