Найти в Дзене
Записки мобилографа

Случайный "взлом" системы образования в средней школе

"Взлом" отечественной системы образования завершился успехом. Теперь я могу не волноваться о том, что ребенок у меня не усвоит материал и не сможет в чем-то разобраться самостоятельно. Интересно стало? Пошли знакомиться с материалом и понимать, что главное - это поставить ЦЕЛЬ. Проблемы с математикой Всё началось с того, что с 5-го примерно класса, пока я ещё не был женат, у моего будущего сына начались проблемы с математикой. Учитель начальных классов, как в последствии выяснилось и моя первая учительница и учительница моей супруги. Давала материал в доступной и понятной манере. Но с переходом в среднюю школу всё изменилось. "Плохая" учительница Жалобы родителей на преподавателя математики в школе звучат уже третий год, то есть каждый год, пока мой ребенок там учится. Я поначалу думал, что действительно там беда и педагог не пригоден для преподавания. Однако, личное общение с учительницей убедило меня в том, что проблема немного глубже и валить всё на одного педагога не правильно. Её
Оглавление

"Взлом" отечественной системы образования завершился успехом. Теперь я могу не волноваться о том, что ребенок у меня не усвоит материал и не сможет в чем-то разобраться самостоятельно.

Интересно стало? Пошли знакомиться с материалом и понимать, что главное - это поставить ЦЕЛЬ.

Проблемы с математикой

Всё началось с того, что с 5-го примерно класса, пока я ещё не был женат, у моего будущего сына начались проблемы с математикой. Учитель начальных классов, как в последствии выяснилось и моя первая учительница и учительница моей супруги. Давала материал в доступной и понятной манере. Но с переходом в среднюю школу всё изменилось.

"Плохая" учительница

Жалобы родителей на преподавателя математики в школе звучат уже третий год, то есть каждый год, пока мой ребенок там учится. Я поначалу думал, что действительно там беда и педагог не пригоден для преподавания.

Однако, личное общение с учительницей убедило меня в том, что проблема немного глубже и валить всё на одного педагога не правильно. Её единственный, как я считаю минус - это то, что она ставит оценки на балл ниже за плохочитаемый почерк. Но недостаток ли это... Может просто попытка как-то наставить учеников на "путь истинный" и хоть немного научить аккуратности?

Вопрос с учебниками

Вторым исследуемым вопросом стал вопрос качества учебных материалов. Учеба у ребенка ведется по современным учебникам. Которые меня, как отца и как человека, который помимо опыта обучения советскими учителями имеет ещё и нормальный такой физ-мат факультет за плечами, мягко говоря не впечатлили. Материал изложен слабовато (мягко говоря), практически бессистемно и неряшливо что-ли.

Короче учебник конечно для учебы в какой-то степени пригоден, но когда темы идут практически вразнобой без нормальной связи - это на качестве обучения положительно не скажется никогда от слова "совсем". Это я вам как человек немного в математике понимающий могу заявить совершенно точно.

Без нормальной теоретической основы, никогда не получится ученик который материал действительно понимает, в не просто тупо зазубривает.

Однако, учитывая, что собственного ребенка я отнести к неспособным не могу априори, по другим-то предметам "4" и "5", проблемным вопросом "назначать" только учебные материалы я так-же посчитал неправильным.

Буйный класс

К соученикам ребенка тоже были вопросы. Он там конечно практически самый здоровенный в своем классе, так что вопросы типа "буллинг" и прочее не проходят.

Да бывает ребята шумят на уроках, да иногда их срывают, что их собственно не красит совершенно. Но опять же... конфликты в стиле "Отцы и ЭТИ" были, есть и будут всегда. Списывать только на них слабые оценки и непонимание материала - это глупость.

Никто не виноват?

Таким образом, я пришел к выводу, что найти виноватых не вышло. По сути, тут играет некоторая совокупность факторов, которая завязана и на учителя, которая к сожалению не гений от педагогики, и на не очень качественные то учебные материалы, на в том числе буйный класс, который не горит желанием учиться. Каждый из этих факторов по отдельности не наносит весомого урона качеству образования, а вот в совокупности они "играют" будь здоров.

Так и выходит, что при отсутствии виноватых у нас получается катастрофически низкое качество усвоения материала и при этом же вечно занятые вечера у отца, который сидит и объясняет ребенку то, что долны были объяснять в школе.

Что делать?

Замечаете? Уже второй "вечный вопрос" пошел.

Я сам, как человек в некоторой степени ленивый, решил к решению этого вопроса подойти с некоторой основательностью, чтобы если решить, то уже не возвращаться. А для этого пришлось как следует изучить систему школьного образования в разрезе "ребенок-школа".

Придя к такому выводу, для начала посмотрим, что должна дать школа, как учреждение образовательного типа.

Школа должна выпускать людей, которые гармонично развиты, имеют ряд навыков, устоявшуюся систему понятий и моральных и нравственных принципов, которые построены в некую единую непротиворечивую картину мировосприятия.

