Беларусь на пару с Россией в настоящее время осуществляют довольно странную экономическую и финансовую политику. С одной стороны, объявлено о стремлении к технологическому суверенитету и самообеспечению товарами. С другой, сохраняется политика слабого рубля, которая направлена на устранение суверенитета и превращение и Беларуси, и России в сырьевой придаток экономически развитых стран.
Среди финансовых чиновников в РБ и РФ распространено мнение о том, что для повышения глобальной конкурентоспособности промышленности необходимо поддерживать низкую зарплату. Это же, по их мнению, привлечет иностранных инвесторов. Поэтому Минфин и Банк России искусственно ослабляют российский рубль посредством скупки валюты в резервы и отказываются вводить ограничения на вывод крупных капиталов из страны (типа тех, которые существуют, например, в Китае). Белорусский рубль обесценился в компании с российским.
Данный финансовый проект чиновников, в отличие от многих других, успешно реализован: в настоящее время рубли являются, наверное, самыми недооцененными валютами в мире, в частности, по отношению к доллару они недооценены примерно в 3 раза. Поэтому в долларовом выражении заработная плата в Беларуси составляет 600-700 долларов в месяц, хотя по паритету покупательной способности она равна примерно 2 тыс. долларов.
Сильная страна – сильный рубль
Чиновники считают, что это помогает привлечь иностранных инвесторов, соблазняемых дешевой рабочей силой, но ничего не говорят о негативных моментах такой дешевизны труда. В частности, создается впечатления о бедности жителей Беларуси по сравнению с жителями других стран, хотя на самом деле уровень жизни в РБ находится в среднем примерно на уровне стран Восточной Европы, входящих в ЕС.
Подобная ситуация приводит к оттоку населения из страны, а также к чувству некоторой неполноценности у жителей Беларуси. Например, белорусский врач видит, что в Польше он будет зарабатывать, допустим, в 3 раза больше в долларовом выражении. Конечно, можно попытаться оправдать низкую зарплату в Беларуси более низкими ценами, дешевыми государственными социальными услугами и т. д. и т. п., что является правдой, но все это не наглядно, а то, что зарплата в три раза меньше – впечатляющий и очевидный факт. Который ставит жирный крест на попытках воспитать у людей чувство национальной гордости. У нормального человека осознание того, что его зарплата ниже в 3 раза той, которую он получит за такую же работу в соседней стране, вызовет чувство дискомфорта, а не гордости.
Кроме негативного психологического воздействия, слабый рубль затрудняет модернизацию производства, так как делает слишком дорогим современное оборудование для предприятий, работающих на внутренний рынок, что, в свою очередь, препятствует импортозамещению. Такие предприятия просто не могут закупить современное оборудование за рубежом, так как они банально не способны заработать на него денег на внутреннем рынке, в то время как у их конкурентов за рубежом такая возможность имеется. Поэтому и импортозамещение во многих случаях становится невозможным.
Таким образом, проводимая в РБ и РФ финансовая политика соответствует добровольному поддержанию экономик стран в качестве сырьевого придатка государств с сильными валютами. Поэтому пока рубль останется недооцененным, Беларуси не удастся обеспечивать конкурентное развитие страны. Она будет терять кадры, а ее товары будут отставать по технологическому уровню от зарубежных (хотя, возможны исключения в нескольких отраслях).
Поэтому укрепление рубля и увеличение зарплат в долларовом эквиваленте позволит сформулировать четкую жизненную цель для широких масс населения. Так, каждый врач, зарабатывающий в Беларуси сейчас, допустим, примерно 800 долларов в месяц, и думающий не переехать ли ему в Польшу, где платят 2-3 тыс. долларов (это условные числа), будет понимать, что, допустим, через 10 лет он в своей стране будет иметь 2-3 тыс. долларов, а через 20 лет – на четверть больше, чем врач в Польше.
Конечно, союз с ЕС тоже может обеспечить в Беларуси европейский (на уровне стран Восточной Европы) уровень зарплат и пенсий, но в долг – за счет продажи государственного имущества в иностранные частные руки. Как это уже произошло в Польше и странах Прибалтики. Чтобы понять, чем это чревато, можно сравнить долги Беларуси с долгами Литвы.
На конец 2022 года внешний долг Беларуси составлял 39,7 млрд. долларов, Литвы – 48,4 млрд. долларов. При этом в Беларуси жило около 9,2 млн человек, а в Литве 2,6 млн. человек. Таким образом, в расчете на одного жителя в Беларуси приходилось около 4 тыс. долларов долга, в Литве – примерно 18 тыс., то есть в 4,5 раза больше. А если учесть, что почти все крупнейшие частные предприятия и банки в Литве уже принадлежат иностранцам, картина получается совсем печальная для нее.
Это значит, что нынешний сравнительно высокий уровень жизни в странах Балтии вылезет им боком. Со временем им придется расплачиваться по долгам, а так как экономика у них развита слабо, сделать они это смогут, только продав свое имущество. Элита прибалтийских стран постепенно превратится в прислугу, управляющую собственностью иностранных государств, на которой будет работать местное население, если ему разрешат это делать новые собственники Литвы.
Рассчитывать надо на национальный капитал, а не на иностранный
Конечно, сделать рубль крепким – на уровне паритета с долларом, сложно. Более того, Беларусь в одиночку сделать это не сможет вообще. А вот вместе с Россией осуществить подобные преобразования вполне реально, так как Россия может укрепить свой рубль чуть ли не за один день, просто введя ограничения на вывод капитала, как это произошло летом 2022 года.
