Найти тему
Darkside.ru

Стив Вай о студийном приёме Фрэнка Заппы: «Я был ошеломлён»

C появлением компьютерных программ редактирование записи стало проще, чем когда-либо. Но в более ранние времена работа с аналоговой плёнкой была гораздо сложнее и труднее. И одним из музыкантов, который, безусловно, знает толк в звукозаписи, является Стив Вай — за годы своей карьеры он участвовал в работе над бесчисленным количеством альбомов, которые он сам смонтировал и спродюсировал.

Во время недавнего интервью Вай смог точно определить момент, когда он узнал о студийном трюке Фрэнка Заппы, который открыл совершенно новый мир возможностей для тогда ещё начинающего гитариста:

«Всё время, пока я был с Фрэнком, я перенимал опыт. Я наблюдал за ним и слышал, как он очень точно определяет ритм и такты, как он придаёт окраску трекам.

Помню, однажды я был в студии, а он что-то микшировал, и мы находились там вдвоём. Я смотрел, как он занимается сведением, и тут он остановил процесс. Он сводил две дорожки, потом остановился, вернулся к пульту, внёс какие-то изменения, а потом продолжил сведение оставшейся части песни».

И именно в этот момент Заппа сделал нечто такое, чего Вай никогда раньше не видел:

«Потом я вижу, как он встаёт, подходит к двухдорожечному магнитофону, берёт лезвие, берёт ленту и кладёт её на маленький блок для соединения. Я спросил, что он делает. А он разрезал ленту. Я думаю: "Он разрезал ленту! Ты не должен резать ленту!" А потом он изогнул её. И меня это так заворожило, я сказал: "Боже мой! Я не знал, что ты можешь так делать". А он сказал: "Да, здесь барабаны". Он подходил к нужному месту, отмечал его, а потом вырезал - и склеивал куски вместе. А я думал: "Что он делает?"»

Затем он осознал причину, и всё обрело смысл:

«Был момент, когда он воспроизвёл запись, и лента прошла по головке... И я всё понял, я был ошеломлён. Потому что это сразу же открыло в моём сознании целый мир возможностей, ведь я всегда думал: "У тебя есть один шанс, ты записываешь его, и всё". Я не знал о том, что можно соединять плёнку. Вот таким невинным и наивным я тогда был. И когда это произошло, я просто ахнул. А Фрэнк просто посмотрел на меня, улыбнулся и сказал: "Ага. Благодаря этому каждый день похож на Рождество". Я понял, что такое монтаж».

Вай был участником группы Заппы с 1980 по 1983 годы, после чего ушёл и стал играть с такими исполнителями, как Alcatrazz, Дэвид Ли Рот и Whitesnake, а также начал собственную сольную карьеру.