Вот на этом моменте, меня и закусило. Так как непротиворечивой картиной мировосприятия ребенок явно не был "оборудован". Куча заученных знаний, которые к друг другу вообще не привязаны.

Именно это наблюдение и стало основой того, что я "положил в фундамент" для "взлома системы образования".

Так как взаимодействие двух систем всё равно является системой, но только более сложного порядка, было решено внести изменения в той её части которая изменениям поддаётся, то есть в ребенке.

Так как сама школа не способна дать какую-то связную и интересную ребенку систему знаний, необходимо сделать так, чтобы эта система появилась у ребенка и осталась в голове. Что в свою очередь обозначает следующее:

"Необходимо придумать какой-то инструмент для того, чтобы заложить в память ребенка ряд основополагающих понятий и определений и научить с ними свободно обращаться."

Бинго!

Именно тут собака и порылась. Так как ребенку дают эти самые понятия только "зазубрить", толком не прилагая усилий к тому, чтобы создать в голове хоть какие-то связи между ними и научить оперированию этими самыми понятиями, то при изучении всё более и более сложным тем, не стоит удивляться тому, что ученик смотрит на них "как баран на новые ворота".

Взлом системы образования средней школы

При наличии четко сформулированной проблемы, что как я думаю понимаете ,уже есть половина её решения, найти выход не оставило большого труда. Хотя кому я вру. Составило. Примерно от 2 до 3 месяцев я придумывал различные схемы взаимодействия, смотрел методики обучения и по разному кумекал как "как победить" эту проблему.

По итогу пришёл к тому, что ситуацию может спасти элементарная БЗ (База Знаний). В нашем случае она представляет собой банальную общую тетрадку, в которую выписываются ВСЕ определения и понятие, которые мы проходим в школе на уроках Алгебры, Геометрии, Физики, Теории вероятностей и Информатики.

Такой набор предметов не случаен. Так как все они относятся к естественно-научным дисциплинам, то и связи стоит учиться устанавливать именно на таких, смежных предметах.

Реализация взлома

Всё, что помогло - это общая тетрадка и обычная ручка.
Собственно сама тетрадка
Собственно сама тетрадка
Образец записи №1
Образец записи №1
Образец записи №2
Образец записи №2

Переговорив с сыном, мы пришли к соглашению, что он попробует. И я со своей стороны если что помогу и поддержу.

В течение примерно двух недель, мы писали из учебников все ранее пройденные определения. Начиная от того, что такое точка и прямая и заканчивая "вероятностью выпадения вариантов".

Вся работа с БЗ заключалась только в том, чтобы выписывать понятия и на выходных тратить некоторое количество времени на чтение того, что написал (читается вся тетрадка полностью).

В итоге, я на выходных стал в некоторой степени заложником этой же системы, так как оказалось, что когда ребенок читает такого рода "энциклопедию" его собственного авторства, то у него закономерным образом начинают возникать вопросы. Что, отчего, почему и так и далее. Тут уже родителю, мне то есть, пришлось "поскрипеть мозгом", да и сейчас приходится скрипеть, что уж там скрывать.

Но с другой стороны, у нас закончились тройки по математическим дисциплинам вообще, по поводу физики, информатики и теории вероятностей, я и до этого не волновался, а сейчас просто уверен, что на пятерки мы по третьей четверти выйдем точно. Алгебру по прошлой четверти мы уже подтянули до "4". Осталось только с геометрией справиться, но судя по тому прогрессу, который я вижу, дотянем.

Эту тему я обсуждал с Алексеем Фёдоровым, который на мой взгляд является одним из лучших специалистов в Рунете в части "заметкоделия".

Результаты и Вывод

Когда я начинал эту деятельность, с целью разобраться со сложностями в математике, поверьте ни разу не подозревал, что это выльется в такого рода штуку. Наш "доблестный" МинОбр портит кровь и учителям и ученикам этими бесконечными "оптимизациями" и "инновациями", толку от которых в размере примерно статистической погрешности, а вот вреда куда как больше.

Я считаю, что ведение такого рода Базы Знаний ломает на корню все усилия Министерства Просвещения "доломать" окончательно наше школьное образование. Во всяком случае, я уже ощутил немалые положительные подвижки и что немаловажно их ощущает и мой сын. Может мы и не сможем сделать его широко образованным человеком благодаря школе, но это не означает, что он не станет образованным вопреки.

Возможно, когда он подрастет и станет студентом, я помогу ему перейти на что-то более серьезное, типа Obsidian или тому подобную систему ведения заметок. Но пока нам хватает простой тетради и ручки.

Пока что, рекомендую попробовать такого рода опыт. Лишним оно не будет, вреда не нанесет точно, а возможная выгода колоссальна. И для ребенка и для родителей.

Надеюсь было интересно и достаточно полезно.

С уважением,

Автор.

Продолжение ТУТ.

З.Ы. Статья репост из моего блога https://telegra.ph/Vzlom-01-17

Подписывайтесь на канал:

Тележка: https://t.me/GeekFinanceRu

VK: https://vk.com/geekfinanceru

Dzen: https://dzen.ru/gfin