Впрочем, одноразово укреплять рубль не следует, так как экономики РБ и РФ к этому не готовы. Необходимо принять программу по осуществлению целого ряда мер в экономике, которые хорошо известны и используются во многих странах. Это, в частности, ограничения на вывод крупных капиталов за рубеж, накопительная пенсионная система, рынок долговых государственных ценных бумаг и рынок акций, позволяющих национальному бизнесу привлекать средства на внутреннем рынке посредством размещения новых эмиссий акций, а гражданам – выгодно размещать свои средства в самой стране, а не за ее пределами.
Все это займет десятки лет. Тут не надо спешить, так как важно не допустить скачка инфляции, что вполне возможно.
Стратегия, направленная на укрепление рубля, сделает богаче не только широкие массы населения, но и бизнес, который в настоящее время настроен против проведения необходимых финансовых реформ, в частности, ограничений на вывод крупных капиталов. Эти меры действительно приведут к сокращению доходов бизнесменов, но с сильным рублем их заработки на внутреннем рынке в долларовом выражении значительно вырастут, так же, как и стоимость их предприятий. Правда, капитал будет сложно вывести из страны, но зато он станет больше (в долларовом выражении), а продажу компаний можно (и нужно) организовать и на внутреннем рынке. Правительству надо представить четкую программу таких ограничений, чтобы богатые люди понимали, что они получат свободу обращения со своим капиталом, но со временем, – лет через 10, 20, 30 ….
Сейчас власти в Беларуси не пытаются решить проблему заниженного курса рубля, а делают вид, что ее нет, вообще отказываясь обсуждать курс рубля и зарплату в долларовом эквиваленте, хотя когда-то много говорили о достижении зарплаты в 500 долларов. Это было правильно. Но потом Россия начала девальвировать свой рубль, и зарплата в долларах начала сокращаться и в России, и в Беларуси, в связи с чем об ее увеличении в валютном выражении говорить перестали. Что неправильно.
Вопрос о долларовом эквиваленте рубля и зарплаты связан с образом будущего для страны. В настоящее время все больше говорится о национальной гордости, необходимости формирования уважения к своей стране и создания привлекательного образа будущего. Но национальная гордость и зарплата в 600-700 долларов несовместимы. Сильная страна, которой можно гордится, предполагает сильный рубль, то есть зарплату, на уровне экономически развитых стран. Не может быть образа будущего, устраивающего народ, без сильного рубля, и никакие разговоры о ВВП, низкой инфляции, устойчивости финансов и прочих показателях ни в чем людей не убедят.
Что касается стратегии привлечения иностранных инвестиций за счет искусственного занижения зарплат, на что сейчас делают ставку правительство и Нацбанк, то она ошибочная. Ориентироваться надо на создание национального капитала, а иностранные инвестиции нужно привлекать только после того, как будут использованы свои средства, которые сейчас тупо выводятся за границу. В России речь идет о десятках миллиардов долларов в год. В Беларуси неиспользуемые средства также имеются, хотя и не в таких количествах: только коммерческие банки страны за 11 месяцев 2023 года вывели за рубеж около 1,1 млрд. долларов (иностранные активы банков выросли с 3,7 до 4,8 млрд. долларов). А еще наличных на руках у населения скопилось на миллиарды долларов. Они не используются, в то время как чиновники ищут кредиты за рубежом. И события последних лет ничего не изменили, только раньше чиновники ездили в поисках кредитов в Лондон, то сейчас – в Москву и Пекин. А государственных облигаций в иностранной валюте, предназначенных для населения нет, облигаций, защищающих от инфляции, нет, акций, доступных населению, нет, более того, банки с одобрения Нацбанка проводят политику, стимулирующую отток валюты населения из банков. Деньги жителей Беларуси чиновникам не нужны!
Это неверная установка. Задача финансовой политики – научиться использовать внутренние ресурсы, направив их на инвестиции вместо иностранных. И сделать это следует так, чтобы доходы владельцев этого капитала – жителей Беларуси – увеличились, а риски потерять сбережения для них не выросли. Это сложно обеспечить, но не невозможно.
Таким образом, программа укрепления белорусского рубля (вместе с российским), увеличения зарплат в долларовом выражении (в разы), и переориентации на национальный капитал, должна стать краеугольным камнем финансовой политики и экономической стратегии Беларуси. Без этого стране не удастся решить не только экономические, но и социальные проблемы. Толком не получатся ни технологический суверенитет, ни импортозамещение, – только видимость. Вместо зависимости и Европы и США возникнет зависимость от Китая.
В качестве примера, показывающего, что происходит, можно привести историю создания в Беларуси предприятия по сборке китайских автомобилей БЕЛДЖИ. Героическими усилиями белорусских чиновников, поддерживаемых лично президентом, удалось создать это предприятие, оно быстро наращивает производство, растет экспорт в Россию. Создан собственный бренд – BelGee, есть планы создания собственного белорусского электромобиля на базе этого предприятия. Но вот в 2023 году в число одного из лидеров продаж на российском рынке (10 место) среди моделей неожиданно вышел не белорусский Geely/BelGee, а Geely Monjaro, который изготавливается не в Беларуси, а в Китае, на так называемом интеллектуальном заводе, где все процессы автоматизированы, и изготовлением машин занимаются роботы. В Беларуси такого завода нет, даже в проекте. То есть, Беларусь – площадка для сборки устаревших китайских автомобилей. Как и Россия. И исправить положение наши страны не смогут – банально на это не хватит денег, так как финансовые власти проводят политику, направленную на то, чтобы РБ и РФ были площадками для выпуска устаревших моделей техники, а капитал из стран направлялся не на техническое обновление предприятий, а выводился. Но если мы не хотим отставать по технологиям от Китая, так и финансовую политику надо проводить как в Китае! Разумеется, с учетом национальных особенностей.
Владимир Тарасов.
Статья подготовлена в рамках проекта «Подготовка первого в мире научного учебника по экономике».