Найти тему
Тульский студент

В какое время наш мозг работает и учится эффективнее всего?

Оглавление

По мнению хронобиологии (науки о биологических часах и циркадных ритмах организма) – максимальная производительность мозга заложена у нас в ДНК, т.е. генетически.

Наши внутренние биологические часы «встраиваются» в мозг при рождении, и поэтому мы живем и достигаем чего-либо, полностью ориентируясь на наши собственные ощущения. Мы сами находимся «за рулем» своей собственной производительности, ведь никто лучше нас не знает – когда рано, а когда поздно!

Тем не менее, если мы возьмем на вооружения последние достижения науки об изучении мозга, нам станет проще брать новые высоты и творить с максимальной отдачей, а ресурсов мы при этом будем тратить гораздо меньше.

Эффективность нашего мозга сегодня мы будем рассматривать сквозь призму обучения, усвоения и запоминания новой информации. Именно эти занятия требуют от нас наибольшего количества сил и энергии. Именно с ними мы испытываем больше всего проблем, чему бы ни учились.

Иностранный язык, тренировка любого нового навыка – требует значительной отдачи нашей когнитивной системы.

Время наибольшей эффективности мозга при обучении:

  • Максимальный эффект от обучения наш мозг получает в первой половине дня. Это время примерно с 10:00 утра и оно длится до позднего полудня - 13:30 - 14:00.
  • Затем следует краткий перерыв, и мы снова способны воспринимать и хорошо усваивать новую информацию в промежутке с 16:00 до 22:00 часов.
  • Ночные часы – это время, когда лучше всего лечь спать – так как наш мозг в этот момент переходит в режим консолидации памяти (закрепляет и переносит информацию из краткосрочной памяти в долгосрочную память). Именно долгосрочная память важна при обучении.
  • Также в ночные часы, с 4 до 7 утра мы получаем наименьший эффект, хотя в этот момент наш мозг и работает активнее всего.

Большинство в ночной тиши прельщают ее тишина и спокойствие, но на самом деле все выученное глубокой ночью, утром моментально вылетит из головы. Как говорится «делу - время». Так, что ночь не время для запоминания чего-либо.

Более подробно разберем процесс обучения по времени суток.

-2

Учеба в утренние часы

Действительно, утро является лучшим вариантом для обучения, так как наш мозг в это время суток наиболее эффективен после освежающего ночного сна и завтрака. Естественный дневной свет также способствует лучшей концентрации. Именно в это время лучше всего подходить к изучению новой информации и ее запоминанию – все самое сложное должно быть выучено утром.

Учеба во второй половине дня

Если вы работаете с большим массивом разнородной информации, компилируете источники и делаете реферат, или вам приходится работать со сложной информацией, лучше всего делать это после обеда. Так как в это время наш мозг выстраивает логические связи и объединяет только что заученную информацию с уже усвоенной.

Учеба в ночные часы

Как мы и писали ранее – поздний вечер и ночь, самое малоэффективное время для обучения. Хотя у некоторых в это время суток энергия буквально бьет ключом. В данном подходе стоит также учитывать и индивидуальные особенности организма, НО только если у вас действительно впечатляющие результаты по ночам (хотя и сомнительно).

Из плюсов – в это время наиболее сильны творческие и креативные способности и концентрация, т.к. почти нет отвлекающих факторов. В любом случае, ночью вы должны спать не менее 8-9 часов.

Ночное обучение при этом хорошо работает во время изучения иностранных языков, чем вовсю пользуются разработчики языковых курсов предлагая инновационное «обучение во сне». Вы просто надеваете наушники и ложитесь спать, пока лектор гоняет вас по курсу.

В фазе медленного сна (длится до 90 минут) процесс консолидации памяти происходит лучше всего, и наш мозг одновременно восстанавливается после дневных забот и укладывает только что полученную информацию в памяти.

Какое время, все же лучшее для учебы?

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить о циркадных ритмах нашего организма. Кто-то по своей натуре жаворонок и встает очень рано, другой - наоборот сова.

При построении графика обучения лучше всего ориентироваться на собственные индивидуальные особенности, но при этом учитывать последние достижения науки о мозге и следующие важные факторы:

  • определите время, когда вы наиболее внимательны и сконцентрированны. Например, кто-то лучше зрительно запоминает информацию с утра, а аналитические способности у некоторых лучше работают после обеда.
  • переносите занятия, если в самое эффективное время у вас много отвлекающих факторов. Лучше заниматься важной задачей спокойно и собранно, чем в шумной комнате или офисе во время обеда.
  • выделяйте для обучения одно и тоже, привычное вам время, чтобы мозг лучше перестроился на регулярность восприятия новой информации.
-3

Вот несколько советов от хронобиологов, которым помогут вам спланировать свою интеллектуальную активность.

Лучшее время для важной задачи

Большинство из нас откладывают самые сложные и тяжелые проекты до последнего. Мы тянем время до вечера, а потом с головой погружаемся в стресс не чувствуя ни сил, ни желания для того, чтобы его преодолеть и доделать задачу. И тут все верно. Дело в том, что уровень гормона стресса – кортизола (защищающего нас от эмоциональных и физических перегрузок) максимально повышен лишь в утренние часы, а после обеда он находится на низком уровне.

Хотите успешно справиться со сложной задачей? Приступайте к ней в первой половине дня. Испытав стресс утром, вы к вечеру не только вернетесь в норму, но и у вас останется достаточно сил для других дел в течение всего дня.

Лучшее время для принятия решений

Худшие идеи приходят поздно ночью и ранним утром. Ваши когнитивные способности многократно возрастают только после того, как ваш мозг и тело избавятся от инерции сна.

Откладывайте важные решения до того момента, когда почувствуете себя наиболее бодрым. Обычно это время через 2-3 часа после пробуждения.

Лучшее время для мозгового штурма

Многочисленные исследования показали, что мы наименее эффективны в наше рабочее время, с 11:00 до 15:00.

Ученые предлагают для созидания использовать «моменты дурного величия» - период, когда мы немного устали и очень легко отвлекаемся на сторонние вещи. Именно в этот момент наши правое и левое полушария начинают работать синхронно.

Тут то и приходит креатив и строятся новые цепочки из нейронов.

Самый лучший и худший дни недели

Все очевидно. В пятницу днем наш мозг и настроение находятся на подъеме и подобный настрой сохраняется до конца дня. Это хороший день для серьезных разговоров и обсуждений.

Утро понедельника – наихудший день недели для любых обсуждений и решения вопросов.