Есть очень четкий и точный критерий этого. И это действительно так, потому что духовная наука – это наука точная.
Но сначала давайте чуть повспоминаем и порассуждаем.
Итак, часто ли нам трудности и скорби кажутся непреодолимыми? Часто ли вообще это было? И как мы вели себя при этом?
Наверно каждый вспомнит – и вполне возможно не один такой случай.
Как мы себя вели? Сильные пытались бороться, слабые складывали руки и отчаивались. А верующие обращались к Богу за помощью.
Но само представление о трудностях не менялось. В любом случае они нам казались безнадежно непреодолимыми.
И только уже потом, как говорится, постфактум, мы замечали, что эти трудности как-то сами собой разрешались, зачастую даже без наших особых усилий. Так как и эти сами усилия мы прикладывали не столь значительные, ибо все нам казалось слишком безнадежным.
Что ж – пора теперь обратиться к опыту святых. К этому четкому критерию, который был выделен ими для восприятия «непреодолимых» трудностей.
Об этом рассуждает св. прпд. Силуан Афонский:
«Если скорби кажутся нам великими, это значит, что мы не предались воле Божией».
Вот как просто и точно – духовная аксиома в единой краткой формуле.
Давайте ее разберем.
Обратите внимание на ремарку по поводу скорбей – они «кажутся». Это ключевое на самом деле слово.
Действительно, любые скорби и трудности могут только казаться непреодолимо великими, но отнюдь не быть таковыми по сути.
Этого просто не может быть по определению. Просто потому, что Бог всемогущ, и для Него не может быть «непреодолимых» трудностей.
Значит, что-то не так не с трудностями, а с нами самими. И на самом деле все просто и однозначно просто:
МЫ НЕ ПРЕДАЕМСЯ ВОЛЕ БОЖЬЕЙ.
Как только это происходит, так скорби и трудности в наших глазах начинают расти и увеличиваться до тех самых размеров, когда становятся непреодолимыми.
Удивительно! Удивительна эта сама зависимость нашего духовного зрения от степени предания воли Божьей.
Они находятся в обратной пропорциональности. Чем больше человек предает себя воле Божьей, тем сильнее уменьшаются в его глазах трудности. Соответственно – и наоборот.
Как же работает этот механизм? Давайте задумаемся.
Предавшийся в волю Божью полностью доверяет Ему. А раз так, то Бог и дает ему как бы Свое зрение. Человек смотрит на мир Божьими глазами, и тогда действительно никакие скорби не могут ему казаться страшными и непреодолимыми.
А что происходит с недоверившимся Богу человеком, пусть даже и верующим?
Он смотрит на мир не глазами Бога, а своими собственными глазами. И тогда любая трудность автоматически начинает увеличиваться в его глазах.
Сравните взгляд Бога и человека. Собственно, и сравнивать смешно.
Бог видит мир и любые трудности в нем абсолютно со всех точек зрения, а человек – только с одной, крайне несовершенной и недостаточной.
А раз так, то его трудность тут же начинает обрастать разного рода домыслами, страхами, непроверенными угрозами и недостоверными предположениями.
За счет них она и начинает расти и увеличиваться. И естественно доходит до «непреодолимых» размеров.
Все – человек в тупике. Перед ним гора, которую ему самому не сдвинуть.
А понять то, что эта гора на самом деле только «кажущаяся», только в его воображение она непреодолима – это понять без предания себя в руки Божьи невозможно.
Из такого положения естественно вывести две крайности.
Для святых, полностью предающих себя в руки Божьи – вообще нет никаких трудностей. Они их просто не видят, как не видит их Сам Бог.
Все им кажется абсолютно простым и разрешимым. Они чувствуют себя подобно младенцу на руках матери, который действительно не видит и не чувствует никаких трудностей и скорбей.
Мне хорошо, тепло, светло и уютно – потому что я на руках у мамы. И она обо всем позаботится и решит все проблемы.
Это так сказать – «крайность» святых.
Увы – нам ближе другая крайность. Крайность отчаяния перед «непреодолимыми» трудностями, мы готовы вместе с героем известного фильма, ломая руки, повторять:
- Все пропало! Все пропало, шеф!.. Все пропало!..
Что ж – мы сами в виноваты, если не хотим учиться элементарным духовным премудростям.